UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТАБИЛЬНОСТЬ ГРИВНИ — ЭТО НЕ ВСЕ, НО ВСЕ БЕЗ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ — НИЧТО

Подробно проанализировать работу банков в 1997 году пока еще нет возможности - банковские годовые отчеты поступят не раньше февраля...

Автор: Дмитрий Рикберг

Подробно проанализировать работу банков в 1997 году пока еще нет возможности - банковские годовые отчеты поступят не раньше февраля. Поэтому в данной статье речь пойдет лишь об общих итогах и основных задачах, стоящих перед банковской системой в 1998 году.

Итак, основное достижение финансовой политики Украины в 1997 году - сохранение стабильного курса национальной денежной единицы. И это несмотря на отсутствие общей экономической стабилизации в стране, значительный дефицит государственного бюджета и к тому же начавшийся в конце года и осложнивший экономическую ситуацию кризис мировых фондовых рынков, перешедший в кризис рынков валютных. Правительству и Национальному банку Украины удалось выполнить свои обязательства по соблюдению установленного «валютного коридора», верхняя граница которого составляла

1,9 грн./$. Этому в первую очередь способствовало проведение Национальным банком целенаправленной монетарной политики, которая была ориентирована на макроэкономическую стабилизацию экономики, увеличение объема и совершенствование структуры официального валютного резерва для поддержания курса гривни по отношению к иностранным валютам.

Сразу хочется предвосхитить возражения отдельных оппонентов, считающих финансовую стабилизацию, если при ней не достигнута экономическая стабильность и не остановлено падение производства, чуть ли не пустой дорогостоящей затеей. Если перефразировать известное изречение Сократа «Здоровье - это не все, но все без здоровья - ничто», то получим тезис, по нашему мнению, наиболее правильно отражающий суть вопроса: «Стабильность гривни - это не все, но все без ее стабильности - ничто». Действительно, только с достижением финансовой стабилизации могут быть созданы возможности для экономической стабильности. Это подтверждается мировым опытом. Но для успешного претворения в жизнь этой возможности необходимо уверенное продвижение не на каком-то одном участке, а по всему фронту социально-экономических рыночных преобразований, чего, к сожалению, сделано не было, несмотря на то, что Национальным банком в рамках его компетенции были обеспечены необходимые условия: внешняя и внутренняя конвертация гривни, разумно низкие учетные ставки, стабильность кредитного рынка, устойчивая и эффективно работающая система расчетов и др.

И хотя, как отмечалось, финансовая ситуация в силу уже упомянутых обстоятельств складывалась не лучшим образом, стабильность гривни удалось обеспечить практически лишь одними финансовыми инструментами без каких-либо серьезных материальных затрат. Все трудности, связанные с этим, приняла на себя банковская система. Население страны, в первую очередь социально слабо защищенные его слои, от этого никоим образом не пострадало. К тому же валютный резерв Национальному банку удалось не только сохранить, но даже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличить. И, конечно, совершенно безосновательными были обвинения банковской системы в том, что финансовая стабилизация была обеспечена за счет невыплат заработной платы.

На днях меня удивил корреспондент одной уважаемой газеты, который наивно спросил: а почему стране не хватает денежной массы? На мой не менее недоуменный ответ, что с денежной массой у нас все в порядке и она в настоящее время даже растет, он переспросил: почему же тогда банки не выплачивают задолженность по заработной плате? По-видимому, такой взгляд на вещи у многих сохранился еще со времен авторитарной системы хозяйствования, когда печатный станок мог включаться по решению узкого круга лиц. Хотя и тогда понимали, что выпуск необеспеченных денег может только усугубить экономическую ситуацию. Вспомним, что даже в сталинские времена, когда по указанию вождя, вероятно, могли напечатать сколько угодно денег, все же предпочитали печатному станку принудительную подписку населения на государственные займы за «смешные» проценты и с очень длительными сроками погашения.

Сейчас никто не будет отрицать, что при наличии у предприятия денег на расчетном счете у него не будет никаких проблем, чтобы их получить для выплаты заработной платы. Так что невыплата заработной платы - это не вина банковской системы. Нам что, так хочется возврата в 1993 год, когда зарплату, правда, платили, но, подойдя к окошку кассы, работник получал сумму, за которую мог приобрести уже меньше половины тех товаров, которые приобретал еще в прошлом месяце…

Обеспечивая стабильность гривни и эффективное управление денежно-кредитной системой, Национальный банк Украины стоит на позиции отказа от практики прямой кредитной эмиссии на покрытие несбалансированных бюджетных затрат. Такому виду покрытия дефицита государственного бюджета, приводящему к инфляции, в последние годы были противопоставлены безынфляционные источники - облигации внутреннего государственного займа. В 1997 году они стали одним из главных источников покрытия дефицита государственного бюджета, т.е. заняли то место, которое в финансовой системе стран с развитой рыночной экономикой давно уже принадлежит именно государственным ценным бумагам. За год Национальным банком как генеральным агентом по обслуживанию, размещению и погашению государственных облигаций проведено 591 аукцион по первичному их размещению на общую сумму свыше 8,8 млрд. грн., привлечено на покрытие дефицита бюджета свыше 4,9 млрд. грн.

И все же в последние месяцы 1997 года в связи с кризисом, возникшим на мировых фондовых рынках, и последующими неадекватными действиями Министерства финансов Украины как эмитента ОВГЗ возникли проблемы с их размещением, особенно среди нерезидентов, а также соответствующее переливание капиталов на валютный рынок, обусловившее ажиотажный повышенный спрос на валюту.

В контексте этого хотелось бы отметить и то обстоятельство, на которое неоднократно обращал внимание председатель НБУ. Правительству и Национальному банку так и не удалось широко привлечь население к финансированию государства. И хотя вопрос сбережений без какого-либо риска и с получением приличных процентов для многих является актуальным, приобретение государственных облигаций физическими лицами, депозитные вклады в банках (в 1997 году они возросли примерно на 70%) должны получить гораздо большее распространение. И возможности для этого имеются. Достаточно напомнить, что за последние годы международными банками и финансовыми организациями Украине предоставлены кредиты на сумму около 3,5 млрд. долл., в то время как, по некоторым данным, у населения на руках имеется примерно 10 млрд. долл.

Конечно, можно понять недоверие населения к ценным бумагам и вкладам, вызванное в недалеком прошлом действиями государства по отношению к облигациям внутреннего займа СССР и трастовым обязательствам различных компаний, к вопросу о компенсации потерь вкладчикам разорившихся банков. Но это в основном дела прошлые. В 1997 году Национальный банк выступил с предложением создания специального фонда защиты вкладчиков, из которого бы погашались все вклады частных лиц в случае банкротства банка. Примерно на треть такой фонд уже сформирован. Остановка - за принципиальным правительственным решением, определяющим статус фонда и порядок его работы.

Большую пользу дало бы решение Верховной Рады об отмене налогообложения доходов по государственным ценным бумагам.

В 1997 году Национальный банк старался сделать все возможное для улучшения кредитования субъектов хозяйственной деятельности. Приоритет в кредитной поддержке ликвидности оказывался тем коммерческим банкам, деятельность которых была ориентирована на первоочередное кредитование жизненно важных и эффективных производств, имеющих эффективные программы выхода из кризиса и осуществляющих перепрофилирование и переориентацию на выпуск необходимой населению и народному хозяйству продукции, увеличение экспортного потенциала страны.

И все же нельзя не отметить, что на сегодня кредитная помощь, оказываемая субъектам хозяйствования, является недостаточной. Причинами этого являются платежный кризис, вызванный спадом производства, дефицит бюджета, резкое снижение кредитоспособности предприятий. Особенно тяжело решаются проблемы получения кредитов под программы долгосрочного характера. Основная причина этого - в недостаточном привлечении банками средств на долгосрочной основе. Нынешнее состояние экономики этому не благоприятствует. Для этого необходима дальнейшая экономическая стабильность, снижение темпов инфляции, быстрейшее реформирование налоговой системы и проведение реальной налоговой политики, что позволит коммерческим банкам осуществлять инвестиции, а заемщикам - восстановить свою кредитоспособность.

А теперь - кратко о перспективах 1998 года, какими они видятся из НБУ.

Главной стратегической целью денежно-кредитной политики остается создание условий финансовой стабилизации, укрепление покупательной способности гривни, поддержка макроэкономической стабилизации через дальнейшее сдерживание темпов инфляции, с учетом соблюдения при этом соответствующих пропорций роста денежной массы и валового внутреннего продукта.

Поддержка краткосрочной ликвидности коммерческих банков продолжится исключительно посредством проведения операций на валютном и фондовом рынках, ломбардного кредитования и кредитных аукционов. Причем приоритет по-прежнему будет оказываться тем банкам, деятельность которых будет направлена на формирование финансовых ресурсов для долгосрочных инвестиций в экономику.

Целый ряд мероприятий предусматривается для обеспечения нормального функционирования национальной валютной системы, совершенствования структуры внутреннего валютного рынка, улучшения сбалансированности платежного баланса, интересов экспортеров и импортеров, возвращения в страну валютных ценностей.

И напоследок попробуем ответить на вопрос, который сегодня чаще всего нам задают: «Сумеет ли Национальный банк при нынешней экономической ситуации удержать гривню?».

На этот вопрос можно ответить одним словом: «Сумеет». Но, наверное, для многих это прозвучит не слишком убедительно, тем более что на этот счет в прессе имеются и пессимистические прогнозы. Поэтому мы оговорим утвердительный ответ некоторыми «если». Гривня будет стабильной, если заработает производство; если будет проводиться оптимальная фискальная политика, позволяющая одновременно уменьшить налоговый пресс на производителей и увеличить доходную часть бюджета; если будет уменьшаться дефицит бюджета; если будет успешно проходить денежная приватизация; если в стране наконец заработает рынок корпоративных ценных бумаг; если нам поможет Запад, если…

Но при ближайшем рассмотрении каждого «если» можно убедиться, что оно в той или иной мере достижимо и проблема в целом разрешима.

Например, возьмем самое, казалось, трудное - повышение объема производства. Уже в 1997 году, если бы (опять если!) не начался кризис мировых фондовых рынков и не возникли некоторые другие неблагоприятные обстоятельства, страна закончила бы год с плюсом, точнее, с маленьким плюсиком увеличения производства. Заманчивые перспективы открываются в 1998 году. Только соглашение с Россией об отмене НДС во взаимной торговле позволит Украине, по расчетам некоторых экспертов, увеличить объем производства не менее чем на 20%.

С учетом сложившейся экономической ситуации Национальный банк Украины готовит ряд мероприятий по обеспечению стабильности гривни. Он уже не раз делом доказывал свою способность к действиям и с честью выходил из труднейших ситуаций. Надеемся, что так будет и на сей раз. Во всяком случае, президент Банка Канады г-н Тиссэн во время посещения в октябре 1997 года Украины сказал корреспондентам: «То, что Украина еще переживает экономические трудности, меня и моих коллег-банкиров не удивляет. Это нормально для стран с переходной экономикой. Удивление и восхищение вызывает факт такого быстрого достижения Украиной финансовой стабилизации и особенно то, с какой легкостью это было сделано».