UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВОЙ ОСОБЫЙ ФИНАНСОВЫЙ… КРАХ?

Министра финансов Украины Игоря Митюкова в Крыму ожидали давно. Если верить Леониду Грачу, то Президент страны Леонид Кучма давно уже поручил ему лично съездить в Крым и разобраться с тамошним бюджетом...

Автор: Николай Семена

Министра финансов Украины Игоря Митюкова в Крыму ожидали давно. Если верить Леониду Грачу, то Президент страны Леонид Кучма давно уже поручил ему лично съездить в Крым и разобраться с тамошним бюджетом. А он все не ехал — дела, знаете ли. Но как только сессия Верховной Рады автономии приняла обращение к Президенту по поводу того, что Кабинет министров Украины одобрил проект указа Президента о приостановлении действия постановления о бюджете- 2000, Игорь Александрович оказался в Крыму. «По своей инициативе!» — сообщил Леонид Грач.

«С большим трудом совместными усилиями Президента Украины, Верховной Рады Украины и Верховной Рады АРК мы достигли правового, конституционного урегулирования статуса автономии, взаимоотношений между центром и автономией, — жаловались крымские депутаты Президенту. — Однако подход Кабинета министров Украины сводит на нет достигнутое взаимопонимание, подрывает основы стабильности в регионе, дестабилизирует общественно-политическую ситуацию». О стабильности, как видим, даже дважды — чтобы Президент испугался и подумал, что Кабмин уже создал в Крыму революционную ситуацию, что тысячи и тысячи крымчан сейчас начнут массовые беспорядки под лозунгами «Киев, отдай наш НДС!».

Мы в «ЗН» уже несколько раз писали о проблеме крымского бюджета. Суть ее, если коротко, состоит в том, что коса, то есть крымская ВР, нашла на камень, то есть на Минфин Украины. Уже два года подряд автономия требует у Киева предоставить ему право на одноканальную систему налогов и оставлять в Крыму все, что там собирается, даже НДС. Требует, как заявляет Леонид Грач, на основе крымской Конституции. Но Киев считает, что Леонид Грач просто неправильно читает свою Конституцию. Там хоть и написано, что к компетенции автономии относится «зачисление… в бюджет АРК налогов и сборов, которые собираются на территории АРК… с дальнейшей передачей в госбюджет Украины средств для общегосударственных расходов» (ст. 18), но опять-таки — там, где мы умышленно поставили точки, стоят те слова, которые Леонид Грач предпочитает «не видеть», — «в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины». А законы Украины говорят, — пока? — другое: ни Конституция Украины, ни законы о бюджете одноканальной системы сбора налогов не предусматривают.

По такому же принципу построены и другие пункты этой статьи — 13-й и 14-й: о финансовой самостоятельности АРК, о межбюджетных отношениях между центром и автономией. С одной стороны, они гарантируются, однако с другой — порядок их осуществления «определяется законами Украины», которые еще только предстоит принять. Так что, по большому счету, Верховная Рада Крыма, которая два года подряд зачисляет в свой бюджет все налоги, в том числе общегосударственный НДС, всего лишь упорно выдает желаемое за действительное. Не зря Конституционный суд Украины, куда обратились крымские депутаты, просто не увидел здесь какой-либо коллизии.

В чем же, собственно, причина того, что крымскую Верховную Раду столь длительное время никто не в состоянии образумить?

Причина в том, что аппетит нарастает во время еды. Леонид Грач не устает повторять, что Крым — особый регион именно потому, что это финансово выгодно. Не секрет, что в Крыму депутаты Верховной Рады считают себя полновластными хозяевами бюджета и вольными принимать по нему любые решения. На прошлой сессии депутаты пытались исправить принятый ранее бюджет на 2000 год уже в четвертый раз. За два месяца до конца финансового года Счетная палата решила, что «бюджет текущего года можно увеличить на… 154 миллиона гривен»! За счет чего? Депутаты предполагали урезать социальные выплаты с 50,7 до 45,7 миллиона, льготы ветеранам войны и труда — с 16,7 до 13,7 миллиона. За счет этих денег руководство Верховной Рады вознамерилось поддержать и так не бедное ликеро-водочное предприятие, купить магазин в Москве для реализации крымских товаров, финансировать другие отнюдь не первоочередные мероприятия.

О том, что депутаты почувствовали себя полновластными хозяевами бюджета, говорит не только то, что Верховная Рада на свое усмотрение за счет денег налогоплательщиков организует массу дорогостоящих фестивалей, щедро оплачивает такие мероприятия, как создание гимна Крыма, но и вопиющий непрофессионализм предложенных изменений. Проект их был «продвинут» президиумом Верховной Рады в нарушение закона Украины «О бюджетной системе Украины». Согласно этому закону внесение изменений в бюджет должно происходить по тому же механизму, по которому шло его первоначальное утверждение — то есть изменения должны быть обсуждены и приняты правительством, которое исполняет бюджет. Но президиум на этот раз решил полностью обойти правительство, не спросив даже его мнения. И только благодаря позиции министра финансов Людмилы Денисовой и главы правительства Сергея Куницына проект этих изменений в бюджет был… не принят, а отправлен на доработку, хотя, по утверждению заместителя председателя Совмина Крыма депутата Сергея Велижанского, «его нельзя было не только отправлять на доработку, но и вообще рассматривать, так как он с самого начала незаконный».

И вот проект бюджета 2001 года крымские депутаты опять сверстали с учетом НДС, заложив в его доходы около 300 миллионов гривен лишку, которые явно получены не будут, хотя, естественно, расписаны по расходам. По мнению Минфина Крыма, это катастрофа, поскольку с вряд ли можно работать с дефицитом в четверть бюджета. Странно также, что крымский парламент упорно настаивает именно на получении НДС, хотя это может быть опасно для самой автономии: по расчетам бюджетного комитета ВР Украины, за счет возмещения НДС на экспорт автономная республика может потерять около 500 миллионов гривен... Игорю Митюкову предстояло разобраться в этом хитросплетении финансов и политики.

На встречах и с правительством, и с президиумом Верховной Рады Игорь Александрович говорил языком, который мог понять только информированный слушатель. Он сказал, что «мой принципиальный подход заключается в том, что я полностью поддерживая статью 18 Конституции АРК» — это с одной стороны, но это еще не значит, что Крым имеет перспективу получить все налоги, ибо «…если вы внимательно прочитаете пункт 13, то вы увидите, что для того, чтобы окончательно и полностью ответить на тот вопрос, который вы указали, то нужно будет дополнить бюджетний кодекс Украины». А он уже принят во втором чтении и ничего подобного пока не предусматривает. Иными словами, законы Украины предполагают возможность оставления в распоряжении Крыма общегосударственных налогов, но ни один закон в стране не предусматривает право правительства оставлять Крыму все налоги, как того хочет крымская Верховная Рада. В Крыму создана специальная рабочая группа, которая, по словам Игоря Митюкова, «предложит решение, которое полностью урегулирует эту проблему». Что рабочая группа может предложить? Если строго следовать закону, у нее есть единственная возможность — предложить Президенту подписать указ об отмене решения крымской ВР о бюджете-2000 (а за ним и 2001 года!) как одноканального…

Игорь Митюков косвенно дал понять, что Крым, конечно, может и дальше упорствовать в вопросе об НДС, но лучше все-таки организовать все по-умному. По его словам, «одноканальная система работает уже давно, только Крым этого не замечает. Уже полтора года она работает во всех регионах Украины, исключая Крым. Ну, еще Киев, поскольку есть закон о столице, который регулирует взаимоотношения бюджетов. Все остальные области имеют одноканальную систему. Давайте ее проанализируем, если она не подходит, давайте ее уточним. Вопрос состоит в том, чтобы добавить крымскую специфику. Например, Одесская область вчера получала 4—5 процентов от общегосударственных налогов и сборов, собранных на своей территории. С сегодняшнего дня она будет получать 50 процентов, поскольку выполнила план. То же самое в Херсонской области, в других областях... Я думаю, что Крыму тоже пора присоединиться…»

Вместе с тем, министр финансов признает, что сегодня межбюджетные отношения центра и регионов далеки от совершенства. Но отладить их поможет нормативный принцип формирования бюджета, на который страна должна перейти в скором будущем. Однако Крым опять может остаться на обочине этого процесса.