24 марта состоялось годовое собрание акционеров УМВБ - Украинской межбанковской валютной биржи. Для предпринимателей, банкиров и просто богатых людей, удивительнейшим образом появившихся на безрадостной почве нашего бизнеса, деятельность этой структуры в разное время была то кладбищем иллюзий, то слабым лучом надежд, то просто индикатором финансового здоровья, вернее, финансовой болезни страны.
Тем более, что недолгая жизнь биржи оказалась довольно бурной. Вначале валютная биржа была одним из подразделений Национального банка Украины и помещалась вся в одной из комнат этого здания. Однако, уже через полгода она превратилась в самостоятельную структуру - учредителями УМВБ стали коммерческие банки, а НБУ осуществляет надзор за всеми ими.
В августе 1993 года, как известно, был зафиксирован курс карбованца к доллару (почему-то карбованец не приравняли к 63 центам, как во времена оные), а биржа была закрыта. До сих пор остается загадкой, почему одновременно не прикрыли, скажем, Бессарабский и Владимирский рынки, ибо основания для такого шага были примерно одинаковыми: картошка на базарах, как и доллар на УМВБ, слишком подорожали, причем в одно и то же время.
В октябре 1994-го справедливость и торги на УМВБ были восстановлены. Более того, на торги зачастили первый вице-премьер Виктор Пинзеник, вице-премьер Игорь Митюков, председатель правления Национального банка Виктор Ющенко «и другие официальные лица», как было сказано в отчетном докладе Биржевого комитета.
Какие официальные лица ранее посещали Межведомственный комитет по вопросам определения приоритетов использования валютных поступлений в Украину, более известный, как Тендерный «имени Звягильского» комитет, в отчете не было сказано ничего. Информацию об этом надо искать в других источниках: УМВБ лишь предоставляла техническую и организационную помощь по результатам заседаний тендера. Однако, за десять месяцев существования Межведомственного комитета реализовано по официальному, то есть, заниженному в два-три раза курсу, 500 миллионов американских долларов, более 60 миллионов немецких марок и 400 миллиардов российских рублей.
Валютные аукционы НБУ за этот же период реализовали 235 миллионов американских долларов, 16 миллионов немецких марок и более 85 миллиардов российских рублей - аукционный курс карбованца к доллару, как свидетельствуют специалисты, был приближен к реальному рыночному.
Биржевые же торги проводились всего неполных три последних месяца прошлого года. Однако, их объемы вполне сопоставимы с объемами валюты, распределенными Тендерным комитетом: 420 миллионов американских долларов, почти 40 миллионов немецких марок и более 85 миллиардов российских рублей.
Как подчеркивается в отчете Биржевого комитета, именно эти цифры «красноречиво свидетельствуют, что УМВБ осталась ключевой структурой валютного рынка Украины, соединяя при этом биржевые функции с функциями межбанковского расчетного центра». Именно в 1994 году была создана система клиринговых расчетов, что значительно ускорило расчеты между покупателями и продавцами валюты.
Сейчас расчеты по корреспондентским счетам иногородних и большинства киевских банков биржа осуществляет при помощи электронных систем связи. В прошлом году УМВБ стала членом международной расчетной системы S.W.I.F.T. Это позволит уже через несколько месяцев проводить расчеты в режиме он-лайн - реального времени. Правда, некоторые специалисты считают, что становиться членом S.W.I.F.T. было необязательно. Практически все украинские банки - члены этой расчетной системы (а их уже десяток) могли бы работать через один «пульт управления», подобно тому, как множество искусственных спутников Земли управляется из одного Центра управления полетами. И обошлось бы это значительно дешевле. Только членство в S.W.I.F.T. стоит примерно два миллиона долларов. Арендная плата каналов связи становится рентабельной для банка лишь в том случае, если он ежедневно проводит 120-150 платежей между украинскими и иностранными партнерами.
Впрочем, участники собрания акционеров оценили вступление в S.W.I.F.T. однозначно положительно, как и расширение круга банков, торгующих на УМВБ. Сейчас членами биржи являются 58 коммерческих банков, то есть каждый четвертый из существующих в Украине. Кстати, банки, имеющие «ограниченную лицензию НБУ», тоже могут работать на УМВБ, в пределах лицензии.
В прошлом году создано несколько филиалов УМВБ: в Днепропетровске, Львове и Харькове. Вскоре они появятся в Донецке и Симферополе, а затем, возможно, и в других городах.
Наличие филиалов УМВБ означает, что дилеры коммерческих банков, расположенных в этих городах, могут принимать участие в торгах УМВБ, не покидая родной город. И это, как говорится, не предел. Технически возможно, чтобы они участвовали в торгах, вообще не покидая собственные кабинеты. Именно на систему электронной связи в режиме он-лайн переходят многие биржи мира. Оказывается, бегающие и орущие дилеры, которых мы иногда видим в телерепортажах о проблемах иены и доллара, уже не в моде.
Довольно скоро и акционерам УМВБ придется определяться, какую модель развития выбирать: построить новое зеркально-мраморное здание, куда собрать всех дилеров страны, или же пойти по пути создания дилерских мест непосредственно в коммерческих банках. Главное же правило игры на бирже останется прежним: курс национальной валюты к иностранным будет определяться фиксингом на уровне спроса и предложения.
Сейчас, как известно, соотношение составляет 134000 карбованцев за один доллар. Причем, как подчеркивали выступающие на годовом собрании акционеров УМВБ, курс всегда очень чутко реагирует на эмиссионные решения правительства и парламента, кредитную эмиссию Национального банка, и разрыв между причиной - решением правительства и следствием - скачком курса - всего две-три недели. За годы работы биржи причину и следствие пытались всячески разорвать: ограничивали число участников биржевых торгов, чтобы уменьшить покупательский спрос, устраивали жесткий предварительный отбор заявок на покупку валюты - а доллар тем не менее продолжает свое победное шествие по трупам погибших украинских карбованцев.
Нынче Национальный банк продолжает политику поддержки национальной валюты, в чем, собственно, и заключается одна из главных задач центрального банка страны. Действует методом валютных интервенций, то есть путем продажи на валютном рынке определенного количества твердой валюты. Как свидетельствует заместитель председателя НБУ Александр Киреев, вместо 211 миллионов долларов, выделенных Всемирным банком для поддержки карбованца, НБУ использовал «всего» 40 миллионов долларов, и курс удерживается на отметке, прогнозированной международными экспертами. По словам А.Киреева, вследствие взвешенной политики НБУ в Украине исключены финансовые катастрофы, подобные «черному вторнику» в Москве. Дай-то Бог.
Что касается более радужных перспектив, то директор УМВБ Олег Андронов убедительно доказал в докладе, что УМВБ не должна остановиться в своем развитии и работать лишь на маленьком пятачке финансового рынка. Акционеры внесли изменения в устав, и отныне валютная биржа Украины вправе организовывать фьючерсные и опционные торги, конкурировать с Украинской фондовой биржей, занимаясь торговлей и котировками ценных бумаг, и даже осваивать товарные рынки.
Не обошлось, впрочем, и без казусов. Заглянув в баланс УМВБ, один из учредителей с большим удовлетворением отметил там запись о наличии прибыли. А заглянув в устав, прочел, что биржа - «некоммерческая, бесприбыльная организация». Может ли бесприбыльная организация получать прибыль, задался вопросом любопытный учредитель, на что последовал резонный вопрос Олега Андронова: «А что, коммерческие банки хотели бы оплачивать все наши расходы?» Оказывается, валютная биржа существует в правовом поле Закона о товарных биржах, принятого еще года четыре назад, когда депутаты побаивались слов типа «прибыльный». Вот и приходится отцам-учредителям биржи исходить из того закона, что есть. Прибыль биржи, как разъяснил Олег Андронов, появилась не столько в результате комиссионных со сделок, а от того, что часть собственных средств биржи, сформированных в основном из тех же комиссионных, была... положена в банк на депозит.
В целом же собрание проходило несколько даже благодушно, некоторые участники сетовали, что, дескать, основные проблемы позади, становится даже скучно. Некоторое оживление в работу собравшейся было бездействовать счетной комиссии собрания внес пункт о ротации членов Биржевого комитета. Раньше сами комитетчики определили четырех, которым предстоит в нынешнем году стать рядовыми членами биржи, и столько же рядовых, которых предложено возвысить до звания комитетчиков. Однако решение не прошло.
Обменявшись довольно эмоциональными выступлениями, отцы-учредители сочли за лучшее пока никого не подвергать ротации.
Выработать критерии оной и определить новых членов Биржевого комитета предстоит на внеочередном собрании акционеров - очень хороший повод, чтобы всем собраться опять.