UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕФОРМА, ПО ЗНАЧИМОСТИ НЕ УСТУПАЮЩАЯ ДЕНЕЖНОЙ

Начало 1998 года ознаменовалось событием, повлиявшим на всю банковскую систему Украины, - 2-5 января был осуществлен переход на международные стандарты бухгалтерского учета...

Автор: Александр Ющенко

Начало 1998 года ознаменовалось событием, повлиявшим на всю банковскую систему Украины, - 2-5 января был осуществлен переход на международные стандарты бухгалтерского учета. В Национальном банке Украины подведены первые итоги сделанному.

Переход от одной системы к другой оказался более сложным, чем мы представляли. Об этом сегодня могут заявлять и финансисты, и экономисты, и производственники, и каждый из них будет прав. Свободный рынок - явление динамичное, а потому его намного тяжелее строить на руинах социализма, чем если бы начинать пришлось с ноля. Бухгалтерский учет, действовавший до нынешнего года, был приспособлен к требованиям советской системы, в рамках которой он функционировал. Он был ориентирован на поддержку планово-командного метода управления экономикой, когда банки являлись гармоничным звеном административно-командной системы, служащим перераспределению средств между бюджетом, предприятиями и организациями народного хозяйства в рамках исполнения госплана. На этом ветхом каркасе социализма невозможно осуществлять управление государством на основе экономических законов. Так что реформа в системе бухгалтерского учета созревала в нашей стране не первый год. И серьезным толчком к ее проведению явилось принятие Закона о налогообложении прибыли предприятий, в котором, согласно международной практике, финансовый учет был полностью разведен с налоговым. Углубление финансовой реформы стало неизбежным.

Подводя первые итоги перехода на международные стандарты бухгалтерского учета, заместитель председателя НБУ Александр Киреев подчеркнул, что если денежная реформа касалась только наличных операций банков, то реформа бухгалтерского учета - это смена философии, самого подхода к бухгалтерскому учету, восприятие принципов, признанных во всем мире. По сути, это путь, который ведет к цивилизованному миру. Не секрет ведь, что большинство проблем, которые возникают на государственном уровне, в Кабинете министров, связаны с неполнотой статистики, ее недостоверностью. Они обусловлены тем, что статистика и бухгалтерский учет абсолютно разъединены, не составляют единого целого. Часто можно услышать от руководителей предприятий, объединений, отраслей, что у них, дескать, все хорошо: отрасль прибыльна, но денег не получают. Такое больше не пройдет, ибо международные стандарты требуют определения финансового состояния не по приходу денег, а по совершению хозяйственных действий.

Учитывая объективные процессы, Национальный банк начал реформирование бухгалтерского учета и отчетности банковской системы Украины. 1997 год стал самым важным этапом этой работы. Для успешного ее завершения необходимо было прежде всего переучить весь бухгалтерский персонал банковской системы.

При содействии представительства Британского совета в Украине ведущими европейскими специалистами и учеными был проведен курс обучения для работников Национального банка Украины, региональных управлений и колледжей НБУ. Большую практическую помощь при внедрении международных стандартов оказал ТАСІS, в частности генеральный советник по реформе бухгалтерского учета коммерческих банков Реми Дюфло, который имеет большой опыт по аналогичному реформированию в России, Казахстане, Беларуси. Поэтому было намного легче решать принципиальные вопросы. Оказала помощь также фирма «Прайс уотер хаус», которая провела на пилотных банках опыты и исследования.

Но внешняя помощь остается внешней. Основная нагрузка легла на работников НБУ, главных бухгалтеров коммерческих банков, информационные службы, а также непосредственных участников работы с клиентами. На протяжении трех-четырех месяцев банки работали без выходных, а в последние дни прошлого года - вообще в круглосуточном режиме. Начало нового года проходило в усложненном режиме, возникавшем при адаптации платежных систем. В этот переходной период в картотеках некоторых банков остались платежные документы, в которых сохранилась старая нумерация счетов, и платежную систему надо было адаптировать с новыми счетами. Такая ситуация сохранится до 1 марта с.г. Это, в частности, объясняется необходимостью совместной работы коммерческих банков и налоговых администраций.

Кстати, о счетах. Уже в ходе подготовки к реформе, основная нагрузка которого легла на департамент бухгалтерского учета НБУ, возглавляемый Павлом Сенищем, выяснилось: методология учета и отчетности в Национальном банке и коммерческих банках расходятся. До сих пор работали по единой методологии, по единому плану счетов. Поэтому потребовался его пересмотр.

Введен новый формат номера счета. Его максимальная длина составляет 14 цифр. Первые цифры номера счета указывают на номер балансового счета, в соответствии с новым планом счетов; остальные - содержат информацию об аналитическом счете. Потребность в той или иной информации и ее содержание определяются банком самостоятельно. Поэтому длина номера счета может быть неодинаковой в разных коммерческих банках.

С целью аналитического учета в коммерческих банках был введен ряд параметров, которые детализируют информацию об операциях клиентов и контрагентов. В случае необходимости банки могут самостоятельно увеличивать количество параметров аналитического счета.

Для непосвященных все эти новшества выглядят, конечно, пугающе. Потому и было принято решение о некоем переходном периоде: пока все субъекты хозяйственной деятельности не будут ознакомлены с новыми номерами счетов, предусмотрена возможность для прохождения платежей с использованием старого номера счета. Но только до конца февраля 1998 года.