Заседания политикоформирующих комитетов сразу трех ведущих мировых центробанков - ФРС США, Банка Англии и Европейского ЦБ - стали ключевыми событиями в международной финансово-экономической повестке дня минувшей недели. И хотя растормошить рынки (особенно к концу недели) получилось неплохо, особого воодушевления инвесторам это пока не принесло. Но обо всем по порядку.
ФРС США
Среда, 1 августа, 18.15 GMT (21.15 по Киеву).
Финансовые рынки с нетерпением ожидали итогов двухдневного заседания Федерального комитета открытого рынка (FOMC) Федеральной резервной системы США. Однако услышали лишь старую песню, только в новой аранжировке. Оставив процентные ставки на исторических минимумах, Федеральный резерв заявил, что готов к решительным действиям в случае необходимости, поскольку экономика США продолжила сбавлять обороты в первом полугодии 2012 года, ситуация на рынке труда также оставляет желать лучшего, а потребительский сектор по-прежнему не проявляет особой активности.
На первый взгляд, ничего нового. Но если копнуть глубже, можно увидеть отличия с предыдущим заявлением. Так, в августе ФРС отметила, что темпы восстановления экономики замедлились, а поступающая статистическая информация тщательно изучается. Если вернуться к июньскому заседанию, мы видим, что тогда центральный банк заявил: «экономика восстанавливается умеренными темпами», а также «банк готов к дальнейшим действиям». Можно предположить, что готовность перейти в наступление с каждым заседанием растет.
Напомним, что, по данным официальной статистики, во втором квартале рост экономики США составил всего 1,5% после 2% в первом квартале и 4,1% в четвертом квартале 2011 года. Нисходящая динамика налицо. И если все продолжится в таком же русле, кажется вполне реальным, если уже на сентябрьском заседании FOMC риторика главы ФРС Бена Бернанке относительно дополнительного стимулирования экономики посредством программы выкупа бондов будет более конкретной.
На сегодняшний день Федеральный резерв завершил уже две программы количественного смягчения (quantitative easing, QE), которые были призваны снизить процентные ставки для стимулирования кредитования и потребительских расходов. В рамках этих программ в финансовую систему страны было закачано более 2 трлн. долл. посредством покупки казначейских облигаций.
Кроме того, с сентября прошлого года ФРС начала практиковать обмен краткосрочных бондов на долгосрочные. Эта программа получила название «Operation Twist» и рассчитана до конца текущего года, по итогам которого из краткосрочных бондов будет переброшено в долгосрочные облигации порядка 667 млрд. долл.
Однако даже при условии запуска третьей волны QE это вряд ли существенно поможет американской экономике. Маловероятно, что большая часть компаний и домохозяйств, которые сейчас избегают кредитов, поменяют свое мнение в случае, если ставки упадут еще больше. Доходность по 10-летним казначейским облигациям уже находится на рекордном минимуме в 1,39%, достигнутом на прошлой неделе. Средняя ставка по автокредитам в США сейчас в редких случаях превышает 3%, а средняя ставка по 30-летним ипотечным ссудам на прошлой неделе упала ниже 3,5% впервые за последние 60 лет.
Коллеги Бена Бернанке из региональных банков неоднократно выражали опасения относительно того, что искусственное занижение процентных ставок может увеличить риск роста инфляции. Но сегодня инфляция в стране находится на низком уровне: базовый индекс потребительских цен, исключающий цены на такие волатильные компоненты, как продовольствие и энергоресурсы, вырос всего на 2,2% за последние 12 месяцев, при этом целевой ориентир центрального банка остается на уровне 2%.
Банк Англии
Четверг, 2 августа, 11.00 GMT (14.00 по Киеву).
От Банка Англии особых решений не ожидали: программа по выкупу активов сохранилась на уровне 375 млрд. фунтов стерлингов (около 585 млрд. долл.), а основная учетная ставка осталась на рекордном минимуме в 0,5% (с марта 2009 года). Однако важно отметить, что накануне, 1 августа, Банк Англии совместно с министерством финансов запустил 4-летнюю программу финансирования кредитования с целью увеличить поток кредитов в экономику путем предоставления дешевых ресурсов. Решение Банка Англии было принято через неделю после того, как опубликованная статистика показала спад национальной экономики во втором квартале на 0,7%.
Такой поворот событий не мог не привлечь внимание критиков к работе министра финансов страны Джорджа Осборна и вызвать массу вопросов относительно его планов на будущее, вплоть до того, стоит ли ему оставаться на этой должности. Дело в том, что программа сокращения бюджетного дефицита от Осборна, утвержденная в 2010 году, предусматривала, что в нынешнем году рост экономики составит 2,8%. Фактически же показатель сейчас на 0,9% ниже, чем в третьем квартале 2010 года, когда партия премьер-министра Дэвида Кэмерона пришла к власти и начала борьбу с последствиями кризиса 2008 года.
ЕЦБ
Четверг, 1 августа, 11.45 GMT (14.45 по Киеву).
Как и предполагалось, Европейский центральный банк по итогам своего заседания принял решение оставить основную учетную ставку на текущем уровне в 0,75% (в июле она была снижена на 25 б.п. с 1,0%). Само по себе решение было практически проигнорировано финансовыми рынками, поскольку основное внимание было сосредоточено на пресс-конференции главы ЕЦБ Марио Драги.
Именно этот человек вот уже неделю не давал всем покоя, вселив надежду на спасение еврозоны своим громогласным заявлением: «ЕЦБ сделает все, что в его силах, для спасения евро». Этой фразой он дал инвесторам повод считать, что чиновники рассматривают новый раунд мер, которые помогут региону преодолеть кризис. Каким образом? На первых порах - путем снижения стоимости заимствований для Испании и Италии.
Речь идет о действиях ЕЦБ и Европейского стабилизационного фонда (ESM). Предполагается, что в рамках этой схемы ESM будет покупать гособлигации этих стран на первичном рынке, в то время как ЕЦБ сможет их выкупать на вторичном. Также речь идет о возможном предоставлении Европейскому стабилизационному фонду банковской лицензии, что уже вызвало много споров.
В ходе пресс-конференции Марио Драги дал четко понять, что Европейский центральный банк намерен скоординировать действия всех правительств для покупки определенного количества гособлигаций с целью ослабления напряженности в регионе и выхода из кризиса. Это та самая интервенция, на которую на прошлой неделе намекала Испания после роста доходности по 10-летним бондам к рекордным максимумам значительно выше критического рубежа в 7%.
По словам г-на Драги, покупки облигаций центральным банком, вероятнее всего, будут касаться краткосрочных бумаг. На данный момент речь идет о бондах Италии и Испании. Однако реализовать это можно будет лишь после того, как обе страны сделают официальный запрос о необходимости в полноценной финансовой поддержке. Этот проект еще находится на разработке в ЕЦБ, и его детали обещают обнародовать в ближайшие недели.
Кроме этого, Марио Драги отметил, что не склоняется к идее о предоставлении Европейскому стабилизационному фонду банковской лицензии, подчеркнув, что «ESM не является подходящим контрагентом для операций Европейского центрального банка по рефинансированию». Против такой идеи ранее также высказалась Германия. В среду глава Бундесбанка Йенс Вайдманн напомнил европейскому сообществу, что ЕЦБ не должен превышать свои полномочия и обязан сосредоточиться исключительно на поддержании ценовой стабильности в регионе.
Как ни крути, а интервенцию на рынке облигаций вряд ли можно рассматривать как панацею от нынешних долговых и макроэкономических проблем. Также в данном вопросе не стоит забывать и о так называемой моральной стороне медали: если Испании и Италии можно, то почему другим - нет?
Финансовые рынки резко отреагировали на заявления чиновника, равно как и неделю назад. Единая валюта в преддверии выступления выросла на 100 пунктов, протестировав отметку 1,2400 против доллара США (максимум с 6 июля с.г.), однако потом, еще до конца пресс-конференции, свалилась на 200 пунктов.
Такое резкое изменение настроений рынка можно объяснить замечанием «Великого Марио», что для перехода к реальным действиям еще необходимо добиться одобрения 23 стран - членов совета ЕЦБ.
То есть в действительности мы опять имеем только обещания, пока не подкрепленные реальными действиями. Тем более что противником подобных мер традиционно выступает такой евро-тяжеловес, как Германия. Хотя, если остальные страны дадут зеленый свет, Меркель/Вайдманну придется уступить…
Что же касается самой евровалюты, то она, вероятнее всего, до конца года останется в нынешнем диапазоне (1,20-1,25 долл./евро), поскольку резких и существенных изменений курса Старый Свет со своей стонущей экономикой вытерпеть не сможет. В то же время усугубляющийся экономический кризис уже привел евро к двухлетним минимумам (1,2040 долл./евро) на прошлой неделе. Это на руку крупным странам-экспортерам региона, включая Германию, поскольку дешевая валюта делает товары более конкурентоспособными на мировом рынке. Однако хочется верить, что европейские чиновники помогут единой валюте нащупать «золотую середину»…