UA / RU
Поддержать ZN.ua

Утром деньги — вечером стулья…

Минфин намерен увеличить поступления в бюджет за счет продажи лицензий, реанимирующих игорный бизнес в Украине

Автор: Рита Резник

Запрет на игорный бизнес собираются отменить. Министерству финансов оказалось мало 321 млн грн, поступивших в прошлом году от деятельности государственных лотерей. Уже в следующем году чиновники рассчитывают утроить результат. Правда, преимущественно за счет продажи лицензий на ведение игорного бизнеса. Для этого они собираются подмять под себя лотерею, существенно ограничив деятельность нынешних операторов, и восстановить работу казино и букмекеров. Желанные деньги от продаж лицензий они, скорее всего, получат, а вот что потом будет с рынком и поступлениями от него в бюджет - большой вопрос. Во всяком случае, законопроекты, меняющие правила игры на рынке (как бы их сегодня не хвалили букмекеры и операторы казино в предвкушении возможности добавить к своей работе еще и легальную составляющую), вызывают серьезные опасения.

Назад к премьерству Януковича?

Настораживает хотя бы то, что в 2007 г. страна уже пережила подобную поддержку бюджета за счет продажи лицензий. Тогда команда премьер-министра Януковича предпочла перманентной уплате налогов срубить денег по-быстрому, распродав лицензии. А закончилось все, как известно, в 2009 г. полным запретом игорного бизнеса.

Так работали временщики, которые, очень хочется верить, уже покинули властные кабинеты. Лицензия продается на десять лет. И все прекрасно понимают, что она является компонентом налогообложения. Продав лицензии сегодня, Минфин соглашается на незначительный размер регулярных отчислений операторов, которые к тому же труднее администрируются. Стало быть, получив гарантированные поступления от лицензирования, регулятор, скорее всего, потеряет интерес к рынку и его проблемам, связанным со здоровьем нации, регулированием азарта… Как бы в результате не вернуться в 2007-2009 гг., когда на рынке царил полный беспредел.

Почему такой возврат возможен? Да потому что даже сегодня, когда де-юре в государстве действует полный запрет на азартные игры, ни для кого не секрет, что в стране активно работают нелегалы. Последние, между прочим, в лицензиях не нуждаются. С какой стати они будут выходить из подполья и платить налоги? Скорее наоборот - после отмены запрета азартных игр им будет легче раствориться в массе среди вновь учрежденных легальных заведений игорного бизнеса. Отличить, например, легальную букмекерскую контору от нелегальной не так-то просто.

"Тень" в лицензиях не нуждается

Практика показывает - чтобы реально навести порядок на рынке, нужно изрядно потрудиться законодателю. Тут очень полезным может оказаться мировой опыт. Наивно рассчитывать на то, что министерство будет "рулить" легальным рынком, а "теневая" часть сама рассосется под контролем милиции и налоговой. Так они и сейчас это контролируют, да так, что азартные граждане не замечают дефицита в местах отпуска игорных услуг.

А если "тень" никто не собирается тревожить, то разрешите поставить под сомнение 945 млн грн бюджетных поступлений от "реформы" на игорном рынке, запланированных на 2015 г. Даже с учетом того, что львиную часть этой суммы обеспечат продажи лицензий.

Сомнения берут еще и потому, что Минфин своим законопроектом "О лотереях в Украине" решил вытеснить с рынка операторов лотереи, которые сегодня реально, а не виртуально, наполняют госбюджет. Это их отчисления обеспечили 321 млн грн в 2013 г. при плане на 2014 г. в 400 млн грн.

Спешат реформаторы. Они рассчитывают, что три законопроекта, регулирующие отдельно лотерею, казино и букмекерство, обретут силу закона в ближайшее время. Тем не менее, автору не удалось обнаружить ни одного из этих законопроектов на сайте Верховной Рады. То есть, они даже не зарегистрированы, не имеют номера, а их лоббисты уже подсчитали, что до конца года они обеспечат государству 432 млн грн. Не случайно цифра очень близка к ожидаемым поступлениям в
2014 г. от лотереи. Видимо, чтобы показать, что своими действиями лоббисты законопроектов не нанесут вреда госбюджету, а еще социальной сфере, культуре и спорту, которые финансируются из этого источника. Но как этим прогнозам верить, если до конца года остается все меньше времени, да и парламент живет в предвкушении досрочных выборов?

Три законопроекта реформируют сегменты игорного рынка абсолютно по-разному. Если казино и букмекерство восстанавливают в расчете на деньги бизнеса, то лотерейный сегмент в сегодняшнем его виде ликвидируют для учреждения на нем 100-процентной государственной монополии. И снова возникает вопрос - откуда у государства, переходящего на рельсы военной экономики, возьмутся деньги на это мероприятие? Ведь придется заново построить целую игорную отрасль. И еще неизвестно, насколько эффективной будет ее работа.

Оценку эффективности мы попросили сделать нынешних лотерейщиков. В ответ нас заверили, что на самом деле создается мощная коррупционная модель отмывания бюджетных средств, мало чем отличающаяся от той, с которой носилось в парламенте еще правительство Н.Азарова. И принесет она не доходы в бюджет, а убытки в размере 200-230 млн грн в год в виде реально недополученной от лотереи прибыли. И это в условиях колоссального бюджетного дефицита, который нарастает, в том числе, из-за таких непрофессиональных действий нынешних чиновников "из прошлого".

Лотерейщик Ощадбанк

Как именно собирается изменить рынок лотереи регулятор? Во-первых, он разделяет рынок лотерей на два сегмента - государственный и негосударственный. И это при том, что негосударственная лотерея была прямо запрещена еще в 2002 г., доказав на практике свой преимущественно мошеннический характер.

Бразды правления государственным сегментом Минфин передает Национальному организатору государственных лотерей. По умолчанию все понимают, что это Ощадбанк. При этом почему-то никого из чиновников не смущает, что предоставление права на проведение или организацию азартных игр банку - это нонсенс. Тем не менее, государственный банк превращается в Национального организатора и будет фактически выполнять функции регулятора в сегменте гослотереи, на котором могут вести деятельность до пяти операторов. Перечень счастливчиков определяет банк. Критерии отбора и лишения статуса оператора не определены.

Естественно, это будут частные компании, и за каждую из них (внимание!) Национальный организатор (то есть госбанк) в ответе, так как заключает с ними договор поручения. Де-юре операторы работают от его имени и по его поручению, поэтому все права и обязательства возникают у Ощадбанка. То есть, за все действия операторов отвечает государственный банк. Согласитесь, уникальное умножение рисков банковских на лотерейные может преподнести самые неожиданные, возможно даже катастрофические сюрпризы. Не говоря уже о том, что возникает соблазн покрытия банковских рисков за счет лотерейных и наоборот. Кроме того, потребуются дополнительные средства для обеспечения работы этого крупного субъекта лотерейно-денежного хозяйствования. И после этого чиновники Минфина уверяют СМИ, что они изучали мировой опыт…

Почему такая схема очень похожа на коррупционную модель отмывания бюджетных средств? Да потому, что госбанк независимо от итогов его работы получает бессрочно необъятный круг полномочий в сфере государственной лотереи. Ощадбанку по сути делегируются несвойственные ему властные полномочия. А отсутствие требований к содержанию договора поручения на проведение государственных лотерей позволяет ему в ручном режиме контролировать каждого оператора, включая его долю рынка, рентабельность, количество пунктов распространения лотерей, закупки игорного оборудования. Самое печальное, что в условиях договорных отношений организатора и оператора исключается вмешательство в них всесильного Минфина, даже если решения Нацорганизатора будут незаконными.

При этом ничем не ограниченный в своей лотерейной деятельности банк-организатор освобожден от обязанностей получать разрешительные документы: разрешение, лицензию, торговый патент. Соответственно снижается возможность контроля над ним. Так что соблазнов в законопроекте заложено предостаточно при минимуме ограничений. Сомнений нет, Минфин своим законопроектом расчищает дорогу для деятельности Нацорганизатора, с одной стороны создав прямую конкуренцию среди операторов лотереи, с другой - поставив гослотерею в привилегированное положение. Достаточно сказать, что право проводить государственные лотереи предоставляется операторам без получения лицензии на их проведение. В то же время для частных операторов такое право обойдется в 40 млн грн.

А ведь для авторов законопроекта не секрет, что неравные условия для работы на рынке операторов государственной и негосударственной лотерей и создание привилегий для Национального организатора лотерей противоречит Конституции Украины. Хозяйственный кодекс тоже запрещает органам государственной власти и местного самоуправления способствовать конкурентам в предпринимательской деятельности, а также принимать акты или проводить действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствования той или иной формы собственности или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования.

Асимметрия присутствует даже в контроле государственных и негосударственных операторов. Минфин фактически предлагает Нацорганизатору самому себя контролировать, потратив бюджетные средства на создание нового программного обеспечения. Самоустраняется министерство и в сфере контроля над негосударственными операторами, хотя у ныне действующих лотерейщиков уже давно функционирует онлайн-системы контроля, к серверам которых Минфин имеет абсолютный и постоянный доступ.

Не получилось бы так, что в гонке за деньгами в условиях дефицита времени и под заинтересованные овации букмекеров и деятелей казино государство не оказалось перед фактом создания самостоятельной до неуправляемости структуры, которая будет работать исключительно на своих создателей или их тайных заказчиков…