UA / RU
Поддержать ZN.ua

Упрямая бессистемность

В отсутствие системы противодействия незаконному обороту товаров принятая год назад парламентом тотальная фискализация может смениться борьбой государства с… легализацией продаж

Автор: Сергей Следзь

Перегибы тотальной фискализации таки аукнулись авторам законов, хорошо узнаваемых под номерами 128-IX и 129-IX, которые были приняты Верховной Радой с подачи президента Украины как детенизационные. Ровно через год в повестке дня парламента появился целый ряд законопроектов, разработчики которых декларируют защиту малого бизнеса, обещая исправить ошибки «тотализаторов», вплоть до отмены того, что было принято народными депутатами даже прошлого созыва. Не ровен час, попадем из одной крайности в другую, которая ничем не лучше. А ведь вопросы фискализации — это лишь одна из составляющих борьбы государства с незаконным оборотом товаров: контрабандой, контрафактом, фальсификатом… Для того чтобы побороть этого Змея Горыныча, нужен системный подход, обеспечивающий надежный контроль всей цепочки распространения товара. В случае контрабанды это — таможня, транспортировка, оптовая торговля, конечная точка продаж. Соответственно, борьба на таможне неэффективна, если нет контроля в конечной точке продаж. Аналогично, если наоборот.

Сбавляем на поворотах…

Обороты по схеме «контрабанда и серый импорт» уже составляют 226–320 млрд грн, что приводит к недопоступлениям в бюджет Украины 68–96 млрд грн… Но вместо создания комплексной государственной системы противодействия незаконному обороту товаров, обывателя то и дело «кормят»кампаниями по наведению порядка на таможне и в налоговой, а народные избранники вообще упражняются в популизме, пытаясь создать иллюзию наведения порядка в конечных точках продаж. Так, подогреваемые близостью местных выборов народные избранники, пытаясь угодить малому бизнесу, обиженному на законы №128-IX и 129-IX (которые с задержкой на один-два года постепенно вводили реформу упрощенной системы налогообложения, повышая уровни 2–3-й групп УСН, оберегая 1-ю группу), разродились законопроектами. Несколько из них заслуживают особого внимания.

В первую очередь это законопроект №2645Д, рекомендованный налоговым комитетом ВР, который таким образом пытается смягчить фискальное регулирование в действующих законах №128-IX и 129-IX. Фактически речь о сокращении количества ФЛП, которые должны будут в следующем году использовать РРО. Для этого ввели критерий торговой площади в 40/60 кв. м. И теперь ФЛП 2-й группы, которые используют площади, не превышающие этих размеров, смогут отказаться от использования РРО. Кроме того, в 1-й группе расширили перечень видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, — переводчикам, парикмахерам, несетевым кофейням и прочим РРО не потребуется.

При этом разработчики не допустили послабления для бизнеса, торгующего товарами, относящимися к группе риска. На сегодняшний день такими официально признаны: технически сложные бытовые товары (подлежащие гарантийному ремонту), лекарственные средства, ювелирные изделия. Видимо, разработчики в курсе, что в секторе торговли электроникой средние обороты «серого» импорта составляют 30% от общего объема продаж за прошлый год. А до 10% всех реализуемых лекарств являются фальсификатом. Отсюда и группа риска.

и перегибаем палку

Но почему не в курсе этих «нюансов» авторы законопроектов №3853-1 и 3853-2? Ведь они предлагают не просто отменить тотальную фискализацию, так ненавистную упрощенцам. Судя по предлагаемому в текстах законопроектов, речь уже идет о борьбе с легализацией продаж. Ведь проекты №3853-1 и 3853-2 предлагают отменить положения статьи 9 Закона Украины «Об использовании РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг». То есть убирают обязательное использование РРО при реализации технически сложных бытовых товаров (подлежащих гарантийному ремонту), лекарственных средств и ювелирных изделий. Неужели об этом действительно попросили депутатов законопослушные предприниматели?

И ладно, если бы эти законопроекты представляли депутаты-новички, далекие от темы, но нет, первой среди инициаторов законопроекта №3851-1 на сайте ВР значится Нина Южанина, возглавлявшая налоговый комитет в парламенте предыдущего созыва и предлагавшая эту фискализацию ввести. Поэтому еще более странно, что она инициировала отмену тех положений закона, которые сама же и принимала в парламенте предыдущей каденции. И тем самым усилила аргументацию ее сегодняшнего визави Данила Гетманцева: «В процессе подготовки к следующему заседанию комитета обнаружил шокирующий факт! В законопроекте №3853-1 соавторства высокоуважаемой Нины Южаниной предлагается отменить фискализацию для аптечной торговли и технически сложных бытовых товаров.

Наверное, Нина Петровна, известная своей последовательной позицией в отношении фискализации, допустила фатальную ошибку, ведь она сама голосовала за введение фискализации при реализации технически сложных бытовых товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения в 2016 и 2018 годах, соответственно (законы №1791 и 2628)».

Увы, аргументация Южаниной выглядит не очень убедительной: «Я подавала несколько депутатских запросов в ГНС, чтобы получить информацию, насколько после введения норм в отношении обязательств использования РРО при продаже лекарственных средств и сложной бытовой техники увеличится количество кассовых аппаратов в этих сферах, какая имеющаяся выгода РРО в противодействии реализации в розничной сети таких контрабандных товаров. Никаких доказательств того, что указанные меры детенизации экономики оказались эффективными, я не получила. Да и каждый потребитель это ежедневно видит, приобретая товары в интернет-магазинах. Поэтому эти нормы необходимо отменить».

Делегализация?

Ничего личного, но странно, что экс-глава налогового комитета ВР выступает не просто против излишней фискализации, это можно понять и поддержать, но ратовать за отмену фискализации рисковых сфер и товаров, которая уже более трех лет там успешно применяется, — это, наверное, уже чересчур. Да и то, что кто-то не нашел или не получил доказательств эффективности РРО в деле детенизации экономики, совсем не означает, что их нет. И уж точно это не может стать причиной для отмены использования РРО. Никто не спорит, процесс этот не идеален, но он идет, и там, где раньше давали покупателям товарный чек, ныне вручают фискальный. Это уже делают крупные (и не только) интернет-магазины. И покупатели не могут этого не знать.

Конкретный перечень из более 300 товаров, обязательных к продаже через РРО, утвержден Кабмином (постановление №231 от 16 марта 2017 года). В него вошли: мобильные телефоны, телевизоры, холодильники, микроволновки, квадрокоптеры...

Теперь о цифрах. Они все же есть. Вот таблица с официальными данными ГНС по поступлению налога на прибыль от осуществления торговли компьютерным, электронным и прочим оборудованием в 2015–2019 годах.

Трудно не заметить, что начиная с 2017-го, когда была введена обязательность РРО при продаже сложной техники, отчисления в госбюджет ускоренно растут. А за 2018 год они увеличились в среднем по всем группам приблизительно на 70%.

Кроме того, нельзя же сводить успехи детенизации за счет фискализации только к прямым поступлениям в госбюджет. Ведь от этого также зависят конкуренция «тени» с легальными продавцами и производителями, рабочие места, «белые» зарплаты и отчисления от них в бюджет, трудовая эмиграция и даже коррупция...

Исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский, например, уверен в следующем: «Особенно в тех секторах, где контрабанда конкурирует с национальным производителем, — легкая промышленность, производство мебели, она подрывает национальное производство. Контрабанда делает невыгодными попытки развивать производственные мощности, зато делает более выгодным занятие импортом с использованием схем». Он считает: «Фискализация является одним из инструментов в борьбе с нелегальным импортом. И вводить ее нужно для всех и сразу, тем более что сейчас запущены в работу программные РРО, и, наконец, закончились разговоры об их дороговизне. В противном случае возникают коррупционные возможности».

Хаос вместо системы

Вместо того чтобы работать над созданием целостной системы противодействия незаконному обороту товаров, мы совершаем несогласованные действия, от которых контрабанда, контрафакт и фальсификат только растут. Почему бы им не расти, если для них созданы все условия по всей цепочке движения товара?

Если так и дальше будет продолжаться, то, по прогнозам независимой группы аналитиков Ukraine Economic Outllook, в 2021 году общие потери госбюджета только от существования контрабандных схем превысят 5,2 млрд долл. США. Это при том, что еще в 2016-м они составляли чуть более половины от этой суммы — 2,7 млрд долл.

По тем же данным, почти миллиард долларов потерь ожидается в 2021 году от контрабанды техники и электроники, 664 млн долл. — транспорта, 642 млн — химии, 594 млн долл. — текстиля и одежды…

Пора уже бороться со злоупотреблениями не на словах, а на деле. И бороться комплексно: контроль на границе, контроль движения и продаж товаров внутри страны, а также системный анализ и аудит контролирующими органами. А особый контроль над товарными группами риска позволит осуществлять работу с большей отдачей. Ведь «обеление» контрабанды только на 20% позволяет привлечь в бюджет государства дополнительно: от техники и электроники — почти 200 млн долл., от транспорта — 133 млн, от химии — 129 млн, от текстиля и одежды — 119 млн долл…

Поэтому не нужно впадать в крайности, отказываясь от любой фискализации малого бизнеса, или в крайности ревизии того, что уже давно и успешно работает. Безусловно, фискальное законодательство требует серьезной доработки и совершенствования, но не полной отмены фискализации. Контроль государства является одним из пазлов для построения прозрачных правил торговли и финансовой основой существования государства.