UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спасет ли украинцев жилищная субсидия?

Автор: Александр Сергиенко

Хотя Министерство энергетики категорически отрицает возможность повышения тарифов на электроэнергию и прямо называет такие сообщения «фейком, направленным на дестабилизацию настроений общества», есть факты, свидетельствующие о прямо противоположном.

Самый красноречивый контраргумент запечатлен в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2024 год»: размер средств на жилищные субсидии увеличивается на 25% — до 50 млрд грн. Возникает логическое противоречие: если пенсии и минимальные зарплаты вырастут, то очевидно, что размер субсидий должен уменьшиться, а не увеличиться. Соответственно и средств на субсидии в Госбюджете должно быть меньше…

Читайте также: Жилищная субсидия: назначат ли ее лицу, находящемуся на длительном лечении

Невероятное очевидное

Единственное и очевидное объяснение этого парадокса понятно всем (кроме разве что пиарщиков ОП и Минэнерго) — рост тарифов на электроэнергию уже запланирован и просчитан в Минсоцполитики. Так что принципиально решение «разморозить» «замороженные» тарифы принято. Народ лишь вводят в заблуждение сказками о том, что «сейчас никакой подготовки, обсуждения, расчетов потенциального повышения не делается». Здесь ключевое слово — сейчас.

Ответственные политики должны были бы вместо этого заниматься другим: объяснять народу, почему «замораживание» тарифов — это обман и самообман, который губит экономику в целом, электроэнергетику и газодобывающую отрасль в частности, и главное — лишает государственный бюджет средств на ведение войны против ненавистного агрессора.

Читайте также: Жилищная субсидия: кому могут отказать в ее назначении

По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, потери НАЭК «Энергоатом» и НАК «Нафтогаз Украины» от «замороженных» тарифов только за 2022 год составляют больше 300 млрд грн. Очевидно, что приблизительно такая же сумма набежала и за 2023 год, хотя об этом все чиновники молчат. Также очевидно, что Госбюджет не получил никаких налогов с этих сотен миллиардов, которые государственные компании просто не заработали из-за занижения стоимости своей продукции, а эти налоги должны были бы пойти на оборону Украины.

Но есть еще одна составляющая «низких» тарифов — социальная. Она заключается совсем не в том, что люди покупают газ и электрику дешево, а в том, что низкий тариф установлен для всех — и бедных, и богатых, для тех, кому тяжело, и тех, кому совершенно безразлично, какой тариф, кто без проблем заплатит цену вдесятеро выше. Именно здесь скрывается острая социальная несправедливость, и она существует поэтому, что приносит электоральные выгоды политическим популистам, которые у нас никогда не переводились.

В Украине разработан социальный механизм, который, по идее, должен был бы нивелировать эту несправедливость и дать возможность устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги на уровне их экономической себестоимости, но эффективен ли он на сегодняшний день?

Читайте также: Оформление субсидии через "Дию": процесс будет занимать 10 минут

Сколько стоит коммуналка?

В Украине — 10,5 миллионов пенсионеров, половина из них получает пенсию меньше 4 тыс. грн. Какой процент доходов домохозяйств, в частности и пенсионеров, идет на оплату коммуналки?

Официальная статистика говорит о 14,4% ежемесячно, но эта цифра лукавая. Она валит в одну кучу сельское население, потребляющее преимущественно только газ и электрику, и жителей крупных городов, получающих полный «букет» жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Кроме того, в отопительный сезон, а это — шесть месяцев, стоимость коммуналки намного увеличивается из-за оплаты централизованного отопления. В этот период, по самым оптимальным оценкам, городская семья платит 30% своего дохода за ЖКУ.

Если учесть, что по той же лукавой статистике семья тратит на продукты 50% семейного дохода, то на все остальное — одежду, быт, культурные развлечения, отдых и прочее ей остается всего 20%. Здесь не забываем, что если в селе весомую часть продуктов жители получают из собственного хозяйства, то в городе огород не посадишь, поэтому доля бюджета на «развитие семьи» фактически намного меньше — 5–10% в зимнее время, которое к тому же совпадает с учебным годом в школах, колледжах и вузах. Недаром официальная статистика показывает, что на образование украинские семьи тратят… 1% своих доходов. Здесь статистика опять же лукавит, потому что суммирует семьи с детьми и студентами с такими, где их просто нет.

О доле жилищно-коммунальных платежей в расходах семьи официальная статистика рассказывает хоть и корректно — с точки зрения среднего арифметического — но, по всей видимости, очень обобщенно, поскольку не учитывает кардинальных отличий между разными социальными категориями. О конкретных суммах оплаты официальная статистика не сообщает вообще ничего. Поэтому возьмем, например, три реальные квартиры в Киеве (где не самая дорогая коммуналка в Украине) и сравним суммы платежей с размерами доходов среднестатистического пенсионера.

Читайте также: Коммунальные платежи: изменятся ли правила предоставления субсидии в марте

Первая — квартира площадью 98 кв. м в кирпичном доме 1974 года без утепления — 4880 грн, из которых отопление в декабре — 3360 грн. Вторая — площадью 51 кв. м, современная, в доме с термоутеплением 2010 года — 2580 грн, отопление — 1450 грн. Третья — 40 кв. м, панелька 2000 года — 2600 грн, отопление — 1000 грн.

Вопрос: какую долю своей пенсии должен потратить каждый второй пенсионер страны, получающий пенсию 4 тыс. грн? Помним, что у нас 51% пенсионеров получает меньше указанной суммы. В самой маленькой квартире, 40 кв. м, — 65%, в средней, 51 кв. м, — тоже 65%, а вот в большой, 98 кв. м, пенсионер вообще не сможет оплатить 4880 грн, потому что у него только 4 тыс. грн!

Можно предположить, что в ответ на эти примеры каждый обычный украинский министр социальной политики и любой прохожий на улице скажут: ваш пенсионер должен тратить на коммунальные услуги не более 15% своих доходов. И здесь начинается самое интересное.

Читайте также: Тариф на газ: сколько нужно платить за газ с 1 марта

Блеск и убогость жилищных субсидий

Эта программа началась в 1995 году благодаря финансированию разработки проекта USAID и была действительно революционной — за полтора года правительство повысило тарифы так, что уровень себестоимости, который они покрывали, вырос с 11 до 85%, причем на все услуги.

Но потом чиновники решили сэкономить на «социально уязвимых» по «брежневскому» принципу «экономика должна быть экономной». Правила назначения субсидий становились все жестче, и в конце концов количество домохозяйств, получавших субсидию, уменьшилось с 20% (в первый год) до 1% в последующие годы. Мы же не считаем, что украинцы в 2000-х стали богаче, не правда ли? Наоборот, можно сказать, что Министерство социальной защиты превратилось в Министерство «социального нападения». В последнее довоенное время даже прекратили публиковать официальную ежемесячную статистическую отчетность о субсидиях, показатели, известные сейчас, озвучивали только на заседаниях правительства. Так, в феврале 2024 года субсидии получали 2,3 миллиона домохозяйств. Это так называемые зимние субсидии, которые начисляют в отопительный сезон. Летом же получателей было вдвое меньше — 1,3 миллиона (2023 год).

Как видим, оба показателя намного меньше, чем количество пенсионеров в Украине. Если половина из них получает пенсию меньше 4 тыс. грн, то это 5,25 миллиона пенсионеров, которые с большой вероятностью, особенно в городах, не в состоянии заплатить за коммуналку так, чтобы вместе с тем что-то осталось на жизнь. (Здесь мы обходим вниманием семьи, где есть те, кто работает, но тоже нуждается в государственной помощи.) Можно возразить, что домохозяйства состоят из двух пенсионеров, которые в сумме получают 8 тыс. грн, и этого вполне достаточно для оплаты коммуналки. Но статистика свидетельствует, что в возрасте 65–66 лет мужчин остается вдвое меньше, чем женщин, и дальше это соотношение лишь растет. Следовательно, каждое второе домохозяйство «пенсионного возраста» имеет в своем составе… только одного человека — женщину.

Так как же срабатывают правила предоставления субсидий, которые точнее было бы назвать правилами «непредоставления субсидий»? Первая сказочка, которой пытаются усыпить себя и граждан чиновники от социалки, — это мантра о 15%. В начальном варианте 1995 года действительно вычислялись 15% дохода, и если их не хватало на оплату ЖКУ, то остальное доплачивало государство, что было просто и понятно, но доплачивало не за реальную квартиру, а за определенную виртуальную, то есть «нормативную». Отдел субсидий подсчитывал так называемые социальные нормативы потребления — за коммунальные услуги и по площади квартиры/дома.

Читайте также: Жилищная субсидия: как ее получить ВПЛ

Возьмем, например, нормативы по воде. Если в Киеве при отсутствии счетчика на человека начислят 4,5 куб. м холодной воды и 3 куб. м горячей, то в случае предоставления субсидии на того же человека начислят потребление вдвое меньше — 2 куб. м холодной и 1,6 куб. м горячей. (Мыться надо меньше!) Так же, если взять отопление и плату за обслуживание жилья, то субсидию начисляют не по имеющейся площади, а по «нормативной». А поскольку отопление занимает львиную долю в ЖК-платежах, то получается, что государство фактически «подталкивает» человека к переезду из «преувеличенной» квартиры в «нормативную», меньшую по площади. Непонятно только, почему такие ограничения называют «социальными», — им больше подходит термин «нищенские».

Сейчас порядок начисления несколько сложнее, но в основе остается та же дискриминационная система нормативов и других искусственных ограничений, из которой и возникает такой разрыв между количеством пенсионеров (10,5 миллиона) и получателей субсидий (2,3 миллиона). Причина его появления, вероятно, заключается в кардинально отличающейся психологии чиновника с его «государственной» пенсией (80–90% зарплаты) и остальными «негосударственными» пенсионерами. Если для первых выход на пенсию мало влияет на уровень жизни, то для «обычного» пенсионера это — фазовый переход в состояние «акционера», то есть покупателя продуктов и товаров, который все покупает по акциям, по возможности дешевле. Пеший конному не товарищ…

Читайте также: Жилищная субсидия: повлияет ли на ее назначение выплата ко Дню независимости

Предложения без выводов

Единственный способ повысить тарифы до экономически обоснованного размера, выровнять экономические перекосы через перекрестное субсидирование, выполнить требования МВФ и других доноров, пополнить военный бюджет и восстановить «тарифную» социальную справедливость — максимально либерализовать систему жилищных субсидий, единственным критерием которой должен быть размер пенсии или заработной платы. А если пенсионер подрабатывает на стороне или у него есть огород, то это его положительный вклад в экономику. И в победу.

Единственный драконовский критерий, который нужно оставить, чтобы отсечь жителей элитных жилищных комплексов и загородных имений от источника поддержки «негосударственных» пенсионеров, — это, скажем так, «черта зажиточности». Это не то примитивное ограничение площади квартир и домов в 120–250 кв. м (без учета их стоимости), а оценочная стоимость движимого и недвижимого имущества, которым владеют, пользуются или распоряжаются члены домохозяйства. Определить эту черту зажиточности — это уже другой вопрос.