UA / RU
Поддержать ZN.ua

Семь кругов НДС

Сиюминутное увеличение налогов закончится, когда предприятия либо закроются, либо найдут новые возможности обойти систему. И на смену бюджетному росту придет ожидаемое падение поступлений, а вместе с ним и падение спроса, и ухудшение экономики, и снижение доходов населения. Взвешивали ли эти риски те, кто сейчас заверяет нас в эффективности предложенного варианта? Готовы ли они впоследствии признать свою вину за происходящее? О том, что система будет готова к запуску "уже через неделю", говорил в начале декабря 2014-го еще Игорь Билоус. Очевидно, что готовность была, мягко говоря, преувеличена как тогда, так и сейчас.

Автор: Юлия Самаева

Налоговое ведомство зафиксировало рост бюджетных поступлений за период тестового функционирования системы электронного администрирования НДС.

По данным службы, за март-июнь 2015-го сборы НДС от произведенных в Украине товаров и услуг увеличились почти на 30%. Но пока налоговики радуются возросшим поступлениям, бухгалтера предприятий практически не на жизнь, а на смерть сражаются с некорректной и неудобоваримой системой, которая с 1 июля начала работать уже не в тестовом, а в обычном режиме. И если проблему срочно не начать решать, то этот 30-процентный рост может выйти боком не только предприятиям и их бухгалтерам, но и всей экономике. Но, как и год назад, проблемы с системой электронного администрирования (СЭА) всерьез никого во власти не интересуют. Для чиновников налоговые поступления растут, реформы идут, проблем у фискальной службы нет… По крайней мере, пока.

Депутаты так и не нашли времени для принятия закона об отсрочке полноценной работы системы электронного администрирования, чего так ждал отечественный бизнес. Конечно, они еще могут успеть это сделать, правда, только на следующей неделе, поскольку нынешняя не была пленарной. А значит, проблем избежать уже не удастся, так как зарегистрировать налоговые накладные нужно в течение 15 календарных дней, иначе компаниям грозят штрафы.

О том, что сама программа СЭА недееспособна, говорили все, кто с ней сталкивался. Правда, каждый выражал надежду, что в течение тестового периода работы ее (программу) доработают и усовершенствуют, а в формуле устранят ошибки.

Для этого у фискальной службы было четыре месяца, которые она потратила фактически впустую. Началось введение СЭА с прискорбного недоразумения: отрицательные остатки по НДС сельхозпроизводителей, выделенных в отдельную группу, в формулу не включили - о них просто забыли. Вопрос долго и сумбурно решали, приносили извинения, но уроков из этого случая не извлекли.

"Технические ошибки и нюансы, о которых мы говорили в течение всего тестового периода, остались. Полноценное внедрение СЭА должно состояться только после того, как все системные и функциональные недостатки будут устранены, а бизнес должен иметь достаточно времени на адаптацию и переход на новую систему", - считает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации.

Минус на минус дает плюс

В формуле до сих пор куча ошибок, проблемы могут возникнуть при корректировке старых накладных, при несвоевременной регистрации новых, при зачетах любых налоговых обязательств в счет уменьшения сумм бюджетного возмещения. Все это может (и с большой вероятностью будет) искусственно формировать "минус" на счету, без покрытия которого налоговую накладную зарегистрировать не получится. Что, конечно же, обеспечит (и, судя по отчетам налоговой, уже обеспечивает) рост поступлений, но будет ничем иным, как переплатой, а в некоторый случаях - и двойной уплатой налога. Но чиновников, видимо, это не особенно беспокоит, ведь минус на минус для предпринимателей дает плюс в бюджет.

17 июня на заседании Общественного совета при ГФС начальник управления НДС Сергей Тимошенко докладывал о результатах эксплуатации системы электронного администрирования НДС в тестовом режиме. Только тогда впервые представитель налоговой признал, что система далека от совершенства и нуждается в серьезных доработках. Это после того, как в течение года фискальная служба заверяла всех в том, что никаких проблем с администрированием НДС нет и не будет - формула работает как часы, корректировки в нее внесли, методологию исправили и проч.

Но вслед за признанием ошибок их устранения не последовало. А налогоплательщики, как слепые котята, пытающиеся освоить премудрости новшества с февраля, в июне получили отрицательные регистрационные лимиты, которые поставили в тупик даже бухгалтеров с многолетним стажем работы. ГФС на это не реагировала - слишком занята реформами как самой себя, так и налогового законодательства. А посему, видать, до трансформации в сервисную службу еще ой как далеко. Консультировали бизнес, как водится, профильные издания и эксперты. По их мнению, повальный "минус", сформировавшийся на 1 июля, связан с ошибками в алгоритме расчета регистрационной суммы (то есть проблемы все-таки в формуле). Но пока у предприятия "минус", зарегистрировать налоговую накладную оно не может, деятельность его и его контрагентов остановлена.

Когда бизнес начал всерьез возмущаться, фискалы заговорили о том, что добавят с 1 июля в формулу овердрафты (в размере 1/12 от объема годовых платежей НДС), чтобы сгладить негативный эффект депонирования. Но опять не получилось - кто-то увидел "овердрафт", кто-то нет, у кого-то он действительно составил 1/12, а у кого-то не дотянул. В итоге торжественное внедрение "овердрафтов" перенесли на 15-е, правда, и эта дата у экспертов вызывает ироничную улыбку.

Справедливости ради следует сказать, что и бизнес готовился к введению СЭА спустя рукава, многие до последнего надеялись, что все отменят или изменят. Тут, конечно, хочется сказать отдельное спасибо государству, которое систематически вносит изменения в налоговое законодательство, то внедряя, то отменяя новые нормы. Но даже для тех, кто был готов, работа с СЭА стала вызовом. Дело в том, что система сама по себе требует значительного отвлечения средств, а в нынешнем варианте - еще и "двойных" оплат. В итоге у фирмы просто может не быть нужного количества денег. Задепонировать "по максимуму" могут далеко не все, особенно сейчас, когда средств у компаний в принципе не густо.

"Предприятия в ужасе. Относительно нормально чувствуют себя те, у кого небольшое расхождение в суммах. Он решают, что бог с ним, проще заплатить и продолжать работу, а потом уже решать вопросы с возвратом. Хотя все понимают, что никто ничего не вернет, - рассказала ZN.UA Юлия Дроговоз, вице-президент УСПП. - Но у многих расхождения настолько большие, что им просто не хватает денег. Многие по старинке все это время перечисляли средства не на электронный счет, а напрямую в бюджет. А любое погашение налоговых обязательств, которое проходит, минуя электронный счет, дает расхождение по формуле и только увеличивает "минус" в СЭА. А теперь представьте, какие объемы этого "минуса" возникли у компаний за четыре месяца, и их нужно погасить заново, хотя деньги в бюджет уже ушли".

Общественные активисты настойчиво пытались перенести полноценное введение СЭА, но их инициативу отклонили, предложив альтернативный вариант от правительства. Он немногим отличается, но предполагает продление тестового режима не до января 2016-го, а до августа 2015-го (законопроект №2173-а). Что ж, самоуверенности правительству не занимать, но чем подкреплена надежда на то, что не решаемая с февраля проблема будет устранена за месяц, непонятно. Общественности торжественно объявили, что в рабочей группе в составе министра финансов, руководителей фракции коалиции и главы парламента договорились продолжить тестовый режим до 1 августа с.г. Договорились, успокоились и перестали что-либо предпринимать, чтобы оформить эту договоренность законодательно.

"Закон №2173-а, конечно, только отсрочка проблемы, не более. Но принять его необходимо. Уже сейчас, во время полноценной работы системы, очевидно, что не работают все составляющие формулы - полученные накладные, выданные накладные, бюджетное возмещение, даже суммы поступлений на электронные счета у многих предприятий неправильные. Мы об этом предупреждали и говорили, что с подобными проблемами придется столкнуться. Говорили с налоговой, объясняли, что раз процесс устранения ошибок затягивается, не стоит гнаться за установленными сроками. Никто нас не слушал. И самое ужасное в этой ситуации, что никто не понесет никакой ответственности за происходящее - ни правительство, ни парламент, который обсуждает все что угодно, но не этот законопроект", - справедливо отмечает Юлия Дроговоз.

Да и надежд на то, что законопроект вообще будет принят, немного. Кроме прочего, в нем содержится норма об отмене с 1 января 2016 г. спецрежима НДС для агросектора. Естественно, этот вопрос станет камнем преткновения в парламенте, в котором сплошь и рядом представители крупного аграрного бизнеса. Нельзя не согласиться, что любое исключение из правил налогообложения - от лукавого, и аграрии уж точно не самые нуждающиеся в налоговых льготах. Но прописывание этой нормы в законопроекте ставит под вопрос сам факт его принятия. Причем эта норма появилась в законопроекте в последний момент, а во время его разработки никто из рабочей группы даже не заикался о налогообложении агросектора. Реакция депутатов последовала незамедлительно, они согласились поддержать законопроект, только если эту норму из него уберут. В итоге одна эта далеко не основная деталь может повлиять на решение куда более важных и значимых вопросов.

Глас вопиющего в пустыне

"На сегодняшний день проверить, какие именно документы сформировали тот или иной показатель в системе электронного администрирования НДС, невозможно. Состояние счета можно проверить только на момент подачи запроса, а не за произвольный период или по состоянию на предыдущую дату, сервер налоговой работает очень медленно. Нет стандартного качественного программного обеспечения от ГФС, которым могли бы пользоваться все плательщики. То, что сейчас предлагает фискальная служба, не подходит компаниям с большим количеством операций. Из-за этого возникают проблемы с обменом и регистрацией расчетов корректировки к налоговым накладным, - отмечает Анна Деревянко. - И последнее. Мы считаем, что нужно на законодательном уровне предоставить возможность удалять из реестра ошибочно зарегистрированные налоговые накладные, ведь пока их невозможно откорректировать".

Юлия Дроговоз инициировала анкетирование среди предприятий-налогоплательщиков относительно работы системы электронного администрирования и проблем, которые с ней возникают. Пока анкеты заполнили бухгалтера только 265 компаний, но результаты уже неутешительные и многозначительные: 92% из опрошенных столкнулись с проблемами в работе СЭА. Комментарии, оставленные респондентами в конце анкет, говорят сами за себя:

"Підприємство з місячним обігом від 1,5 до 3 млн зупинилось. Немає можливості зареєструвати податкові накладні з 22 червня 2015 р. Контрагенти (великі торгові мережі, супермаркети) залишаться без податкового кредиту. А нас чекає закриття бізнесу???".

"Наша проблема в том, что с февраля по май мы платили НДС не путем пополнения НДС-счета, а непосредственно на реквизиты бюджетного счета, поэтому на 01.07 нам просто не засчитали суммы оплаченного НДС с февраля по май, и это отобразилось минусом на НДС-счете, как будто мы ничего не платили. И у других то же самое. И они еще говорят, что подготовились к СЭА. Это очередной позор власти, издевательство над бизнесом, неприкрытое вымогательство".

"НДС, уплаченный не на электронный счет (была задолженность, и ее сказали погашать на старый счет НДС), теперь вылезает огромным минусом. Налоговая говорит, что пока еще раз не заплатите, налоговую накладную не зарегистрируете. Где взять такие суммы по второму разу?".

"У нас минус 2 млн. Из-за неучтенных корректировок. А мы крупный плательщик налогов,
700 тыс. заплатили в июне".

"На початку місяця потрібно круглу суму перераховувати на поповнення рахунку, оскільки податковий кредит буде значно пізніше, а накладні потрібно реєструвати щодня. Податкові зобов'язання значно перевищують податковий кредит, виникає постійна переплата ПДВ. Часто, коли підписуємо ПН одним пакетом (по 10–20 шт.), обов'язково одна з них буде НЕ ЗАРЕЄСТРОВАНОЮ".

"На сьогодні, на жаль, жоден з інспекторів у податковій службі не може пояснити, чому невірно відображаються залишки на 01.02.2015 р."...

"Робота підприємства повністю заблокована, не можемо отримати податкові накладні за червень від постачальників через те, що в них заблокована можливість їх реєструвати. Розрахуватися з нами за поставлену продукцію через те, що вони заблоковані і втратили свою платоспроможність, вони не можуть".

Это только малая часть комментариев, собранных за два неполных дня анкетирования и две неполные недели работы СЭА. Поскольку анкетирование анонимное, владельцы предприятий открыто пишут о том, что они не ограничатся сворачиванием деятельности и будут уходить в "тень", по возможности переходя к наличным расчетам.

Игра стоит свеч?

И тут самое время вспомнить, ради чего собственно фискальная служба и решила перейти на электронное администрирование. Нормально работающая СЭА гарантирует государству стабильность налоговых поступлений, хотя ZN.UA неоднократно писало, что это далеко не единственный возможный способ борьбы с уклонением от уплаты НДС. По большому счету, и ранее, до введения системы, фискалы могли выявлять и устранять так называемые ямы. Что лишь подтверждает возросшая в последние месяцы активность ведомства в этом направлении и громкие заявления руководства налоговой о выявлении и устранении многомиллионных схем с неуплатой налога и о ликвидации многочисленных налоговых "ям". То есть версия о том, что ранее фискалы не столько не могли, сколько не хотели заниматься решением этого вопроса, справедлива. Вот только зачем тогда так настойчиво продвигать неработающую систему, которая в течение месяца-двух положит оставшихся предпринимателей на лопатки?

"Я помню, что еще в 2002 г. поднимался вопрос о введении электронных счетов. Тогда, как и сейчас, главным аргументом "против" было как раз отвлечение оборотных средств компаний. В итоге после длительных обсуждений от этой идеи отказались. А ведь это был 2002 г., когда экономика росла, и бизнес мог бы намного легче воспринять данное нововведение, так как имел больший запас прочности. Сейчас же ситуация совершенно иная, компании в большинстве своем испытывают финансовые трудности. При этом одна из основных задач, которые стоят перед экономикой, - это увеличение спроса, если его не будет, экономика продолжит сжиматься. Отвлечение сейчас оборотных средств у компаний будет играть против спроса и против экономики, соответственно, - считает Артем Рудык, директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития. - Идею можно обсуждать, она имеет право на жизнь, но не в данный момент. Время для внедрения системы было выбрано крайне неразумно даже при условии, что система работает, как часы, а не так, как сейчас".

Сиюминутное увеличение налогов закончится, когда предприятия либо закроются, либо найдут новые возможности обойти систему. И на смену бюджетному росту придет ожидаемое падение поступлений, а вместе с ним и падение спроса, и ухудшение экономики, и снижение доходов населения. Взвешивали ли эти риски те, кто сейчас заверяет нас в эффективности предложенного варианта? Готовы ли они впоследствии признать свою вину за происходящее? О том, что система будет готова к запуску "уже через неделю", говорил в начале декабря 2014-го еще Игорь Билоус. Очевидно, что готовность была, мягко говоря, преувеличена как тогда, так и сейчас.

Но если в декабре экспертная среда задавалась вопросом, почему фискальная служба не может бороться с налоговыми "ямами" традиционными способами, то сейчас впору задуматься, а стоит ли эта борьба тех потерь, которые уже в полной мере ощущает бизнес. Почему за деятельность "ям", которые часто покрываются самими же налоговиками, должны расплачиваться все остальные предприятия. Как можно говорить о трансформации в сервисную службу, если начальник отдела администрирования НДС в Волынской области, отвечая на вопросы бизнеса относительно того, как им работать с СЭА, прямо говорит: "Готовьте деньги на штрафы". Почему чем активнее реформаторские кульбиты Минфина и ГФС, тем сложнее вести предпринимательскую деятельность в Украине? Так, может, лучше без ТАКИХ реформ?