резкая девальвация или обвал?
Наталия БЕТИНА
Неделя для финансистов выдалась тяжелая: в отдельные дни на Нью-Йоркской фондовой бирже на четыре падающие акции приходилась одна растущая; в Китае - угроза девальвации юаня. Однако… если госфинансы поют романсы, шахтеры блокируют Транссиб, а правительство тщетно добивается от Госдумы собрать экстренное заседание с тем, чтобы одобрить наконец пакет антикризисных законов, то сколько ни объясняй происходящее влиянием общемирового финансового кризиса, однако верится с большим трудом.
События минувшей пятницы и нынешнего понедельника еще можно было объяснить некими «колебаниями». Но к четвергу в различных сегментах российского рынка разразилась форменная паника. Превзойдены максимальные процентные ставки на рынке облигаций валютного займа, составлявшие в декабре 1994 года от 20% до 30% годовых. Как сообщает «Интерфакс», доходность ГКО достигла уровня января 1995 года: зафиксировано свыше 171 процента годовых, а по некоторым выпускам - и вообще умопомрачительные 326 процентов, однако бумаги с погашением позже первой недели сентября этого года никто покупать не решался. Что вполне понятно - этот короткий период «прикрыт» первым траншем МВФовского кредита…
На межбанковском валютном рынке в четверг сделки не заключались вообще. Ситуация характеризовалась взаимным недоверием одних участников рынка к другим. И неспроста: некоторые банки не выполняли своих обязательств, не в последнюю очередь из-за ограничительных мер, принятых Центробанком России.
Панические настроения подкосили и акции наиболее привлекательных российских предприятий: во вторник цены упали на 10-15%, в четверг (после незначительной стабилизации в среду) - еще на 15-25%. Ведущие западные аналитики советовали инвесторам полностью вывести свои денежные средства с российского рынка ценных бумаг …
Финансовые неурядицы в России достигли смертельной стадии, подлил масла в разгоравшееся пламя кризиса известный финансист Джордж Сорос. На страницах британской «Файненшл таймс» он призвал к девальвации рубля - на 15-25%, чтобы учесть эффект снижения мировых цен на нефть, - и к его жесткой привязке к доллару или евро.
У российского руководства позиция диаметрально противоположная. Как заявил вице-премьер Б.Немцов, правительство категорически отвергает возможность девальвации рубля: «Это была бы очень опасная операция». «О девальвации говорить нельзя», - заявлял в интервью НТВ в среду заместитель руководителя администрации президента России Александр Лившиц. По его словам, «на ближайший месяц у Минфина достаточно денег, чтобы обслужить весь долг».
Если подобные заявления будут подкреплены реальными действиями, краха финансовой системы на сей раз, возможно, удастся избежать. А коль удержится рубль - снизится угроза и для гривни. Мало что ли у нас собственных предпосылок для собственного, доморощенного обвала?..