Деятельность НБУ и отечественной банковской системы в целом в последнее время вызвала огромную волну нареканий и замечаний со стороны всего без исключения населения страны. Нет ни одной социальной группы, которая бы не испытывала недовольство, а то и откровенное раздражение от «проффесионализма» наших банкиров. Ударивший по «маленьким» и «немаленьким» украинцам кризис настолько оголил проблемы наших банков, что остается только тихо сожалеть и скрестить руки от безысходности.
Об очевидном. На протяжении 17 лет наши «отцы нации» орали во все горло о дедолларизации экономики, о ее конкурентоспособности, развитии финансового и реального сектора. И что? Когда в Украину массово зашел иностранный спекулятивный капитал, все наперегонки (имеются в виду наши банки при попустительстве НБУ) кинулись предлагать дешевые валютные кредиты. Естественно, это определенным образом «подогрело» экономику, да вот только не с той стороны. Вместо того чтобы стимулировать внутреннее промышленное производство, Украина честно простимулировала потребительский импорт.
В итоге мы получили банально простую и столь же ужасную схему: мы воспользовались иностранными кредитами, чтоб купить иностранные товары, а теперь еще и залезаем в долги перед МВФ, чтоб эти кредиты отдать! Парадокс? Нет! Украинская действительность! И все было б ничего, если бы не кризис!
Сегодня существует много точек зрения о природе и сути этого явления. Ясно одно: это не просто так называемый кризис, это тектонический слом между экономическими моделями, а значит, и экономическими эпохами. Конечно, с позиции сегодняшнего дня еще не представляется возможным аргументированно доказать эту гипотезу, но отдельные мозаичные подтверждения все же есть. Взять хотя бы фактический крах мирового фондового рынка и его инструментов, муссирование в мировом информационном пространстве идеи отказа от доллара как единой мировой валюты, финансовые проблемы или даже банкротство мировых финансовых столпов, пересмотр экономических ценностей и т.д. Но! Главным связующим элементом всего этого является утрата доверия.
А нашим — хоть бы хны! Поразительно, но общее впечатление от наших банкиров одно: «будто дело не мое!» Кому какое дело, что кредиты не выдаются (кстати, основной доход банков)? Регулятор, то бишь НБУ, рассыпается пресс-релизами о стабилизации гривни, аукционы валютные проводит. Однако венцом всего является надоедливая реклама банков по телевизору, где основным месседжем является более чем вековая стабильность материнских структур. Господа банкиры, вы сами-то верите в эту рекламу или в очередной раз решили цинично посмеяться над населением? Если даже государственный банк Франции Caisse des Depots et Consignations заявил об убытках впервые за 200 лет, то что говорить о вас?
Мы живем в эпоху информационного общества, где информация, поступающая из определенных источников, определяет ход развития любых процессов. И банковская система — не исключение. Если ее основа — вкладчик — постоянно впитывает негативную информацию, то у него так или иначе сформируется негативное отношение к банкам в целом. Тогда возникает вопрос, а кто вообще должен продуцировать адекватную информацию о банках, как не они сами?
Во всем мире поняли, что прежняя тактика ведения банковского бизнеса больше неприемлема. Именно адекватное информирование общества о положении и прогнозах поведения в банковской сфере становится основополагающим принципом для мировой финансовой системы. Там у них это еще называется открытостью. На всякий случай напомним, что это также касается и центральных банков — регуляторов. В большинстве стран центробанки именно сегодня стали обладать большими полномочиями и независимостью, чем когда бы то ни было. Но платят они за это своей прозрачностью и открытостью перед обществом. По словам Алана Гринспена, «открытость — это обязательство центрального банка перед обществом». Удивительно, но эти почти пророческие слова были высказаны им еще в 2002 году.
В сложившихся условиях внутриполитического и внутриэкономического маразма на фоне мирового экономического кризиса напрашивается вывод: либо отечественная банковская система станет социальным партнером своего же общества, либо общество посадит на вилы банкиров, по крайней мере тех, кто вовремя не выведет свои капиталы в офшоры, или тех, кто не успеет уйти на сомнительно заслуженную пенсию с перелетом в банановую страну на ПМЖ.
Кризис — это не крах, но возможность! Его можно если не полностью преодолеть, то значительно ослабить. Это станет возможным, если абсолютное большинство реальных и потенциальных вкладчиков (по разным оценкам на руках у населения — от 60 до 100 млрд. долл.!) различных банков окажутся вовлеченными в этот процесс. Они должны почувствовать не только необходимость, но и личный интерес в решении стоящих перед банками проблем. В то же время у людей должна быть гарантия сохранности их вкладов.
Кризис — это шанс наконец-то взяться за реформы и приступить к построению нормальной банковской системы. Информационная политика как дорога к открытости банков должна быть направлена, прежде всего, на повышение уровня доверия к ним. Конечно, огромное спасибо отдельным топ-менеджерам банков, которые пытаются быть ньюсмейкерами и продуцировать позитив. Но нужно быть реалистами: два-три банка в новостных выпусках на национальных телеканалах не перекроют весь негатив, который исходит от НБУ, руководства страны и общих настроений в обществе.
Сейчас не то что простой украинец, но даже эксперты с огромным опытом работы подчеркивают, что деятельность НБУ характеризуется неопределенностью. Из-за этого участники рынка не имеют достоверного представления о рыночной конъюнктуре, предстоящих шагах регулятора, что чревато принятием ошибочных решений. Как результат, население, не понимая того, что происходит, бросается из крайности в крайность в операциях с валютой и забирает вклады из банков, повинуясь лишь массовому психозу.
Безусловно, обвинять одно лишь руководство НБУ (или лиц, на которые возложена информационная поддержка Нацбанка) в информационной импотенции было бы не совсем правильно. Отсутствие сплоченности и понимания общих целей у банкиров между собой и политическим руководством страны еще больше усугубляет и без того тяжелую ситуацию. Таким образом, мы имеем страну закрытых банков и обанкротившихся в ней лишь простых вкладчиков.
Хотя справедливости ради также не можем не признать, что правильная и адекватная информационная политика того же НБУ или двадцатки самых крупных банков страны предотвратила бы серьезные проблемы уже в ближайшем будущем.