UA / RU
Поддержать ZN.ua

У НАС НЕТ ИНОГО ВЫБОРА

Речь идет об экономической программе правительства, приложенной к письму-запросу за подписью пре...

Автор: Виктор Пинзеник

Речь идет об экономической программе правительства, приложенной к письму-запросу за подписью премьер-министра Украины В.Масола и председателя правления Нацбанка В.Ющенко на получение от Международного валютного фонда первой части системно-трансформационной ссуды (365 млн. долларов). Эта программа действий призвана помочь Украине. Надо подчеркнуть, что МВФ не предъявляет каких-либо условий к нашей стране, составление программы - непременный атрибут получения от МВФ ссуды для оздоровления любой экономики - будь то бразильская. Почему же иной раз говорят о требованиях Международного валютного фонда? Только потому, что он не желает, чтобы эти деньги пропали, он дает деньги на лечение, которое хочет производить сам больной. Лишь в таком случае помощь Международного сообщества достигнет цели.

Я считаю, что документ нормальный, взвешенный, содержит весь комплекс решений, которые необходимо принимать Украине в области финансовой стабилизации, либерализации, приватизации.

Что нас ждет в случае реализации программы? Прежде всего, снижение темпов инфляции. Предполагается ограничение объемов кредитов, выдаваемых Нацбанком, ограничение эмиссии, но все это связано с реструктуризацией государственного бюджета, поскольку главная причина эмиссии - в его расходной части. Какие здесь нужны шаги? Первое - прекращение вмешательства в экономику: бюджет - только на бюджетные цели. Второе - сокращение субсидий, перевод их в другое русло, т.е. субсидирование не производителя, а потребителя (частично - через зарплату, частично - через помощь малообеспеченным гражданам). Такая система будет более справедлива и в социальном плане.

Экономической программой предусмотрено введение единого обменного курса, причем, насколько мне известно, уже через 6 дней после решения МВФ о предоставлении Украине ссуды.

Изменения в экспортно-импортной политике будут состоять в снятии всяческих административных ограничений на экспорт-импорт (за исключением тех, которые предусмотрены международными соглашениями). Будут ликвидированы налоги на экспорт - курсовой и добавленную стоимость.

В социальной сфере - МВФ всегда подчеркивает, и в экономической программе правительства этот момент отражен - мы должны перейти к системе адресной поддержки нетрудоспособных. Те предприятия, которые не смогут выжить без финансовой подпитки извне, не должны ложиться тяжким бременем на бюджет. Их судьбу предстоит решать либо путем приватизации, либо закрытия, но в обоих случаях обеспечивая работникам возможности трудоустройства или переобучения, или помощи по безработице.

Предполагается снять контроль за ценами во всех сферах, за очень небольшим исключением (хлеб, коммунальные услуги, транспорт и некоторые др.). Хотя, на мой взгляд, такое решение небесспорно. Не лучше ли сразу пойти по пути ликвидации дотаций, освободив цены за один раз, чем вечно находиться перед лицом угрозы инфляции, которая неминуемо сопровождает каждый шаг по их изменению?

Слово «либерализация» многих просто пугает. Но давайте зададимся вопросом: почему цены в течение июня, июля почти всего августа практически не росли, а по некоторым позициям даже снижались, даже на рынках, где контроля за ценами - никакого. Да потому, что не могут быть цены выше, чем денежная масса. И не либерализация виновата в росте цен. Да, во всех странах, переживших этот период, товары и услуги дорожали, но потом начинали удешевляться. И у нас была очень хорошая возможность в июле-августе - отпустить регулируемые цены, не боясь их всплеска. К сожалению, вследствие кредитных вливаний в экономику инфляционные процессы возобновились, момент был упущен. Но даже теперь, в нынешних условиях, либерализация - вещь здоровая и необходимая, ибо она ставит под контроль издержки производства, определяет реальное соотношение цен в экономике. Контроль за ценами в этой ситуации порождает только сильные теневые процессы, возникают двойные цены: одна - легальная, другая - нелегальная.

У скептиков неминуемо возникнет вопрос: насколько предлагаемые в программе реформы нам под силу, выдержит ли их народ, справится ли с возложенными задачами исполнительная власть? Но ведь топтание на месте чем заканчивалось? Каждые несколько месяцев происходил социальный взрыв. Зато в течение последних семи месяцев в Украине, когда уровень инфляции снижался, забастовок или каких-либо других сильных социальных потрясений не было. Возможно, когда мы начинаем делать то, что необходимо для лечения экономики, социальная напряженность ослабевает? Да, опасно, когда болезнь выходит наружу, но загонять ее внутрь - еще хуже.

В политическом плане есть, конечно, проблемы, связанные с непониманием многих вещей. Когда я слышу, как депутаты в парламенте требуют поднять минимальную заработную плату, объявляя при этом голодовку, думаю только об одном: возьмут ли, наконец, эти люди политическую ответственность за новый скачок цен. Потому, что каждый раз, когда у нас поднимали минимальную зарплату, цены росли еще быстрее. Никогда не было по-иному! Мне страшно слышать, когда кто-то заявляет: можно, мол, поднять зарплату в десять раз, а цены вырастут только втрое! Если мы хотим добиться реального повышения жизненного уровня, этот путь не пригоден. Единственная возможность - жесткая монетарная политика в сочетании со структурными преобразованиями в экономике и либерализация зарплаты. Ведь в последние месяцы шло медленное, но увеличение реальной зарплаты. Если в январе после страшного спада, вызванного повышением минимальной зарплаты, она уменьшилась против декабрьской на 19,4%, то в августе этот разрыв сократился до 15%.

Как покажут себя властные структуры? Нынче Президент решительно настроен на выполнение согласованной с МВФ программы. Наверное, возникнут какие-то трения с другими структурами исполнительной власти. Как говорится, вперед - страшно, а назад - нельзя. У нас нет другого выбора, более того, предлагаемые ныне реформы были очевидны и неизбежны еще года три назад.