Как известно, при рассмотрении Бюджетного кодекса на 2002 год в Верховной Раде Украины поправка депутата Виктора Мироненко от Керчи, в которой говорится, что бюджет Крыма формируется в соответствии с Конституцией автономии (то есть, если дословно — «все налоги, собранные на ее территории, зачисляются в бюджет автономии»), получила большинство голосов. Но... была исключена из текста закона при его подписании как противоречащая общегосударственному законодательству и интересам страны. Однако это происходило несколько месяцев назад, еще при прежнем главе правительства. Крым тогда был столь близок к победе в многолетней борьбе за одноканальный бюджет, что сейчас, едва оправившись от неожиданного удара, опять начинает массированно бомбардировать Киев, настаивая на праве положить все деньги в свой «карман»…
Вряд ли стоит повторять, что проект бюджета страны на 2002 год, который, по идее, должен был бы разрабатываться на базе законов и бюджетной резолюции, разработан Минфином Украины без учета крымских претензий. Естественно, что руководители автономии считают это нарушением законов, игнорированием полномочий автономии и ее конституции. Неделю назад специально для выяснения вопроса в Киев ездил глава правительства Валерий Горбатов, который по возвращению в беседе с журналистами сказал, что «для нормального развития нам надо на 2002 год 1 миллиард 600 миллионов гривен, а в проекте бюджета выделяют всего 900 миллионов, что не может нас удовлетворить». По мнению крымского премьера, Киев пытается «вести поиск универсальных механизмов для всех и на все времена», в то время как, по его убеждению, «Севастополь, Киев и Крымская автономия должны иметь индивидуальный подход раз и навсегда». Он сказал, что Минфин Украины, применяя нормативный подход, не может учесть особенностей всех регионов, без чего сегодня качественный бюджет страны невозможен.
В связи с этим президиум Верховной Рады Крыма на своем заседании во вторник на этой неделе принял обращения в адрес Президента Украины, Верховной Рады, премьер-министра, в которых говорится, что крымский парламент и правительство «серьезно обеспокоены тем, что в разработанном Кабинетом министров проекте закона «О государственном бюджете Украины на 2002 год» не учтены особенности формирования бюджета Крыма, определенные в законе Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым» и статье 67 Бюджетного кодекса Украины». Крымчане считают, что столь неуважительное отношение к конституционным правам и полномочиям автономии в бюджетной сфере, продемонстрированное Кабинетом министров Украины, является не просто экономическим, но и серьезным политическим решением, способным самым негативным образом повлиять на всю политическую и социальную жизнь в республике.
С одной стороны, было бы странно, не попытайся в 2002 году Крым еще раз «отхватить» бюджет побогаче, тем более, что разница между тем, что хочется, и тем, что предлагается из центра, довольно ощутимая. С другой, настолько же странно, что Киев в столь важном вопросе пытается действовать «тихой сапой», в то время как должен был бы раз и навсегда прояснить вопрос и поставить на нем точку — то ли в Конституционном суде, то ли в сессионном зале Верховной Рады. Пора показать, кто в стране хозяин, или же раз и навсегда признать за Крымом (потому что автономия) право на особый бюджет и следовать этому каждый год.
Однако, с третьей стороны, крымский бюджет и в прежние годы не был обычным, хотя, возможно, и не таким, как хотелось депутатам и министрам. Худо-бедно, а Крыму, как никакому другому региону, даже Киеву, и в прежние годы, кроме законно причитавшихся налогов, оставляли полностью еще три общегосударственных. Но автономия, пользуясь нерешительностью Киева, боролась сначала за полный НДС, а теперь уже и за весь бюджет. Можно с уверенностью сказать, что если точки над «і» не поставить сейчас, то мы еще не раз станем свидетелями подобного скандала.
Получается, что обе стороны поочередно перегибают палку: сначала Симферополь планировал перечислять Киеву только 4,3 процента годовых доходов (а тогда это составляло всего 50—60 млн. грн.), Киеву показалось этого мало и он нашел золотую середину — отдал три налога. Но на 2002 год окрепший Минфин решил не оставлять Крыму даже этих трех налогов, к которым автономия уже привыкла как к своим собственным, но Симферополь снова в ответ требует оставить на полуострове все налоги без изъятий.
Конечно, тяжело отдавать миллионы! Обе стороны выдвигают реальные аргументы, поскольку денег всегда и всем кажется мало, тем более, что и направить их есть куда. Однако финансовый спор центра и автономии, продолжающийся уже, если быть точным, с 1994 года (!), становится смешным: неужели взрослые финансисты столько лет не могут найти оптимальный бюджетный вариант, а просто спорят, как дети, кто главнее и у кого папа больший начальник?
Глава крымского правительства Валерий Горбатов уверен, что «правительству, Верховной Раде автономии, народным депутатам от Крыма в парламенте страны предстоит еще побороться за проект бюджета 2002 года с тем, чтобы автономия не топталась на месте, как сейчас, а начала движение к устойчивому развитию как экономики, так и социальной сферы». Но со своей стороны и Минфин Украины, и ГНАУ, и столичные министерства тоже готовы отстаивать свои интересы. Видимо, все опять сведется к «золотой середине»?