Неопределенность на мировых финансовых рынках сохраняется. Ни намерения Европейского центрального банка, направленные на стабилизацию рынков, ни решения Федерального резерва пока не смогли оказать серьезного положительного воздействия на доверие инвесторов. Неизвестность всегда пугает. А в случае с текущим положением дел в мировой экономике планы центробанков еще и настораживают.
Федеральный резерв: ход конем
Федеральный резервный банк США (ФРС), на который возлагались большие надежды, смог таки удивить рынки. Ожидалось, что он торжественно объявит о начале третьего раунда количественного смягчения (QE3) в объеме 500-600 млрд. долл. Однако ФРС сделал ход конем и в четверг, 13 сентября, заявив, что пополнит свой портфель долгосрочных ценных бумаг ипотечными облигациями, которые будут выкупаться ежемесячно на сумму в 40 млрд. долл. Более того, видимо, по примеру европейского визави программа выкупа не имеет определенного срока и будет работать до тех пор, пока экономические прогнозы не улучшатся, а безработица существенно не снизится.
Таким образом, глава ФРС Бен Бернанке продолжает расширять ассортимент нетрадиционных методов борьбы с безработицей, которая с февраля 2009 года остается на уровне выше 8%. На ежегодном симпозиуме в Джексон-Хоуле, состоявшемся в конце августа, г-н Бернанке заявил, что ситуация с безработицей в стране вызывает особые опасения. Согласно опубликованным в четверг экономическим прогнозам, регулятор ожидает, что до конца 2012 года безработица останется в диапазоне 8-8,2% (как прогнозировалось в июне). Прогнозы на 2013-й тоже не дают особых поводов для оптимизма.
Программа QE3 уже успела вызвать критику со стороны некоторых республиканцев, полагающих, что политика Бернанке подрывает авторитет центробанка и при этом практически не поддерживает экономику, а должна бы… Просто они (республиканцы) умеют считать. Для того чтобы увидеть положительный результат действий регулятора, уровень безработицы должен снизиться хотя бы до 7%, на что в ближайшем будущем рассчитывать не приходится. Если предположить, что семипроцентного уровня удастся достичь где-то в 2015 году (более-менее реальный срок), то к тому времени Федеральному резерву придется выкупить облигаций примерно на 1,44 трлн. долл. (по 40 млрд. ежемесячно на протяжении трех лет). Следовательно, объем программы эквивалентен первому раунду количественного смягчения (QE1), только растянут во времени.
Если вспомнить о программе поддержки экономики под названием «операция Твист» (объемом в 667 млрд. долл.), запущенной в июле, то суммарные ежемесячные расходы на приобретение долговых бумаг составят порядка 85 млрд. долл. Это как минимум до конца текущего года. Программа QE3 должна быть запущена уже с 14 сентября (до конца текущего месяца на выкуп ипотечных облигаций ФРС планирует потратить около 23 млрд. долл.).
Но даже в таком случае уповать на то, что QE3 существенно изменит нынешнюю ситуацию, не приходится. В 2008 году Федеральный резерв посредством проведения двух раундов «количественного смягчения» закачал в финансовую систему 2,3 трлн. долл. Несмотря на то, что это помогло, по словам Бернанке, к 2012 году поднять темпы роста ВВП до 3% (прогноз на 2012-й - от 1,7 до 2%), эксперты понимают, что сама QE может быть не только неэффективной, но и нести в себе ряд рисков. Прежде всего, риск роста потребительской инфляции, а также дестабилизации рынков.
Проблема заключается в том, что новых действий ФРС может быть просто недостаточно для того, чтобы направить экономику США в нужное русло. Рано или поздно на рынках начнутся спекуляции относительно необходимости повышения порога ежемесячных покупок в 40 млрд. долл. Еще один важный момент: с 2013 года вступает в силу фискальная реформа, предусматривающая жесткое сокращение расходов государственной казны США и повышение налогов, что может стать дополнительной преградой на пути американской экономики в светлое будущее. А мечты ФРС увидеть в 2013 году рост ВВП на уровне 2,5-3% могут так и остаться мечтами...
QE на европейский лад
Теперь самое время оглянуться на неделю назад и посмотреть, что предпринял Европейский центральный банк в попытке «защитить» еврозону. Как и предполагалось, Марио Драги озвучил свою программу OMT (немедленных монетарных трансакций), которая была анонсирована еще в августе. Среди основных пунктов программы следующие.
1. Регулятор готов покупать суверенные облигации только тех стран, которые получают финансовую помощь ЕЦБ и МВФ. То есть прежде чем ЕЦБ начнет покупать долг той или иной страны, эта страна должна сделать официальный запрос на предоставление ей кредитной линии. При этом страна должна полностью соответствовать критериям надежного заемщика и строго выполнять предписанные ей требования по регулированию своего бюджета.
2. Скупка бондов будет производиться в неограниченном количестве, а также без привязки к конкретным целевым уровням процентных ставок. То есть ЕЦБ будет производить интервенции, когда пожелает.
3. Покупаться будут лишь долговые обязательства сроком до трех лет. Более долгосрочные облигации пока в расчет не берутся. Покупая государственные бонды, ЕЦБ рассчитывает поднять их стоимость и таким образом понизить доходность, которая служит показателем дороговизны внешних кредитов на открытом рынке.
4. В рамках программы OMT не могут принимать участие долги, подпадающие под возможные реструктуризации, как это можно было наблюдать в случае с Грецией.
5. И в завершение: покупки бондов будут стерилизованы, то есть объем денежной массы в регионе останется без изменений и не окажет влияния на инфляцию.
Данное решение в определенном смысле является важным для глобальных рынков и европейской финансовой системы в частности. Своеобразный акт «количественного смягчения» (QE) на европейский лад. Этой программой ЕЦБ взял на себя ответственность за спокойный сон периферийных стран еврозоны, по крайней мере, на какое-то время.
Но угроза рецессии надолго Европу в покое все равно не оставит. Дальнейший спад экономик будет мешать странам выполнять необходимые условия по сокращению дефицита бюджета, предусмотренные в программах кредитования. Это указывает на то, что данная программа в будущем может претерпеть изменения. Но это будет потом…
А сейчас верховные чиновники ведущих мировых экономик и организаций ликуют. Впрочем, эйфория праздника охватила не всех: немецкий Бундесбанк продолжает противостоять идее неограниченных покупок бондов, поскольку считает, что «проблемные» страны должны сами платить по счетам, без вовлечения в это налогоплательщиков других стран. А может, немцы просто не хотят вытягивать из долговой ямы Грецию, которая недавно заявила о намерении выставить счет за фашистскую оккупацию страны во время Второй мировой войны.
Между тем заканчивающаяся неделя принесла новые волнения. В среду, 12 сентября, в фокусе мировых рынков оказалось еще одно важное событие - заседание Конституционного суда Германии по вопросу легитимности участия страны в постоянных фондах. На сегодняшний день на долю Германии как крупнейшей экономики региона приходится почти 27-процентная доля в наполнении ESM (Европейский механизм стабильности). Как и предполагалось, Конституционный суд проголосовал в пользу ESM. В противном случае Европа была бы лишена возможности оказывать финансовую поддержку нуждающимся странам на неопределенный срок.
Конституционный суд заявил, что иск по ESM был необоснованным, и разрешил ратифицировать фонд ESM и фискальный пакт ЕС на определенных условиях. Прежде всего, в случае необходимости превышения 190-миллиардной (евро) доли участия Германии в фонде Бундестаг должен будет дать свое согласие. Также суд потребовал, чтобы обе палаты немецкого парламента были в курсе дел, касающихся фонда ESM, а это нарушает пункт об анонимности, который предполагал неразглашение информации о действиях фонда.
Итак, что мы имеем? Фонду ESM быть! Проблемщики Европы, в частности Испания и Италия, пока (подчеркнем - пока!) могут сделать вдох (насчет выдоха будут дополнительные инструкции). Чем закончатся «танцы» ЕЦБ и ФРС, никто не знает, но всем жутко интересно. Ясно одно: внушительного прямого воздействия на экономику (и уж тем более в обозримом будущем) предпринимаемые центробанками меры не окажут. ЕЦБ может лишь косвенно влиять на развитие экономической ситуации в странах-должниках через выполнение обязательных требований для получения финпомощи. В США на носу еще и выборы, а там - и окончание царствования Бернанке на престоле ФРС (через 16 месяцев).
Финансовые рынки отреагировали на новые шаги центробанков ростом. На прошлой неделе основные фондовые индексы мира достигли многолетних пиков, а 13 сентября «голубые фишки» Уолл-стрит поднялись в среднем на 1,5% (при этом индекс Доу-Джонса взлетел более чем на 200 пунктов). Единая европейская валюта также «воодушевилась» по поводу новых мер ЕЦБ и за последнюю неделю подорожала на 3,4% по отношению к американскому доллару.
Однако эйфория рано или поздно закончится. Инвесторы очнутся и пойдут искать своим капиталам более уютное местечко - драгметаллы, например. Украинским любителям евро придется быть на чеку и ни в коем случае (!) не хранить все сбережения в европейской валюте. Мало ли что?!