НБУ не оставляет попыток запустить е-гривню. Что важно об этом знать?
Первый этап эксперимента по запуску цифровой гривни стартовал еще в 2018-м. Выпустили 5443 е-гривни. Их обращение было ограничено, как и доступные операции (переводы между кошельками, пополнение баланса мобильных телефонов, благотворительность, обмен на безналичные средства). Результаты первого этапа неоднозначны. В первую очередь регулятор столкнулся с существенными техническими проблемами, причем сложность отдельных из них прямо указывала на необходимость значительных инвестиций и времени на модернизацию платежной инфраструктуры для этого инструмента. А если учесть, что украинский рынок платежных услуг развит, конкурентен и уже имеет сформированную инфраструктуру, то вопрос, целесообразно ли продолжать эксперимент, буквально висел в воздухе.
Впрочем, НБУ решил продолжать. Второй этап эксперимента начнется во второй половине 2024-го и продлится полгода. На этот раз НБУ просит банки и их клиентов присоединиться к пилотному проекту. Речь идет не о директиве, а именно о приглашении к участию. Конечно же, банки в свою очередь будут только предлагать е-гривню клиентам. Объем эмиссии этого этапа станет известен после того, как НБУ поймет, какое количество банков и клиентов согласились участвовать во втором этапе. Но до массового использования е-гривни еще далеко. В НБУ четко озвучили, что раздавать е-гривни всем желающим, по примеру китайского центробанка, точно не будут. Сейчас речь идет лишь о некотором расширении существующего функционала (например, тестинг офлайн-расчетов), исследовании спроса и, главное, определении целесообразности продолжения работы над запуском е-гривни. То есть о поиске окончательного ответа на ключевой вопрос, появившийся после первого этапа эксперимента.
У НБУ уже есть некоторый опыт конкуренции с частным сектором, и этот опыт не вдохновляет регулятора. Знаете ли вы, что такое «ПРОСТІР»? Вряд ли. А это государственная платежная система, которую годами развивает регулятор и в основном игнорирует потребитель, поскольку на рынке есть более быстрые, удобные и понятные альтернативы. Опыт этой конкуренции подсказывает НБУ, что сначала надо определиться, будет ли вообще спрос на его разработки. Мир уже видел страну, которая десять лет назад поставила все на крипту и до сих пор ничего не выиграла. Это Эквадор.
Так нужна ли нам е-гривня?
Очень упрощенно, но все ваши безналичные трансакции — это уже электронные деньги. Революция прошла давно, незаметно для большинства, и вряд ли кто-то об этом жалеет. И все же технология блокчейн внесла свои коррективы. И когда мы сейчас говорим о цифровых валютах центральных банков, то имеем в виду использование именно этой технологии и сохранение е-денег в форме токенов, как и в криптовалютах.
В 2023 году центральные банки 114 стран, на которые приходится 95% мирового ВВП, находились на разных стадиях оценки запуска национальной цифровой валюты. Европейский центробанк начал эксперименты в октябре прошлого года. Бразилия и Индия тоже уже в процессе. Великобритания готовится начать в 2025-м. Первой же крупной экономикой, осуществившей эмиссию собственной цифровой валюты, стал Китай — там первые тестовые этапы начались в 2019-м, а публичные тесты стартовали еще в 2021-м. В 2023 году в провинции Цзянсу уже все госслужащие получали зарплату в цифровых юанях. Но и Китай до сих пор находится в экспериментальной фазе.
В теории, если основные экономики завершат эксперименты и внедрят цифровые валюты, для них в мире может быть создана новая базовая инфраструктура для транснациональных трансакций. Но это настолько непросто, что займет десятилетия даже при нынешних темпах прогресса. Ведь как для запуска, так и для дальнейшей координации с другими странами требуется гармонизация огромного массива регуляций, от стандартов и технических характеристик до нормативных и правовых деталей обращения. По сути, мировые финансы должны начинать с чистого листа.
И для начала надо будет найти ответ на ключевой вопрос, который каждый раз возникает, когда речь заходит о государственных цифровых валютах, — контролируемость всех операций государством. Китай не случайно в лидерах — там просто решили на этот вопрос не отвечать. Другие же страны до сих пор в поиске.
Все понимают, что при самой высокой степени централизации (а государственные е-валюты именно такие) первое, что надо делать, это обеспечить финансовую конфиденциальность и уберечь граждан от возможных злоупотреблений со стороны государства. Конечно, при определенных обстоятельствах правоохранительная система и сейчас может получить доступ к вашим трансакциям или арестовать ваши счета, но надежных предохранителей, которые бы действовали в случае полной диджитализации денежной системы, пока нет. Прошлогодние горячие дебаты в британском парламенте показали, что быстро их найти не получится. А напуганные потенциальными изменениями швейцарцы даже предложили закрепить в Конституции право на доступ к наличным деньгам.
Поэтому в большинстве демократических стран именно правовые принципы функционирования е-валют будут маркерами успешности этого начинания. К сожалению, в Украине мы не видим даже экспертного обсуждения этих проблем. Конечно, наши эксперименты с е-гривней очень скромные и медленные, но опыт других стран подсказывает, что правовые регуляции уже пора готовить, не избегая публичных дискуссий на эту тему.
Так что сугубо теоретически е-гривня, точнее, работа над ее запуском, имеет смысл. Даже для того, чтобы не увеличивать технологический разрыв с ведущими экономиками. Цифровизация экономик с дальнейшим использованием технологий искусственного интеллекта для скачка в эффективности — это наша следующая технологическая революция. По важности она сравнима с первой и второй промышленными. Страны, которые первыми их провели, получили огромные преимущества в развитии. Но нужна ли нам е-гривня в обращении уже сейчас? И, как видим, сам НБУ ищет на него ответ. Подозреваем, что даже знает его.
Е-гривня, как и любая цифровая валюта, делает значительное количество функций коммерческих банков избыточными. А это комиссионные — важный источник прибылей в банковском бизнесе. Так что комбанки (как и регулятор, думаю) прекрасно понимают, что сама система будет сопротивляться слишком поспешной диджитализации всего. Кроме этого, предыдущий этап эксперимента показал значительный массив технических проблем, которые точно не улучшат отношение клиентов к банкам, которые, по сути, навязали им неработающую услугу. Клиентская лояльность в банковском бизнесе, возможно, даже важнее комиссионных. Вряд ли дойдет до саботажа, но стахановских темпов проведения второго этапа эксперимента мы не увидим.