UA / RU
Поддержать ZN.ua

В очередь, пенсионеры, в очередь!

Классическая ситуация с двумя новостями — хорошей и плохой. Что касается первой, то, как утверждаю...

Автор: Владимир Писковый

Классическая ситуация с двумя новостями — хорошей и плохой. Что касается первой, то, как утверждают в главном управлении Пенсионного фонда в Запорожской области, с началом нового года пенсии в регионе будут выплачиваться в полном объеме и вовремя. Но как долго это продлится, предсказывать не берется никто.

Начало уходящего года тоже ведь представлялось вполне благополучным для бюджета ПФ. За 2007 год в области удалось обеспечить поступление свыше 4,2 млрд. грн., которые покрывали возросшие на треть все виды социальных выплат. Однако, казалось бы, стабильно благоприятная ситуация продлилась всего пять месяцев. После трудного мая, который пенсионщики продержались с честью, областной пенсионный бюджет из профицитного окончательно превратился в дотационный.

Последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2005-м, и на ее преодоление потребовалось пять месяцев. Более того, в 2006 году в области наметилась тенденция к снижению роста задолженности по платежам в ПФ: ее сумма сократилась на 5,7 млн. грн. Впрочем, ненадолго. С наступлением 2007-го долги снова начали увеличиваться и на сегодняшний день достигли 85 млн.

Нынешний год принято считать беспрецедентным в плане увеличения пенсионных выплат. Об этом наглядно свидетельствует дюжина массовых перерасчетов пенсий. В итоге средний размер денежного довольствия 552 тыс. запорожских пенсионеров вырос на 54% — с 608 до 936 грн. Втрое увеличилось количество получателей пенсии в размере свыше тысячи гривен (таких в области более 150 тыс.). Около 50 тыс. получают пенсию более 1500 грн. Правда, это вовсе не свидетельствует о росте благосостояния ветеранов, поскольку инфляция всякий раз оказывается более оперативной, нежели правительственные меры.

Поступления в бюджет ПФ промышленно мощной Запорожской области в нынешнем году хоть и увеличились почти на 35% — до 5,072 млрд. грн., но обеспечили всего 88% выплат. Недостающие средства добирали из централизованных поступлений (читай — госбюджета), иначе своевременная и в полном объеме выплата пенсий в области оказалась бы попросту невозможной.

Но сейчас государственные финансы поют романсы, и Пенсионный фонд вынужден заняться поиском резервов. Одной из таких мер представляется решение о реорганизации системы выплаты с начала нового года. Суть его сводится к тому, что пенсии будут выплачивать не со второго, как прежде, а с четвертого числа каждого месяца. В ПФ это объясняют тем, что подавляющее большинство выплат приходится на первую декаду, а основные поступления страховых взносов — на конец месяца. В результате возникают кассовые разрывы, которые приходится покрывать заемными средствами, что создает ощутимую дополнительную нагрузку на пенсионный бюджет.

Выплата пенсий будет расписана по дням не только тем, кто получал ее в почтовых отделениях, но и тем, кто ходил за пенсией в банк. Отныне этим финансовым учреждения предстоит получать средства от ПФ не двумя траншами в месяц, как раньше, а ежедневно, в строгом соответствии с количеством клиентов-пенсионеров. Для них тоже установят очередность.

Это новшество хоть и не лишено логики, но вряд ли вызвано исключительно желанием навести порядок. Очевидно, что сокращение выплатного периода на два дня объясняется стремлением смягчить финансовый кризис ПФ, для которого единственное спасение — дотации из госбюджета. Проблема лишь в том, что казна тоже переживает, мягко говоря, не лучшие времена. Об этом свидетельствуют реализация, точнее, практически бездействие принятого в 2005 году Закона «О социальной защите детей войны», а также декабрьские инициативы правительства, намеревающегося заморозить пересчет пенсий для работающих пенсионеров на будущее. И уже заморозившего прожиточный минимум для нетрудоспособных, от которого, собственно, и «танцует» пенсия.

В последнее время в области наблюдаются массовые обращения пенсионеров за получением компенсационных выплат в размере 30% от минимальной пенсии. Этот вид социальной помощи определен ст. 6 закона о детях войны. Количество заявлений в органы ПФ уже перевалило за 20 тыс. Требования, естественно, не удовлетворяются со ссылкой на ст. 7 того же закона, предусматривающую данную компенсацию за счет средств госбюджета. А как иначе, если два предыдущих года данные расходы в бюджет не закладывались, а в нынешнем — ограничены 10% прожиточного минимума. По состоянию на четвертый квартал сумма этой выплаты составила 49 грн. 80 коп.

К решению проблемы подключилась одна из партий, что, в свою очередь, добавило работы судам. Удовлетворение требований происходит с переменным успехом: одним отказывают, ссылаясь на истечение срока исковой давности, другим присуждают выплату за месяц, за полгода или со дня подачи заявления. Тут уж как суд решит.

То, что ситуация с пенсионным обеспечением не улучшится, очевидно. Сложно говорить и о действенности планируемых мер. Поэтому идея повышения пенсионного возраста вполне может прийтись ко двору. Мало, что ли, у нас приверженцев простых решений? Особенно в ситуации, когда бездефицитные областные бюджеты ПФ не наблюдаются. И, увы, пока не предвидятся.