UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинские пенсионеры: включен режим «выживания»

Из-за нехватки денег в государстве миллионы стариков рискуют остаться без средств к существованию

Автор: Александр Китраль

Жизнь пожилых людей в Украине всегда была не сахар. По оценкам экспертов, до 80% одиноких людей или супружеских пар пожилого возраста проживают за чертой бедности. Многие не могут позволить себе некоторые виды необходимых продуктов, не говоря уже о медикаментах. Сегодня ситуация обострилась еще больше, так как страна испытывает острую нехватку средств. По прогнозам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), падение экономики Украины уже составило 30%, а уровень инфляции превышает показатели кризисного 2008 года. Как следствие, растут цены на продовольствие и услуги. В то же время миллионы украинцев, за счет которых идут отчисления в Пенсионный фонд, выехали из страны, потеряли работу либо находятся на фронте. Все это говорит о нарастающем в государстве социальном кризисе.

Готовиться нужно заранее

На данный момент ситуация с обеспечением пенсионеров вроде бы не выглядит угрожающей. В марте прошла запланированная индексация пенсий, которая была начислена без задержек. Да и сами пенсионеры отлично представляют себе тяжелое положение, в котором оказалась Родина. Жительница столичного Подола, инвалид второй группы 70-летняя Розалия Кукилко призналась ZN.UA, что ожидает дальнейшего ухудшения.

«Украине нужно будет восстанавливаться. К тому же после войны государству нужно будет в первую очередь заботиться об инвалидах, сиротах. Именно им в первую очередь будет оказана поддержка», — считает женщина.

Дело еще и в том, что многие люди столкнутся с материальными проблемами не только во время войны, но и, возможно, даже в большей степени, после завершения боевых действий, о чем нашему изданию рассказала ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М.Птухи НАН Украины Лидия Ткаченко. И пожилые люди, в первую очередь одинокие и с инвалидностью, относятся к наиболее уязвимым категориям населения, которым нужно продолжать оказывать дополнительную помощь, в том числе в виде продовольствия. Экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ считает, что сегодня правительству необходимо пересмотреть подходы в поддержке наиболее социально-незащищенных слоев населения и начинать выплачивать им дополнительную денежную помощь.

«Сумма выплат должна быть привязана к реальному прожиточному минимуму. Не к тому, что заложен в бюджете, а реальному— 5–6 тыс. грн, и выплачиваться в размере около 50% раз в квартал, то есть где-то по 3 тыс. грн каждой группе населения», — рассказал эксперт ZN.UA.

Где взять средства на выплаты?

Алексей Кущ считает, что налогово-бюджетная логика тратить столько, сколько зарабатываешь, в нынешний период военных действий уже не работает. По его мнению, прогноз ЕБРР не вполне отображает действительность, и до конца года падение украинской экономики составит до 50%, если брать в валютном эквиваленте. А потому нужно переходить к абсолютно новой модели выплат социальных трансфертов и наполнения бюджета.

«Необходимо проводить системное снижение налогообложения труда в Украине. Подоходный налог, ЕСВ, военный сбор — все ликвидировать и вводить, как я называю, кумулятивный налог на труд», — считает экономист. Налогообложение при этом должно составлять 10% для работающих предприятий, до 5% — тем, кто находится в частичном простое, и нулевая ставка для тех, кто не работает, но продолжает платить зарплату хотя бы на уровне минимальной.

Также Алексей Кущ считает, что выплату пенсий нужно проводить непосредственно из бюджета. Пенсионный фонд при этом не ликвидируется, но в виде структурного подразделения переводится в подчинение Минфина.

По мнению экономиста, в Украине должна пройти модель замещения налогов международной финансовой помощью в виде кредитов, безвозвратной помощи, а также эмиссионными источниками.

«Простой расчет монетарной финансовой системы показывает, что до 10% экономической системы можно замещать эмиссионными источниками. У нас ВВП перед войной был на уровне более 5 трлн грн. Соответственно, где-то 500 млрд грн может быть чисто эмиссионный источник, разбитый на 12 месяцев. Соответственно, если потребность бюджета 100 млрд в месяц, то 50% мы замещаем чисто эмиссионным источником. Еще 20–30% можно замещать за счет международной помощи. Оставшиеся деньги можно собирать с работающей экономики, потому как не все еще остановилось. Таким образом получается совершенно иная модель наполнения бюджета, которая формируется не от количества собранных денег, а от количества денег, которые нужно потратить», — пояснил он.

Естественно, говорит Алексей Кущ, это не означает, что государству нужно включать печатный станок. Должна быть целевая эмиссия, направляемая по социальным и экономическим каналам, не попадающая на валютный рынок. Целевая (таргетированная) эмиссия четко должна быть распределена во времени, быть ритмичной, а не разовой, взрывной. Если сделать все грамотно, считает эксперт, то по крайней мере всплеска инфляции не будет.

Getty Images

В условиях нехватки средств в казне упорное желание Минфина погашать внешние долги вызывает удивление. Алексей Кущ подобный подход считает своеобразным финансовым мародерством. Причиной желания выплаты долгов, по его мнению, является колоссальное лобби инвестиционных банкиров, которые через лидеров общественного мнения формируют абсолютно превратную картину в обществе, будто неуплата долгов это какой-то позор для страны.

«Но если почитать аналитические материалы МВФ, то там четко описано, что за последние десятки лет 90 стран мира провели около 400 реструктуризаций своих долгов в рамках Лондонского клуба кредиторов — долги перед частными кредиторами. И в рамках Парижского клуба кредиторов — межгосударственные и долги стран перед такими международными финансовыми организациями, как ЕБРР, Мировой банк, МВФ и так далее», — подытожил он.

Читайте также: Полная реструктуризация долгов Украины невозможна, но об отсрочке нужно договариваться

Внимание и поддержка

Возможность зарабатывать. Улучшение жизни пожилых украинцев упирается не только в пенсии и всевозможные дотации. К тому же не ясно, получится ли у властей выровнять экономическое падение. Поэтому социологи и экономисты склоняются к мысли, что пожилые люди по достижению ими пенсионного возраста могли бы продолжать получать доходы, выполняя несложную работу. Ведь есть много мужчин и женщин в возрасте, которые согласны подрабатывать, только возможности не имеют. «Я бы с удовольствием делала какую-то работу дома или на предприятии, — говорит Розалия Кукилко. — Но меня нигде не берут. Поэтому вынуждена собирать стеклянные и пластиковые бутылки, макулатуру».

Увы, нынешняя ситуация к трудоустройству пенсионеров не располагает. И сегодня не то что пожилые люди, но и вполне трудоспособные граждане лишаются возможности найти работу. Ситуации «благоприятствуют» изменения в законодательстве, по которому работодателю хотят дать возможность не соблюдать множество статей Кодекса законов о труде. Это касается ряда принятых на днях парламентом законопроектов о трудовых договорах.

Поддержка местных властей. Далеко не все органы самоуправления на местах способны оказывать финансовую поддержку уязвимым категориям, так как банально не имеют средств в бюджете. Особенно это касается территориальных громад, где нет крупных предприятий или других весомых источников поступлений. Незавершенные реформы по децентрализации власти и административно-территориальному устройству усложняют эту проблему. А потому, считает Лидия Ткаченко, местные власти в первую очередь должны сконцентрировать усилия на максимальном охвате всех нуждающихся и координации мер социальной защиты, включая работу волонтеров. Только усилиями на местном уровне можно выявить маломобильных лиц, которые находятся в тяжелом материальном положении, требуют ухода или другой помощи.

«Не стоит ждать, пока люди придут просить помощь. Местные власти сами должны ее предлагать. Школы, поликлиники и даже местные жители должны сообщать о людях, нуждающихся в помощи», — подчеркнула она.

Getty Images

Также эксперт отводит большую роль руководству территориальных общин: насколько те готовы проявлять инициативу в организации помощи. Положительных примеров хватает. Например, село Сыраи Черниговской области, которое вместе с селами Карпоки и Сокирин насчитывает 860 жителей. Как рассказал ZN.UA староста Сергей Доломанский, сельрада содержит штатного социального работника, который оказывает поддержку восьмерым местным жителям. Также местная администрация помогает малоимущим с покупкой медикаментов, беспокоится, чтобы ветераны ООС и малоимущие пенсионеры были обеспечены топливом на зиму. Как пояснил староста, его принципиальная позиция — помогать односельчанам.

Правовая поддержка. Люди из уязвимых категорий далеко не всегда могут самостоятельно отстоять свои интересы. Поэтому властям необходимо оказывать поддержку общественным и волонтерским организациям, которые помогают им в этом, считает Лидия Ткаченко.

«Однако многие из таких организаций оказались «на обочине», без помещений и без финансов. Перевод государственной поддержки общественных организаций на грантовый принцип требует оформления пакета документов и регулярного участия в конкурсах. Но в организациях ветеранов и людей с инвалидностью часто работают люди, которые не готовы к такой конкурентной борьбе. Это нужно учитывать при распределении средств», — подчеркнула она.

В завершение отметим, что ситуация с пенсионерами — один из показателей надвигающегося социального дефолта, из которого Украине без внешней поддержки, увы, не выбраться. Кроме того, ситуация ясно дает понять, что прежние методы бюджетной политики и привычных подходов в соцобеспечении не дают эффективных результатов. И здесь правительству нужно стремиться к ремоделированию системы по принципу антропоцентризма, поскольку главным ресурсом любого государства является его народ.

Больше статей Александра Китраля читайте по ссылке.