Не корысти ради…
Когда в 1998-м в Украине вводили однопроцентный сбор на покупку наличной валюты, в стране только отбушевал финансовый кризис и задолженность государства перед пенсионерами достигла угрожающих размеров. Сбор с валютообменных операций характеризовался как мера вынужденная и временная, призванная дать дополнительные средства для погашения этого долга.
Хотя уже тогда пессимисты предупреждали, что нововведение может иметь негативые последствия для финансовой системы, «вытолкнув в тень» значительную часть наличных операций. Однако цель декларировалась благая — защита пенсионеров, поэтому любые здравые экономические аргументы отметались с возгласами о «буржуях», не желающих помочь простым людям.
Однако даже плохое не вечно: экономическая ситуация в стране улучшилась, задолженность государства перед пенсионерами была погашена (во многом — усилиями правительства Виктора Ющенко). Однако сбор на покупку наличной валюты решили сохранить. На сей раз — под предлогом борьбы за повышение пенсий.
При этом даже не вспомнили, что вводился-то он законом «…до погашения задолженности». Что даже с формальной, юридической точки зрения — не что иное, как казус.
Сбор «в законе»
Теперь рассмотрим экономическую подоплеку проблемы. Покупка безналичной валюты в основном осуществляется с целью импорта. Поэтому 1% сбора с операций по покупке безналичной валюты можно трактовать как дополнительный, косвенный «налог на импорт». С точки зрения импортеров, сумма эта незначительна, она не влияет на цену товаров и не является критической.
А вот 1% сбора в Пенсионный фонд с наличных валютных операций является не чем иным, как дополнительным налогом на физических лиц, которые должны быть настолько правопослушны, чтобы отдавать государству пресловутый процент из своего кармана. На деле выходит как раз наоборот, поскольку ни в одной стране мира (и Украина здесь — скорее правило, нежели исключение) население не торопится отдавать государству свои деньги непонятно «зачем» и «почему». Если есть возможности избежать «честного отъема средств у населения», это самое население без всякого сожаления таковые изыщет. В данном случае — пойдет покупать валюту «с рук», то есть к операторам «теневого» рынка, контролируемого криминальными структурами.
Ни для кого не секрет, что пункты обмена валют, в основном работающие на агентских соглашениях, — это источник нарушений закона, о которых постоянно твердят и Минфин, и налоговая, и Нацбанк. На практике речь идет о сокрытии не только дохода, получаемого обменниками от самой сделки купли-продажи валют, но и сумм сбора, честно уплаченного законопослушными гражданами, эти самые доллары да евро покупавшими.
Иными словами, благодаря усилиям государства на рынке операций с наличной валютой создан и успешно функционирует механизм, позволяющий криминальным структурам «на законных основаниях» взимать «дань» с физических лиц. Вот почему большинство обменников процветает, устанавливая минимальную маржу на операции покупки-продажи валют (на уровне одной копейки, а то и меньше). И это — лишь один источник криминальных доходов. А ведь кроме обменных пунктов есть еще и «менялы», получающие абсолютно не подконтрольные государству доходы от наличных валютных операций. Установил свою маржу на уровне 0,5% — и человеку уже выгоднее купить валюту у него.
Цена вопроса
Официально за прошлый год населением было куплено наличной валюты на 831 млн. долл. США в эквиваленте. Насколько реальна эта цифра? Для того чтобы это понять, необходимо определить, кто и на какие цели покупает в стране иностранные дензнаки.
Главными покупателями наличной валюты являются «челноки», как правило, занимающиеся неофициальной, «теневой» торговлей (так называемым «серым импортом» — от контрабанды сигарет, сыра и одежды до полулегальной растаможки иномарок). Даже с учетом только этой категории покупателей 831 млн. купленных долларов США выглядит как минимум смешно — по самым пессимистическим прогнозам объем «серого импорта» в Украине колеблется от 2 до 4 млрд. долларов (в зависимости от статистических методик). Например, статистика экспорта Турции в Украину в несколько раз превышает официальные показатели объемов украинского импорта из этой страны. А ведь мы еще не говорили о тех, кто едет за границу отдыхать, на заработки и т.п.
По разным оценкам, на «теневом» рынке наличной валюты обращаются от 2,5 до 3,5 млрд. долл. США. Выходит, что, радея о благе пенсионеров, ежегодно получающих благодаря взиманию 1% сбора из Пенсионного фонда дополнительную прибавку в 45 млн. гривен, государство отдает криминальным структурам не менее 100 — 150 млн.?
Такое положение дел не является секретом для государственных органов. Однако слишком многие заинтересованы в дележке пирога этих теневых доходов. Причем пирог настолько велик и аппетитен, что у сидящих за столом хватает средств, чтобы оплачивать тех, кто активно ратует с высоких трибун за сохранение статус-кво. Конечно же — исключительно в интересах простого народа. Как там у Леонида Филатова — «Утром мажешь бутерброд, сразу мысль: «А как народ?»
А уж от защиты народных интересов прямую материальную выгоду (и это естественно) зачастую получают именно наиболее идейные «борцы». Плюс оплачивающие их деятельность криминальные и «теневые» структуры.
Чем не лакмусовая бумага?
Удивляет позиция Пенсионного фонда Украины. В официальной справке этого государственного органа, подготовленной к обсуждению в парламенте бюджета на 2003 год специально для Министерства финансов, вместо реальных 45 млн. гривен, которые, согласно официальной статистике НБУ, должны будут поступить в Пенсионный фонд от однопроцентного сбора, откуда-то появились 97 млн. гривен.
Такой поворот сюжета навевает грустные мысли: либо Пенсионный фонд умышленно искажает информацию в интересах каких-то структур, либо нечаянно ошибся. Однако и в этом случае выходит, что в пользу тех же структур, а отнюдь не пенсионеров, о благе которых призван заботиться.
Да, размеры пенсий зачастую не соответствуют прожиточному минимуму — их необходимо повышать. Однако государственным мужам, радеющим якобы о несчастных пенсионерах, следует задуматься — стоит ли бороться за 45 млн. гривен от сбора с покупки валюты, если криминальные структуры «заработают» на этом в три-четыре раза больше?
В конце концов эти 45 млн., выжатые государством из ни в чем не повинных граждан, — не более 5% от суммы, уплаченной в Пенсионный фонд банками с безналичных валютных операций. Если увеличить сумму сбора с безналичных валютных операций с 1 до 1,1%, а сбор с наличных операций в размере 1% отменить вообще, объем средств, полученный в результате введения такого механизма, почти вдвое перекроет потерю 45 млн.
Этот шаг позволит не только вывести из тени значительную часть операций, создать условия для формирования прозрачного валютного обмена, но и сделать невыгодными правонарушения в этой сфере, избавив простых граждан от необходимости платить «дань» криминальным структурам.
Единственной проигравшей стороной в этом случае окажется криминал, который при нынешнем положении дел единственный находится в выигрыше. Хотя нет — мы чуть не забыли о людях, которые с упорством, достойным лучшего применения, под видом заботы о простых пенсионерах, отстаивают сохранение сбора в его нынешнем виде.
Так может, стоит назвать вещи своими именами — элементарные подсчеты четко говорят о том, кто сегодня получает выгоду от создавшейся ситуации на рынке наличной валюты. И если в Верховной Раде официально существует институт представителей Президента и премьер-министра, может, некоторым государственным чиновникам стоит подать заявку на регистрацию в качестве представителей «теневых» структур? Результаты же голосования по «валютообменному» вопросу поименно покажут, кто из депутатов чьи интересы защищает. Прикрываясь интересами малоимущих стариков.