UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ДЕЙСТВУЕТ, ИЛИ ТРИ ХИТА МЕСЯЦА

Недельная пауза в пленарных заседаниях Верховного Совета - самое удобное время подумать, прикинуть, расставить по местам...

Автор: Светлана Рябошапка

Недельная пауза в пленарных заседаниях Верховного Совета - самое удобное время подумать, прикинуть, расставить по местам. Во время Великого поста нелишне и грехи вспомнить - ввиду возможного за них возмездия. Особенно властям, которые, как известно, от Бога дадены - не то в наказание, не то в назидание.

На февраль и первую неделю марта было запланировано рассмотрение целого пакета законов весьма насущных - о налоге на добавленную стоимость, о налоге на доходы граждан и, конечно же, о бюджете. Все это, однако, померкло перед постановлением о государственной поддержке весенне-полевых работ. Об этом постановлении уже много говорилось, но, поскольку оно является классическим примером парламентского продукта...

Село: Прощенное воскресенье

Постановление предусматривает госзакупки зерна в размере 10 млн. тонн. Даже с учетом маленькой «хитрости» - что из госбюджета будет финансироваться только половина - 5 млн. тонн, все равно с таким объемом госзакупок 5% дефицита бюджета вряд ли удастся соблюсти. Проект бюджета, уже подписанный Президентом, предусматривает закупку всего 3 млн. тонн - на нужды госрезерва. Цифра же, указанная в постановлении, - это бомба, заложенная под бюджет.

Следующие ценные указания Верховный Совет в том же постановлении дал Международному валютному фонду: парламент решил, что 150 млн. долларов кредита МВФ должен дать на финансирование именно «производства и поставки сельхозтехники, запасных частей, топливно-смазочных материалов, минеральных удобрений...» Международным финорганизациям остается только исполнять...

Впрочем, постановление «О создании благоприятных условий для проведения весенне-полевых работ в 1995 году» на первое место в законодательном хит-параде месяца привел пункт о рассрочке кредитов, которые были предоставлены как сельскохозяйственным производителям, так и посредникам от села. Причем на пять лет пролонгируются, а практически - просто списываются, не только госкредиты, которые селу давал Минфин, но и кредиты коммерческих банков.

Если этот пункт постановления, не дай Бог, заработает, одним из последствий будет то, что в 1995 году ни один сельский товаропроизводитель от банков и копейки не получит. Это будет нормальная реакция банков (их акционеров) на грабительские аппетиты ВС.

«Это постановление не проходило «обкатки» ни в бюджетной, ни в финансовой комиссиях, - говорит народный депутат Сергей Терехин. - В случае, если мы законодательно не остановим пункт, касающийся пролонгации банковских кредитов, возникнет печальный прецедент: новый Верховный Совет начнет действовать так же, как действовал старый - нарушая законы и греша против экономической логики».

Кстати, официально постановление было проголосовано без смертельно опасного и для банков, и, в конечном счете, для села, пункта о «прощении всем, кто банкам должен». Пунктик возродился уже после голосования усилиями господ Ткаченко, Даниленко, г-жи Семенюк, которые в порядке личного законотворчества «простили» долги не только сельхозпроизводителям, но и сельхозпосредникам, поставщикам нефтепродуктов, удобрений, техники. Такая вкусовая добавка к постановлению начинает отдавать совсем уж неприличным душком, если вспомнить, что именно посреднические организации возглявлял в свое время г-н Ткаченко - пока не оказался в кресле рядом со спикером Александром Морозом. В прошлом году система «Украгротехсервиса» процветала до тех пор, пока имела доступ к дешевым долларам. Стоило фиксированному курсу (не к ночи будь помянут) отойти в вечность, как сельхозпосредники остались с огромными запасами всего, чего они успели накупить, но... без денег. Вот и приходится самим себе прощать старые долги, чтобы успешно наделать новых.

В прошлую пятницу зампред комиссии по финансам Вадим Гетьман на встрече с аграриями пытался доказать, что необходимо хотя бы дополнить каверзный пункт постановления формулировкой, что сельхоздолги списываются «по согласованию с коммерческими банками». Банк-амфибия - «Украина» - уже простил около 3 триллионов аграрных долгов (как совершенно безнадежных). Предлагалось также списывать выданные кредиты только хозяйствам, попавшим в форс-мажорные обстоятельства - например, пострадавшим от прошлогодней засухи. Зампред ВС Александр Ткаченко эти предложения отмел, даже не дослушав. Постановление снова в повестке дня, а значит, мы услышим еще немало интересного о том, что Украина - аграрная держава.

Бюджетная система: городу и миру

Давно замечено, что граница между экономикой и политикой эфемерна, а в таком фундаментальном вопросе, как основы бюджетной политики государства, этой границы просто нет. Бюджетная система в высокой степени определяет, каким будет административно-территориальное устройство Украины. Не надо быть великим экономистом, чтобы понять: региональный сепаратизм питается и растет на ошибках центра. И самый страшный грех, которого ни один регион не простит столице, - желание отобрать или контролировать его «кровные», поступления от налогов. В бюджетной системе, рассмотренной ВС, самыми бесправными остаются Советы городов и районов. Нет ни одного налога, поступления от которого оставались бы полностью в их распоряжении. Причем то, сколько именно отчислять в центр, определяет «совет высшего уровня», вплоть до Верховного - непонятно по какому принципу. Зато не подлежит сомнению, что проект бюджетной системы писался в расчете, что президентский Закон о власти не пройдет через парламент, а будет принят вариант, бальзамирующий останки советской системы. Так что же, «второй альтернативы нет», как говаривают в верхах?..

Пятый год ходят упорные слухи о том, что бюджет целесообразно формировать снизу вверх. Сначала город или район обеспечивает за счет налоговых поступлений свои бюджетные амбиции, а излишек, если он есть, отдает «наверх», скажем в область, в областной фонд, из которого можно оделить субвенцией район, где поступлений на бюджетные нужды не хватает. То есть область должна заниматься только перераспределением излишка. А уж базовый уровень обязан на своей территории финансировать все, что от него требуется. Такой принцип перераспределения доходов, увы, не пользуется популярностью в Верховном Совете, что понятно: после прохождения цепочки снизу-вверх может оказаться, что в распоряжении ВС доходов будет маловато.

Таким образом, в предложенной и принятой в первом чтении бюджетной системе закреплены два принципа: концентрация максимальной части доходов в центре и их централизованное же распределение. В общем, собрать со всех, чтобы раздать некоторым.

По прогнозам экспертов, если проект бюджетной системы будет принят в нынешнем виде, нам очень скоро предстоит понюхать весь букет проблем, связанных с децентрализацией, с попытками регионов избавиться от навязчивой опеки центра: пойдут в ход нетленные идеи свободных зон и всяческих автономий.

ФПГ: рано пить шампанское, поздно пить «Боржоми»

Кроме просто «зон» и свободных зон можно с уверенностью прогнозировать появление в Украине офшорных, безналоговых зон. Появятся они в результате исторической победы пророссийски ориентированной олигархии над привычной местной номенклатурой. Впрочем, не будем забегать вперед - тем более, что наши столь глобальные выводы сделаны на основании цепочки мелких открытий, связанных с указом Президента о финансово-промышленных группах. Открытия таковы: украинский указ о ФПГ, на который Верховный Совет наложил вето, является «калькой» с аналогичного российского указа. Непонятно, почему он так долго готовился - тяжело было переводить на «малороссийский диалехт»? Или ждали торжественного момента - чтобы в аккурат преподнести к подписанию братского договора с Россией? Да только вот само подписание снова откладывается - не потому ли, что легализация финансово-промышленных групп была одним из условий этого исторического акта?

Естественно, российским «кругам» хочется, чтобы Кипр или Лихтенштейн оказался совсем рядом - на территории 50-миллионного соседа. Уж не говоря о том, что где капитал, там и власть, а российско-украинские ФПГ - прекрасный способ ассимиляции капитала. Украинского, разумеется. А в политике (если без прикрас и строго между нами) голосуют за тех, от кого получают заработную плату. При тех огромных потерях, которые понесет бюджет Украины от налоговых льгот, предоставляемых указом о ФПГ, на украинскую зарплату рассчитывать несерьезно.

Еще одно открытие: что такое Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская области? Части Украины? Это, оказывается, российский индустриальный коридор. Во всяком случае, именно так он был назван вполне официальным украинским чиновником. Мелочь? Но уже идет речь о создании ФПГ по территориальному принципу - в Черкасской области, в Харцизске. Предприятия объединяются уже не потому, что связаны единой технологической цепочкой, а потому, что ФПГ дает возможность получить серьезные налоговые льготы. Этакие офшорные зоны для братьев наших больших. Ну и для местных, которые не против.

Указ не прошел потому, что его апологеты уж слишком явно пренебрегли элементарными приличиями. Настолько были уверены в собственной силе, что даже фигового листочка законности на свое детище одеть не удосужились. Но фактически ФПГ есть и прекращать есть они не собираются. Заставить их действовать цивилизованно очень трудно, но необходимо. Иначе в паузе между пламенными речами о реформах мы рискуем услышать вкрадчивое: «Вам пиночеты не требуются?». И уже не успеем ответить: «Извините, мы уж как-нибудь сами»...