UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страсти по еврооблигациям

Начавшиеся в июле «преждевременные» девальвационные поползновения значительно обострили интерес отечественных СМИ к предстоящим выплатам по внешним долгам отечественных заемщиков...

Автор: Андрей Алексеев

Начавшиеся в июле «преждевременные» девальвационные поползновения значительно обострили интерес отечественных СМИ к предстоящим выплатам по внешним долгам отечественных заемщиков. Прикидки баланса имеющихся валютных запасов и предстоящих платежей свидетельствуют: чрезмерных поводов для беспокойства нет. Валюты для этих целей должно хватить.

Поступление в Украину очередного транша МВФ и своевременное погашение правительством еврооблигационного займа могло бы полностью развеять страхи в отношении способности основных украинских заемщиков выполнять свои ближайшие обязательства. Если бы у Кабмина вдруг не возникло не совсем логичное намерение реструктуризировать предстоящий к погашению в конце сентября заем «Нафтогаза Украины».

Очередной транш МВФ в 3,3 млрд. долл. не только значительно облегчил жизнь украинским властям, но и стал мощным положительным сигналом для инвесторов. Вся его сумма «в полном объеме доступна для бюджетного финансирования», в том числе — для выплат по внешним гос­обязательствам.

Это даже вынудило одного из наи­более жестких пессимистов в отношении Украины — международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s — предпринять первое с 2005 года позитивное изменение рейтинга для нашей страны. И хотя сами суверенные рейтинги по украинским обязательствам в иностранной валюте агентство оставило неизменными («CCC+/C»; до этого значения они были понижены в 2008—2009 годах с уровня «BВ-»), прогноз был улучшен с «негативного» на «позитивный».

Согласно статистике S&P, рейтинги группы CCC предполагают 40-процентную вероятность суверен­ного дефолта в перспективе одного года и почти 60-процентную — в перспективе двух лет. Таким же низким, как Украина, рейтингом может «похвастаться» только Пакистан, а более высокими оценками («В-») располагают даже Аргентина и Ливан.

Два других агентства — Moody’s Investors Service и Fitch Ratings — пока не повышали «оценок» украинскому суверену, но их рейтинги имеют более высокие значения («В2» и «В», соответст­венно).

5 августа Минфин объявил о своевременном погашении пятилетних облигаций 2004 года выпуска. Это произвело на рынке настоящий фурор.

Индекс «EMBI+Украина спрэд» (учитывает премию в доходности выпущенных украинским правительством еврооблигаций по отношению к аналогичным по срокам американским гособлигациям) после объявления этой новости снизился по сравнению с предыдущей неделей более чем на 20%. Доходность находящихся в обращении украинских евробондов снизилась до вполне приемлемых уровней: с погашением в 2011 году — до 10% годовых, в 2013-м — до 10,7%.

Спрэды пятилетних CDS Украины (Credit Default Swaps — дефолтные свопы, или «страховки от дефолта») сократились сразу почти на 20%, до 1142 пунктов (против 1412 п. 3 августа). Конечно, они еще очень невыгодно отличаются от ана­логов ближайших соседей по СНГ. Однако если сравнивать нынешние котировки с мартовским максимумом (свыше 5304 п. 10 марта), то мож­но утверждать, что рыночные котировки учитывают почти пятикратное снижение риска дефолта в Украине по сравнению с пиками начала года.

В сентябре Украинскому государству и принадлежащим ему структурам предстоят три крупных платежа на общую сумму около 1,5 млрд. долл. 15 сентября Минфину предстоит платеж на 768 млн. швейцарских франков (около 710 млн. долл.). На 23-е приходится погашение евробондов государст­венного Укрэксимбанка на 250 млн. долл., а на 30 сентября — единственного находящегося пока в обращении выпуска еврооблигаций «Нафтогаза» на 500 млн. долл. (из общего внешнего долга в размере 1,8 млрд. долл.).

Конечно, в нынешних условиях нельзя давать малейших поводов усомниться в платежеспособности суверена. Поэтому правительство будет вынуждено беспрекословно оплатить предъявленные к досрочному погашению выпущен­ные в 2006 году десятилетние облигации, номинированные в швейцар­ских франках (привет от Нико­лая Яновича!). Объявление о предстоящем погашении этого займа появилось на веб-сайте Минфина еще в конце июля. Намере­ние платить подтвердила и Юлия Тимошенко, пообещав, что «до кон­ца года мы вернем еще 1,5 млрд.».

Что касается внешних обязательств Укрэксимбанка, то и здесь проблем не предвидится. В начале недели агентство «Интерфакс-Украина» процитировало неназванный источник в правительстве, согласно которому Укрэксимбанк не рассматривает возможность реструктуризации еврооблигаций на сумму 250 млн. долл. США. Судя по котировкам этих бумаг (на уровне около 98—99% от номинальной стоимости), инвесторы тоже почти не сомневаются в этом: финучреждение вполне в состоянии выполнить свои обязательства и без правительственной помощи.

Еще в мае госбанк получил долгосрочный субординированный кредит на все те же 250 млн. долл. от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В июле при участии ЕБРР была оформлена первая для украинских банков внешняя рыночная трансакция. Из общей суммы кредита в 134,5 млн. долл. ЕБРР предоставил 50 млн., а остальные 84,5 млн. долл. были выданы через синдицированный кредит от группы банков в составе Standard Bank, Calyon, Citi Bank NA (London Branch), Unicredit Bank Austria AG и Bayerische Hypo-und Vereinsbank AG.

В последней декаде июля, открыв линию на 40 млн. долл., к числу кредиторов Укрэксимбанка присоединилась IFC — член группы Всемирного банка.

С учетом возможной поддерж­ки со стороны правительства на прошлой неделе агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Укрэксимбанка на уровне суверена (B). А вот оценки рейтинговых агентств в отношении выпуска еврооблигаций другой госструктуры — НАК «Нафтогаз Украины» — далеко не столь оптимистичны.

30 июля Fitch понизил рейтинги НАКа и ее евробондов сразу на несколько позиций (с «В-» и «В» до «СС»). Вслед за этим агентство Moody’s 7 августа тоже понизило корпоративный рейтинг «Нафтогаза» (с Caa1 до Caa2). Как сообщалось в пресс-релизе агентства, это решение было принято «на фоне возрастания риска дефолта компании».

Этот риск резко увеличился после того, как 27 июля стало достоянием гласности постановление Кабмина (№764 от 22 июля 2009 года), разрешающее НАКу реструктуризировать свою внешнюю задолженность и предписывающее принять с этой целью необходимые меры. Далее последовало несколько заявлений правительственных чиновников о том, что «Нафтогазу» следует вступить в переговоры с иностранными кредиторами относительно реструктуризации непосредственно перед погашением еврооблигаций.

В комментариях для британской Financial Times некоторые эксперты приравняли возможность реструктуризации к дефолту, заявив, что это «даст очень плохой сигнал инвестиционному сообществу», поскольку «ранее правительство неоднократно заявляло, что будет готово поддержать компанию».

Сама НАК хранила и хранит молчание. А вот котировкам ее евробондов пришлось необычайно оживиться: они обрушились с уровней 93—95% от номинала сначала до 83, а затем и до 70%.

Страсти было поутихли, когда глава миссии МВФ в Украине Джейла Пазарбазиолу заявила, что реструктуризация долга «Нафтогаза Украины» не входила в число рекомендаций фонда, и он одобрит реструктуризацию в случае, если таковая будет добровольной. Напомним, что ради финансирования нужд газового монополиста (и главным образом для увеличения капитала на 18,4 млрд. грн.) правительство уговорило МВФ согласиться на расширение допустимых границ бюджетного дефицита с 4 до 6% ВВП (без учета затрат на капитализацию банков).

3 августа Еврокомиссия объявила, что Всемирный банк, Европейс­кий инвестиционный банк и ЕБРР готовы выделить в общей сложности до 1,7 млрд. долл. в качестве долгосрочных кредитов для Украины и госхолдинга «Нафтогаз».

Заступничество МВФ немного успокоило инвесторов. Поскольку, по их мнению, заручиться добровольной поддержкой трех четвертей держателей евробондов «Нафтогаза» (и количество, и география которых довольно обширны) до конца сентября вряд ли реально. Так что к концу прошлой недели котировки облигаций НАКа подтянулись до 83—85% от номинала.

Однако, как оказалось, Кабмин не намерен отказываться от своих планов. Как сообщил 12 августа и.о. министра финансов Игорь Уманский, первые переговоры представителей правительства и НАК «Нафтогаз Украины» с кредиторами компании состоятся на следующей неделе. Их предметом станет возможность реструктуризации задолженности газовой монополии, в том числе и по ее еврооблигациям. «Нам важно посмотреть на реакцию на такое предложение со стороны хедж-фондов, поскольку основные обязательства НАК «Нафтогаз Украины» хеджированы инвесторами», — подчеркнул г-н Уманский.

В результате котировки еврооблигаций НАКа снова обвалились — до 74% номинала, и по рынку циркулируют самые разные слухи. Инвесторы ждут, в который раз проклиная проклятую непредсказуемость поведения украинских властей...