UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАСХОЛАЖИВАНИЕ

Хотя очередные напоминания о необходимости выполнения принятых обязательств у нас и принято называть последними китайскими предупреждениями, судя по всему, украинского колорита в них ничуть не меньше...

Автор: Владимир Писковый

Хотя очередные напоминания о необходимости выполнения принятых обязательств у нас и принято называть последними китайскими предупреждениями, судя по всему, украинского колорита в них ничуть не меньше. Об этом, в частности, наглядно свидетельствуют столь же многочисленные, как и малоэффективные попытки добиться пунктуальности расчетов за энергоносители. Уж на что, казалось бы, был наглядным прошлогодний урок с почти повсеместным отключением горячей воды, но и он, как водится, не пошел впрок. В этом отношении Запорожье тоже не стало исключением. В течение лета и большей части осени горожане могли убедиться, чем чревата задолженность. Ситуация сложилась настолько серьезная, что впору было опасаться переноса сроков начала отопительного сезона на неопределенное время. Но местные власти в очередной раз подсуетились, и в домах все же появились тепло и горячая вода вместе с заверениями все тех же властей о том, что впредь подобных задержек не случится. Сомнения на сей счет были лишь у скептиков из числа специалистов. Но как-то немного находилось желающих к ним прислушиваться, когда в середине декабря на улице плюс десять, а на носу — новогодние праздники. Ну и, разумеется, дождались. Сначала будней, а затем и морозов.

Середина января невольно заставила запорожцев вспомнить о летних злоключениях. Однако на сей раз в намного более серьезной форме. Поскольку сначала в домах исчезла горячая вода, а затем начали остывать и батареи центрального отопления, а кое-где — даже потухли газовые плиты. Причина, как всегда, оказалась банальной — с 19 процентами расчетов область оказалась на предпоследнем месте по платежам за потребленный газ. Соответственно снизились и объемы его поставок. Словом, высказывание «труба на всех одна» приобрело зловещую очевидность что в прямом, что в переносном смысле. Поскольку в одинаково неприятном положении оказались как аккуратные плательщики, так и хронические должники.

Экстренное принятие ряда административных мер позволило увеличить сбор платежей вдвое. Но в принципе это не решало проблему. Ведь условие поставщика газа, которым является Торговый дом НАК «Нефтегаз Украины», оставалось непоколебимым. Только при 100-процентной предоплате регион вправе рассчитывать на получение необходимых объемов. А их ежесуточная потребность зимой измеряется 3—3,5 млн. кубометров. Фактически же Запорожью приходится довольствоваться 1,4 млн. кубометров.

Надо отдать должное — столь жесткая постановка вопроса все же вполне справедлива. Беда лишь в том, что на практике это требование попросту невыполнимо.

Административные меры, включающие призывы, просьбы, угрозы и нагоняи, могут пойти на пользу лишь в той части, где дело касается оплаты бюджетных учреждений. С компенсацией по предоставленным льготам и субсидиям сложнее, поскольку до сих пор так и не разработан механизм получения требуемых средств в соответствии с законом о бюджете на нынешний год. А в отношении платежей населения и вовсе беда. Сколь бы не был убедительным агитатором холод в квартирах, все же возможностями погасить долги располагает далеко не каждый. Но даже если бы она имелась, решить проблему коренным образом, что называется, раз и навсегда все равно бы не удалось. Поскольку в основу расчетов населения за тепло положен так называемый одноставочный тариф, предполагающий равномерное распределение платежей в течение года. К тому же оплата за коммунальные услуги традиционно осуществляется по факту их предоставления, что, мягко говоря, не стыкуется с требованием авансовых платежей за газ для котельных.

Отчасти эту проблему области удавалось решать благодаря внедрению эксперимента, предусматривающего специальный порядок расчетов за газ и вырабатываемую из него теплоэнергию. Суть его сводилась к открытию единого расчетного счета, на котором концентрировалась вся сумма коммунальных платежей. Из нее затем выделялись составляющие по оплате за энергоносители и фактически выполненные услуги по их переработке. Разумеется, схема была далеко не идеальной, тем не менее она позволила области в прошлом году обеспечить платежи за газ на уровне 70 процентов от фактически потребленного. Однако с начала нынешнего года по решению сверху эксперимент приказал долго жить, что, по мнению региональных властей, было абсолютно неуместным в сложившейся ситуации.

Наверное, есть определенная логика в желании НАК «Нефтегаз Украины» сконцентрировать расчеты в одних руках. Однако за это, к сожалению, приходится расплачиваться потерей прозрачности движения денежных средств. Возврат к прежней схеме платежей обнажил старые болячки, при которых невозможно оперативно определить, какая именно из многочисленных групп плательщиков допускает наибольшую задолженность. Наряду с этим теплосети, газотранспортные организации лишились стимула, понуждающего к активному сбору денежных средств от потенциальных плательщиков. Все вернулось на круги своя с возвратом к схеме расчетов по так называемому остаточному принципу. Средства поступают на многочисленные текущие счета коммунальных служб, а дальше каждый волен упражняться в дележе в меру собственных представлений о справедливости. Поэтому скорее всего, о горячей воде в квартирах запорожцам придется надолго забыть. Правда, власти обещают, что без тепла дома все же не останутся. Хотя на этот раз посулы звучат менее убедительно.