Утро 20 октября 2004 года, сессионный зал Верховной Рады Украины. В ложе правительства — ни Президента с премьером, ни министра финансов с заместителями, ни руководителей «непрофильных» министерств и ведомств. В ложе напротив, где обычно располагаются губернаторы и руководство Национального банка, — лишь председатель Счетной палаты Валентин Симоненко. Такого автор этих строк не видел за все 11 лет, в течение которых доводилось описывать ход бюджетного процесса в Украине.
Нет, случалось, конечно, что на каком-то бюджетном чтении не присутствовали премьер или экономический вице-премьер, что не почтил его своим вниманием глава НБУ, но уж министр финансов Украины точно находился в сессионном зале. Нет для него более важных дат в году, нежели те, на которые приходятся представление, а затем первое, второе и третье чтения госбюджетного закона. И даже если премьеры с вице-премьерами подчас поддаются искушению «поиграть» в политику, для Минфина это не круто. Потому что непрофессионально. Профессионализм для финансового ведомства — превыше всего.
Какова официальная причина отсутствия Николая Азарова и его заместителей в зале при рассмотрении Верховной Радой закона о госбюджете на 2005 год в первом чтении? В пресс-службе Минфина, видимо, крепко обиженной на «Зеркало недели» за его прежние статьи, заявили, что никаких комментариев нам никто давать не будет. Однако сутки спустя по электронной почте все же пришел комментарий. Суть его сводилась к тому, что представленный 23 сентября с.г. правительством на рассмотрение бюджетный законопроект — «сбалансированный и ярко социально направленный», а «все внесенные предложения бюджетного комитета направлены исключительно на дестабилизацию бюджетного процесса». Дескать, именно поэтому правительство не принимало участия в бюджетной дискуссии, и вот результат — бюджет не был принят в первом чтении…
Может быть, хвастаться непринятием бюджета — это теперь хороший минфиновский тон?
Факт остается фактом: сторонники большинства, имевшие до недавнего времени «контрольный пакет акций» в бюджетном комитете, не являются на заседания, и профессиональная работа парализована. А поскольку 20 октября — последний день, когда, согласно Бюджетному кодексу, могло состояться первое чтение документа, продолжающая работать часть парламента стремилась хотя бы по форме соблюсти приличия и перевести «бюджетный мяч» на поле соперника (читай — Кабмина). Сделали это действительно не лучшим образом: бюджетный комитет поддержал все 2782 поправки, внесенные в законопроект народными депутатами самых разных оттенков политического спектра. В том числе и популистские, и взаимоисключающие.
Для любого непредвзятого наблюдателя очевидно, что подобный результат компромисса даже с натяжкой трудно назвать бюджетом — то есть документом, в котором доходы сбалансированы с расходами. Однако высокая цель оказалась превыше всего: когда угроза недееспособности сгущается над Верховной Радой, спасать приходится именно парламент, а не финансовый план будущего года.
По большому счету, заниматься бюджетом-05 сейчас действительно не время. Во-первых, правительство в целом и Минфин в частности ушли на «фронт». С этого фронта поступают что ни день, то более фантастические известия. Например, повышение пенсий на 56—172 гривни тем, кто имеет особые заслуги, перенесено с марта будущего года на... угадайте с трех раз, какой месяц? Правильно, на ноябрь 2004 года (потому что второй тур выборов).
Теперь эти люди будут получать до 341—457 гривен в месяц. Все бы хорошо, но даже по официальным данным такой предвыборный презент потянет не менее чем на 1,2 млрд. гривен в расчете на 2005 год и увеличит и без того немалый скрытый дефицит Пенсионного фонда (составляющий, по некоторым оценкам, 8—10 млрд.)
Во-вторых, в стране свирепствуют цены, и этого может не замечать лишь тот, кто на завтрак, обед и ужин потребляет только информацию Госкомитета по статистике. Невозможно даже приблизительно представить себе, какими окажутся макропоказатели за 2004 год, и тем более — спрогнозировать их на 2005-й. Если нынешний правительственный кабинет сохранится у власти и примется за реализацию хоть части обещанного В.Януковичем, страну ждет гиперинфляция.
Во вторник с подачи «Нашей Украины» депутаты повысили прожиточный минимум на будущий год с предложенных Кабмином 382 гривен до 432. С тем, что подобный шаг назрел, спорить невозможно. Цифру 382 Кабмин выводил исходя из очень странной потребительской корзины, да еще на базе июньского(!) уровня цен, прогнозируя, что они возрастут в июле, августе, сентябре и октябре на –0,8, –0,3, 0,5, 0,65% соответственно. На деле инфляция составила в июле — ноль, в августе и сентябре — -0,1% и 1,3%. Об октябрьском показателе и думать страшно…
В одной из своих недавних поездок по регионам В.Янукович назвал новую прогнозную цифру инфляции по году — 8,5%. Но проект-то госбюджета-05 рассчитывался исходя из роста потребительских цен в 2004-м на 7% и прожиточного минимума в 382 грн. Значит, коль скоро Президент (какой — нынешний или вновь избранный?) подпишет закон о прожиточном минимуме на будущий год, часть бюджетных расчетов придется переделывать.
И совсем другое дело, если закон будет заветирован. Несмотря на вполне очевидный вывод экономистов, что в таком случае реальный прожиточный минимум в 2005 году сократится даже против явно недостаточного уровня 2004-го...
Тогда будем питать себя надеждой. На то, что рано или поздно рассеется угар предвыборных обещаний, что Украина не уйдет далеко по пути «белоруссизации» экономики, а министр финансов станет предметно заниматься госбюджетным законом. Света нашей надежды на десяток электростанций хватит. А может, и для того, чтобы сделать правильный выбор?