1 июля 2021 года вступил в силу так называемый закон об упрощении привлечения инвестиций. По меткому выражению одного из бывших членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), продвигавшей принятый законопроект, с момента начала его действия в Украине должен был запуститься не просто рынок, а «трубопровод капиталов».
Откровенно говоря, запуск этого «трубопровода», как и прочих в Украине, — условность: до сих пор не решен вопрос о действительной дате вступления в силу всех положений упомянутого закона, ведь его раздел IV, регулирующий сам порядок вступления в силу, был внесен в закон неясно кем уже после голосования. Подробнее здесь.
С такой нерешенной проблемой не только качества закона, но и процедуры принятия доверия инвесторов ожидать не следует. Пока есть более надежные юрисдикции, инвестор будет выбирать их. Даже отечественный.
Есть два решения этой проблемы: проверка закона Конституционным судом по принципу «решение Конституционного суда не потому окончательное, что законное, а законное потому, что окончательное» или внесение изменений в сам закон. Первый вариант — плохой, но гарантирует убогую стабильность, второй — еще хуже, так как затягивает и без того длительный процесс.
Несмотря ни на что, с 1 июля «трубопровод» официально заработал.
Первое и пока, пожалуй, единственное главное — его запуск означает усиление размера и характера финансовых, административных и криминальных санкций. Добро пожаловать в мир самых больших в истории Украины финансовых санкций за злоупотребления на рынках капитала.
Так, за признаки манипулирования рынком (именно за признаки) вас могут оштрафовать на сумму до 850 тыс. грн или, исключительно на усмотрение регулятора, на сумму в размере до 150% поступлений, полученных в результате этих действий. Того же ждите за незаконное использование инсайдерской информации, а при повторном нарушении штраф вырастает до 300% от поступлений.
Для того чтобы оказаться на скамье подсудимых за злоупотребления рынком, не надо быть должностным лицом профучастника, теперь этой «чести» может удостоиться любой человек. Несмотря на то, что правовая определенность нарушения отсутствует напрочь. И да, здесь максимальный размер штрафа возрастет до 1,3 млн грн. И это лишь отдельные примеры, санкций теперь много, они разные и применяются практически за все, что вы могли бы осуществить на рынке капиталов. Конечно, в цивилизованном мире санкции выполняют важную функцию. Но там понятно, за что их применяют и по какой процедуре. Кроме того, например, в США размер санкций ограничен выгодой инвестора. Украину же, похоже, решили уберечь не только от плохих, но и от вообще любых инвестиций.
Инфраструктура рынка капитала устроена таким образом, что роль регулятора на нем очевидна и незыблема. На организованном рынке с различными элементами и субъектами, обеспечивающими его нормальное рыночное функционирование, необходимо постоянное поддержание рыночной среды. Здесь идей Адама Смита о его свободном рынке недостаточно. А функция регулирования подзаконными актами тут имеет определяющее значение. И в соответствии с переходными положениями закона правительству было поручено разработать и принять подзаконные акты, без которых закон не будет реализован, а инфраструктура рынка не будет полноценной. Сам же регулятор рынка — НКЦБФР, как никто должна была работать в поте лица, чтобы жизнь инвестора упростилась, как и предписывает закон.
Что имеем на сегодняшний день? Кабинет министров Украины до конца 2020-го делал вид, что занят подготовкой актов, пыхтя над их «проектами», но после вопросов о конкретных наработках (видимо, в связи с отсутствием таковых) засекретил процесс подготовки. В итоге в июле с.г. НКЦБФР рекомендовала в целях исполнения закона руководствоваться ранее принятыми комиссией актами «в части, не противоречащей закону». Не смейтесь, пожалуйста. Как определять «часть, не противоречащую» в мире тотальных методик и процедур, в которые вросла Нацкомиссия, неясно. Это все равно, что предложить самой НКЦБФР в случае нестыковок руководствоваться не законом, а здравым смыслом, — идея хорошая, но малопродуктивная.
Теперь разрешите снова вспомнить о санкциях. Государственный аппарат в Украине способен применить максимальную санкцию даже за ваш недостаточно звонкий чих, и недавний пример «Новой почты» тому доказательство. Значит, следует ожидать, что санкции будут применены в соответствии с формальной логикой, минуя всякий смысл и содержание. Даже если вы при этом руководствовались актами, «не противоречащими закону». Добавляет адреналина этой новой реальности то, что фактическая основа внедренной системы санкций, учитывая полномочия регулятора и отсутствие четких процедур, методик, алгоритмов выявления злоупотреблений и экспертизы, больше смахивает на презумпцию виновности на рынке. Много ли желающих будет работать на таком рынке?
Некоторые условно украинские эмитенты недавно выпустили еврооблигации, НКЦБФР допустила их к обороту в Украине, и, возможно, это неплохой сигнал. Но почему облигации выпущены не в Украине? Закон же специально приняли! Конечно, сомневаться в доверии украинских компаний и их структур-эмитентов по отношению к украинскому законодательству — это моветон. Да и сомневаться в платежеспособности наших должников тоже нехорошо. Но вопрос повис в воздухе.
Еще до вступления в силу нового закона произошло так называемое первое (спортивное) IPO. Немного смущает, что его поддержала организация, принимающая ставки на спорт. Помнится, гуру современного рынка капиталов Уоррен Баффет предостерегал, что в случае легализации ставок американцы будут проигрывать букмекерам, а когда в стране много проигравших, она не может быть сильной. Но то США. Украина может!
Дальнейшая же судьба этих отечественных инструментов уже находится в сфере нового законодательства. Других IPO пока не имеется. Регуляторные акты регулятор не издает. Возможно, регулятору нечем заняться, и тогда пора совершить хотя бы мониторинг ценообразования? Однако здесь вмешивается личный фактор — регулятор лично промоутировал это IPO. Правда, неясным остался вопрос, каким образом «поддержка родного клуба» согласуется с понятием доходности? Ну, да бог с ней, с доходностью — регулятору видней. Но как теперь проверять, нет ли тут конфликта интересов? Какова структура привлечения капитала? Проверял ли регулятор динамику и методику ценообразования? Инвесторы действительно могут быть уверены в отсутствии искусственного контроля цены инструмента?
Что же происходит с капиталами в то время, как госорганы Украины запускают «трубопровод капиталов»? Похоже, не что иное, как геймификация рынка капитала. То, что еще до недавнего времени (до выхода приложения Robinhoodgood) и не снилось рядовому американцу. То, от чего справедливо вздрагивает Уоррен Баффет, вскоре станет доступным рядовому украинцу в виде приложения для инвестирования «в глубокой интеграции с ведущей американской площадкой по торговле ценными бумагами». И кстати заметим: если вы думаете, что украинские стартаперы при производстве украинской версии Robinhoodgood озаботятся хотя бы на минуту украинским законом и юрисдикцией, то наверняка зря. Глубокая интеграция несомненно предполагает и глубокое следование американскому законодательству. Там с этим строго. Впрочем, зная аппетиты нашего регулятора даже в выполнении закона «в части, не противоречащей», вот честно, обратили бы внимание на вероятность местных украинских санкций.
В какие же инструменты будет происходить такое инвестирование? Если вы думаете, что в голубые фишки украинского фондового рынка, то это, скорее всего, утопическое заблуждение. Даже с учетом глубокой интеграции и принимая во внимание выпущенные в оборот «народные» акции футбольного клуба. Чем не стартап, кстати? Да, с другой стороны, инвестировать S&P 500 — это хорошая история, опять же, Уоррен Баффет именно это и рекомендовал. Но кто будет в выигрыше в такой ситуации и куда потечет капитал? Правильно, в американские компании. Да, разумеется, и украинские стартаперы, делающие местный Robinhoodhood. Получается, что запущенный горе-регулятором «трубопровод капиталов» все-таки заработал, просто не в ту сторону.
Больше статей Александра Кошевого читайте по ссылке.