Реформа межбюджетных отношений, вокруг которой сломано столько копий, наконец-то принесла свои первые плоды. Отныне местные бюджеты формируются по новым принципам, утвержденным Бюджетным кодексом. Поначалу новшества вызывали сопротивление и критику на местах. Но потом, когда стало ясно, кому и сколько причитается, недовольство сменилось удовлетворением.
В формировании бюджета по формульному методу местные власти увидели для себя много преимуществ. Возмущение же областного руководства тем, что города и районы строят свои отношения с Минфином напрямую, минуя область, сменилось смирением. Никто из них более не уверяет, что новый принцип построения межбюджетных отношений приведет к разрушению вертикали исполнительной власти. А посему нынешний бюджетный процесс, по крайней мере в Одессе, прошел тихо, мирно, без видимых обид, скандалов и упреков.
Оно и понятно, ведь бюджет Одессы, да и других городов-доноров, таких как Ильичевск и Южный, выросли почти вдвое по сравнению с прошлым годом. Почти в полтора раза увеличились и бюджеты ряда районов. На этом фоне областной бюджет, естественно, уменьшился в два раза. Сегодня он равен 387,9 млн. грн. Или занимает 26% в консолидированном бюджете области. Кстати, в среднем по Украине удельный вес областных бюджетов составляет 28%.
В этом году Одесский областной бюджет формируется в основном за счет 25-процентной суммы от подоходного налога с граждан (140,7 млн. грн.), 25-процентной платы за землю (26,4 млн.), а также части налога с собственников транспортных средств (17,5 млн.) — в 2000-м, согласно закону о бюджете, 50% остается областным центрам, и 20% — другим городам и районам. Помимо налоговых поступлений, добрую половину областного бюджета составят трансферты из госбюджета (181,7 млн. грн.). Субвенции выделяются на частичную реализацию статьи 57 Закона Украины «Об образовании», на реконструкцию оперного театра, а также на оплату помощи семьям с детьми, на помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам, на предоставление льгот ветеранам войны и труда и на выплату различных льгот и субсидий населению, а также на строительство и приобретение жилья для военнослужащих.
Как и в прошлом году, областной бюджет состоит из общего и специального фонда, в который входит бюджет развития. Он формируется в основном за счет поступлений от продажи областной коммунальной собственности (по расчетам, это 1,3 млн. грн.) и дивидендов от акций АО, находящихся в коммунальной собственности. В общем, сводный бюджет Одесской области по сравнению с прошлым годом вырос в целом на 200 млн. грн., что весьма показательно.
На протяжении последних лет область находилась на одном из последних мест по расходам на душу населения благодаря нормативам, спускаемым сверху. И только в прошлом году эта порочная практика была нарушена. В 2001-м области добавили несколько миллионов, благодаря чему она смогла расправить свои плечи. Ну а в этом — по сравнению с прошлым — ей добавили еще больше. Если сравнивать с вариантом госбюджета-02, который подавался на первое чтение в Верховную Раду, то он предусматривал изъятие из Одесского областного бюджета 9 млн. грн. Однако благодаря усилиям местной власти удалось не только избежать изъятий, но и заполучить дотацию в размере 6,5 млн. грн. Так что расходная часть областной казны позволяет сегодня полностью обеспечить зарплату для всех категорий бюджетников с учетом ее повышения, выплату стипендий, а также заявки на оплату энергоносителей, питание в учреждениях медицины, образования и социальной защиты. В целом увеличены расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту, физкультуру. Хотя при этом уменьшены расходы на культуру и развитие малого предпринимательства.
Но, к сожалению, несмотря на новый принцип формирования местных бюджетов, их зависимость от воли госчиновников по-прежнему сохраняется. Ведь не все бюджетные средства распределяются сегодня по формуле Минфина. Часть функций по распределению государственных целевых субвенций была передана области. Так что местные бюджеты, формирующиеся и за счет трансфертов, по-прежнему зависимы не только от госбюджета, от его наполняемости, но и от пожеланий областного начальства.
Что показательно, в этом году в доходной части областного бюджета появились субвенции из городских и районных бюджетов в размере свыше 6,5 млн. грн. Три города областного подчинения из пяти — Одесса, Белгород-Днестровский и Южный, а также 10 районов из 26 решили передать области часть полномочий, делегированные им государством в части содержания местной милиции и пожарной охраны, финансирования здравоохранения и специализированных учреждений образования областного подчинения, а также программ кинофикации области.
Это было сделано по разным причинам.
Однако надо отметить, что четкое деление бюджетных средств на две части, одна из которых предназначена на выполнение делегированных государством полномочий, а другая — полномочий местных советов — это и есть, пожалуй, главнейшая особенность новых межбюджетных отношений. Определены в связи с этим и четко разграничены источники, за счет которых будут финансироваться данные полномочия. Итак, если взять бюджет Одессы, то образование, здравоохранение, культура, соцзащита, физкультура и спорт, а также органы управления будут финансироваться в основном за счет подоходного налога с граждан — это 220,1 млн. грн. В этом году городу остается 75% от данного налога. В прошлом — было 6,5%. В целом же на финансирование делегированных полномочий в городском бюджете предусмотрено 339,9 млн. грн. и 141 млн. — на выполнения собственных полномочий. Финансирование последних будет осуществляться в основном за счет доходов, полученных от платы за землю — 45,8 млн. грн. (Одессе остается 75%) , а также за счет местных налогов и сборов — это 20,7 млн. грн.
Так что нынче бюджет Одессы небывалый — 513,9 млн. грн. Такой казны здесь никогда не видывали. Для сравнения, в прошлом году по доходам он еле-еле дотягивал до 220 млн. грн., а по расходам превысил 320 млн. Одесса была единственным городом в Украине, принявшим бюджет с дефицитом в 100 млн. И как результат весь минувший год бюджетников держали на голодном пайке, не выплачивая по несколько месяцев зарплату. Впрочем, людей таким образом мучили и в позапрошлом году, и раньше. Долги учителям и медикам только-только удалось погасить. Но теперь, как заверяют власти, проблем с выплатой зарплаты больше не будет. Теперь даже хватит профинансировать свыше 70% городских нужд. Хотя, по словам мэра Одессы Руслана Боделана, и 1,5 млрд. не хватило бы для решения всех проблем.
Оно и понятно. Чтобы расчистить только завалы одного жилкоммунхоза, похоже, никаких денег и нескольких поколений не хватит — насколько все запущено. И в этой сфере мало что меняется кардинально. Если говорить о ее реформировании, к которому давно пора приступить, то здесь, как говорится, и конь не валялся. Однако проблема с точки зрения г-на Боделана, состоит в том, что ни Бюджетным кодексом, ни другими ранее принятыми документами никогда не предусматривалось ни копейки средств на проблемы, связанные с жилищно-коммунальном хозяйством. В этом году на эти цели в бюджете города предусмотрено 70,6 млн. грн. Это наибольший объем ассигнований в разделе собственных полномочий. Но по сравнению с прошлым годом финансирование этой статьи остается практически на том же уровне. Хотя потребность — свыше 230 млн.
Наибольший объем средств выделяется на финансирование образования — 117,6 млн., что намного выше, чем предусмотрено расчетами Минфина. На здравоохранение — 92,3 млн., на социальную защиту населения с учетом субвенций из госбюджета — 57,6 млн грн, что тоже выше, чем насчитали в Минфине. Увеличены по сравнению с этими же расчетами и расходы на культуру, физкультуру и спорт. Одесситы, однако, жалуются, что Киев, как всегда, своего не упустил. Из городского бюджета в государственный будет изыматься 85,5 млн. грн. А это примерно около 30% доходов, получаемых для выполнения делегированных полномочий.