UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ КАК ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОСБЮДЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯЛО

Ничего не могу с собой поделать: проект Государственного бюджета Украины на 2004 год лично у меня ассоциируется с желтым — на красном фоне — деревом, у которого шесть листиков: два белых, два зеленых и два голубых...

Автор: Наталия Яценко

Ничего не могу с собой поделать: проект Государственного бюджета Украины на 2004 год лично у меня ассоциируется с желтым — на красном фоне — деревом, у которого шесть листиков: два белых, два зеленых и два голубых. Нет-нет, я знаю и про возросшую доходную и расходную часть, и про 2,4 млрд. дефицита, и про социальную направленность документа. Но первое впечатление, как известно, самое сильное. Потому так трудно отделаться от целой гаммы ощущений от ознакомления с брошюрой «Бюджет 2004 року: реальність, збалансованість, прозорість» (Київ, 2003), подготовленной для депутатов Верховной Рады четвертого созыва департаментом организационно-аналитического обеспечения деятельности министра финансов.

Это там, на с. 37, — картинка с желто-красно-бело-зелено-голубым деревом, словно агрессивная демонстрация возможностей цветной полиграфии в Украине. А еще в изданной в помощь народным избранникам книжице находим человеческую физиономию черного цвета с белым глазом (очками?) и двумя огромными шестеренками, белой и черной — этим кошмаром предваряется раздел «Міжбюджетні відносини» (с.31). Для любителей менее острых ощущений — трогательный рисуночек барышни за компьютером (рядом с фразой о том, что по сравнению с планом на 2003 год доходы общего фонда госбюджета увеличиваются на 2,9 млрд. гривен). А возле подзаголовка «Формирование доходной части бюджета» что нарисовано? Угадайте с трех раз! Правильно, сейф…

Можно было бы и смолчать, если бы депутатов побаловали только «веселыми минфиновскими картинками». Ну подумаешь, может, кто-то из подчиненных Николая Яновича — непризнанный художник-примитивист, и вот наконец выпала возможность воплотить за государственные деньги свой художнический талант! Может, не хватило авторам из Минфина уважения и такта, не сообразили, что народных избранников, среди которых чуть ли не каждый третий — кандидат, доктор наук или академик, все-таки негоже по интеллектуальному уровню приравнивать к учащимся третьего-четвертого класса вспомогательной школы…

Однако в придачу к картинкам имеются текстовой материал и диаграммы, также далеко не однозначные. Эдакий коктейль из полведра правды, стакана недомолвок и двух столовых ложек тенденциозности…

Рычаги и шестеренки

«Розвиток бюджетної системи не можна порівнювати з роботою важелів, за допомогою яких домінуючою може визначитися одна із закладених тенденцій»… Долго я вгрызалась в смысл этой фразы, помещенной на с.2 брошюры в рамочке на зеленом фоне. Что-то авторы вроде бы хотели сказать, но как понять, что именно?

Зато речи их шефа, первого вице-премьера, министра финансов Николая Азарова во время представления в ВР госбюджетного проекта на 2004 год были и понятны, и достаточно убедительны. Несмотря на то, что докладывать пришлось на украинском языке. Николая Яновича не выводили из равновесия ни многие невыполненные пункты Бюджетной резолюции, ни весьма солидный, как по нынешним украинским меркам, бюджетный дефицит, ни огромные объемы долгов, которые в 2004-м предстоит вернуть, при более чем призрачных надеждах на заимствования от международных финансовых институтов…О рисках в 25-минутном докладе было сказано всего ничего.

Депутатам словно внушали: то, что делается, является единственно правильным. Может, расчет был на то, что редкий народный избранник дочитает до конца пояснительную записку к бюджету на 225 страниц, а также вникнет в каждую из 96 статей документа…

Вот тогда, глядишь, и пригодится изданная азаровскими клерками бюджетная книжица, в которой, в частности, сказано, что «використання консервативного сценарію (прогноза социального и экономического развития на 2004 год при подготовке бюджета. — Н.Я.) обумовлено необхідністю страхування економічних ризиків». Экономических — и точка. Будто нет в стране в 2004 году политических рисков, связанных с выборами. Будто все в порядке в институциональной сфере, а наш доблестный Кабмин, в последнее время по своим повадкам очень смахивающий на советских предшественников, условно-досрочно излечился от административного зуда и больше никогда не будет пытаться регулировать все и вся, впадать в поиски саботажников на полях, хлебозаводах, среди трейдеров и пр.

Кабмину выгодно говорить, что (цитирую по брошюре) «перегляд ставок єдиного податку для суб’єктів малого підприємництва, фіксованого податку на доходи фізичних осіб та плати за придбання торгового патенту дозволить отримати до місцевих бюджетів додатковий ресурс у сумі 0,7 млрд. гривень». Не упоминая о волнах социального недовольства, которые при атаке на единоналожников возникнут, а также о новой тенизации и криминализации малого бизнеса, ибо это — головная боль местных органов власти. Любопытно, что новым размерам ставок (ст. 88 бюджетного законопроекта) почему-то не нашлось места на двух сотнях страниц пояснительной записки…

Кабмин радостно сообщает, что на возмещение Пенсионному фонду Украины затрат по выплате пенсий, компенсаций, надбавок ветеранам войны, многодетным матерям, матерям инвалидов с детства и пр. и пр. в будущем году из госбюджета будет выделено 2,6 млрд. гривен. И это действительно здорово на фоне одного миллиарда с хвостиком, направленных на эти цели в нынешнем году. Но тут же правительство подрывает саму идею пенсионной реформы, так трудно нарождающееся позитивное восприятие ее в массах, не найдя ничего лучшего, нежели выйти с предложением часть этих 2,6 млрд. взять от повышения до 2% сбора с безналичных операций по купле-продаже валюты. Недомыслие или крайняя степень безразличия к делу? Скорее всего, и то, и другое.

«Химия» на службе бюджета

Кабмин Януковича действительно вправе записать в свой актив реализацию очень важного этапа налоговой реформы. Бюджет-04 формируется, скажем так, на «полуновой» налоговой базе, основу которой составляют реформированный подоходный налог и сниженный налог на прибыль. Но как по-разному последствия этих реформ отражаются на бюджетных показателях!

О поступлении в 2004 году налога на прибыль в пояснительной записке к бюджету говорится довольно скупо. Что расчеты сделаны на основе закона, а также макропоказателей на 2004 год (объем прибыли прибыльных предприятий, индекс цен производителей, рост объема продукции в промышленности). Что уменьшение ставки налогообложения с 30 до 25 процентов принесет бюджету потери в объеме 2 млрд. грн., а ведь еще надо учитывать уменьшение доналоговой прибыли на 3,6 млрд. И только рост количества прибыльных предприятий немножко подсластит бюджетную «пилюлю».

Никаких, как видим, расчетов на выход части прибыли из тени, никаких других манипуляций. Когда речь идет о наполнении госбюджета, в Минфине у нас сплошные реалисты.

И совсем другая картина с подоходным налогом, который почти полностью уходит на места. Не удовольствовавшись официальной цифрой фонда оплаты труда по стране, выданной Минэкономики, — 89 млрд. грн., минфиновские спецы призывают на помощь… налоговую администрацию и записывают в пояснительную записку такой пассаж. Так, мол, и так, дорогие товарищи, за последние три года фонд оплаты труда по прогнозам Минэкономики был реально меньше отчетных данных ГНАУ (на 10—16 процентов), поэтому к прогнозной цифре Минэкономики мы своей волей добавляем еще 10 процентов. Не верим, дескать, в сторонние прогнозы, верим только налоговикам. Кроме того, хотя в расчетах министерства наверняка уже учтен выход некоей толики зарплаты из тени вследствие принятия нового закона, у нас свое мнение и к увеличенному на 10% объему ФОТ мы допишем еще 640 млн. гривен, в том числе 550 млн. как та самая детенизация (по-научному — «эластичность налоговой базы»), а 45 млн. — как погашение задолженности по выплате зарплаты.

В итоге, хотя налоговая ставка стала существенно ниже даже нынешней эффективной, подоходный налог с граждан минфиновцам удается «надуть» до 12,5 млрд. Что всего на 0,5 млрд. меньше ожидаемых в 2003 году поступлений.

Честно говоря, чего-то подобного следовало ожидать — недаром в Минфине в августе случилось несколько знаковых увольнений. Но мы так подробно останавливаемся на двойных стандартах и всей этой бюджетной «химии» не критики ради. По мне, так дай Бог, чтобы бюджетные прогнозы Минфина как можно полнее оправдались. Чтобы фонд оплаты труда по стране превысил даже самые смелые ожидания. Потому что если этого не произойдет…

С одной стороны, как снежный ком, станут нарастать долги по зарплате в бюджетной сфере. Накануне президентских выборов им, естественно, не дадут простора, следовательно, надо ждать дальнейшей «оптимизации» бюджетной сферы и перевода части врачей вкупе с культработниками с 0,85 ставки где-нибудь на 0,75. Возможно, долги всколыхнут страну уже после выборов, в будущем декабре, но будет ли до них дело Януковичу с Азаровым?

Манипуляции с фондом оплаты труда чреваты и по другой причине. Как известно, 32% от него идут в Пенсионный фонд, и чем больше совокупный объем выплаченной через банки зарплаты — тем богаче пенсионная казна. С 1 января будущего года, согласно закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании, начинается пересчет пенсий нынешним пенсионерам. Причем он будет происходить не поэтапно, как поговаривали еще с полгода назад, а всех пенсий сразу. Для таких выплат ПФ потребуется порядка 5 млрд. гривен дополнительных ресурсов, и эту сумму он планирует взять в основном из своих собственных доходов — ну не просить же в самом деле Кабмин об увеличении сбора с продажи безналичной валюты до 3%?!

А теперь на минутку представим себе такую «химическую» реакцию. Фонд оплаты труда чрезмерно «надут» — Пенсионный фонд не получает запланированных поступлений в полном объеме — возникают уже забытые долги по пенсиям. Виноватых найдут, но, естественно, не в Минфине. А хоть бы и там — после драки, как известно, кулаками не машут.

Листочек белый, листочек голубой…

А теперь от макропроблем — на микроуровень. Тоже, знаете ли, интересно — кто чего в нашей стране стоит, чьи лоббистские возможности круче. В прошлом году, анализируя поданный в сентябре кабминовский проект бюджета, мы публиковали подробный перечень всех тех, кто является в нашем отечестве распорядителями средств: министерств, госкомитетов, судов и пр. и пр., вплоть до ВАКа и Центризбиркома с указанием выделенных им сумм. Ну, Центризбирком и нынче не обижен: выборы все-таки. А вот к отдельным органам власти судьба не очень-то благоволит — если, конечно, судить о благополучии по объему доверенных госсредств.

Минэкономики, которому в проекте бюджета-03 отвалили 113 млн. гривен, нынче сильно сдало свои позиции и теперь будет распоряжаться 87,8 млн. Зато резкий спурт, судя по бюджету, взяло немногословное наше Минпромполитики — рост с 99,4 млн. при представлении бюджета в 2003-м до сегодняшних 231,0 млн. Если вдуматься, то МинАП тоже не должно быть в обиде: 2,6 млрд. на его программы уже при представлении бюджета — результат более чем удовлетворительный. ГНАУ посулили 1,2 млрд. грн. (против 1,1 млрд. год назад), и почему-то кажется, что это на ближайшие годы для нее предел.

Если брать всяческое организационное, информационно-аналитическое и материальное обеспечение, то здесь одну из лидирующих позиций занимает хозяйственно-финансовый департамент секретариата Кабинета министров. Если в администрации Президента рост расходов на эти цели против 2003 года составит 28,7% (и это, как отмечено в пояснительной записке, с учетом грядущих выборов президента), то в Кабмине — аж 36,5% (и про выборы ничего не говорится. Может, что-то знают, но молчат?)

Уйма средств в нашей стране ежегодно тратится на всяческое повышение квалификации. Доучиваются и переучиваются все: от работников культпросвета и коммунальщиков до сотрудников президентской администрации. Однако нам показалась любопытной цифра в 1,8 млн. грн. — на повышение квалификации служащих пятой-седьмой категории Госказначейства. Интересно, много ли таких счастливчиков?

Кое-что из госбюджета достанется и СМИ. В бюджете запланировано профинансировать, в частности, 980 радио- и телепрограмм о деятельности Верховной Рады. Самыми дорогими для казны изданиями будут парламентские и президентские. На выпуск «Президентского вестника» и ежеквартального бюллетеня «Президентский контроль» запланированы 4,90 млн. грн. Чуть больше — 4,98 млн. — пойдет на поддержку газеты «Голос Украины» и журнала «Віче», но по линии Верховной Рады. Для сравнения: архиважный «Вісник державних закупівель» вкупе с журналом «Економіка України» получат аж 47,6 тыс. грн.

Как бы ни пыталось правительство внедрять программно-целевой метод и прочие новации в бюджетировании, а главное уродство нашей бюджетной сферы живо-живехонько. Практически каждое министерство или ведомство располагает энным количеством машин, жилого фонда, оздоровительных учреждений, в общем, ведет полунатуральное хозяйство. У каждого есть привилегированные и тщательно лелеемые структуры. Вот и получается, что на одном древе (то ли здравоохранения, то ли культуры, то ли образования) есть и белые, и голубые, и зеленые листочки.

Вы не поверите, но в пояснениях к госбюджету-04 фигурируют даже ремонты холлов и кровли отдельных жилых домов — если эти дома принадлежат к ведомственному жилому фонду Верховной Рады. И если по линии Минобразования и науки на все внешкольное образование в государственных внешкольных учреждениях, а также отдых и оздоровление детей выделяется в 2004 году 17,7 млн. гривен, то по линии Госкомитета по делам семьи 1,2 млн. запланировано на развитие юных дарований в МДЦК «Золотой ключик». Покопавшись в Интернете, мы узнали, что центр находится в Евпатории и ее пригородах, в общей сложности около тысячи детей заняты в тамошнем театре-студии, клубе юных моряков, кружках, студиях. Ничего не скажешь, повезло ребятам, чего хотелось бы пожелать и многим сотням тысяч их сверстников по всей Украине...

А в завершение — идея. Наверное, в «Золотом ключике» есть своя — и неплохая — изостудия. Так почему бы юным художникам не подготовить на будущий год свои картинки к брошюре о госбюджете? Глядишь, и детишкам польза, и экономия средств по линии Минфина…