UA / RU
Поддержать ZN.ua

Противогаз для бюджета

«Веселящий» газ подталкивает политиков устраивать перед выборами одно резонансное шоу за другим. Пересмотр госбюджета по их сценарию может стать одним из самых громких, затяжных и деструктивных...

Автор: Лада Михайлова

«Веселящий» газ подталкивает политиков устраивать перед выборами одно резонансное шоу за другим. Пересмотр госбюджета по их сценарию может стать одним из самых громких, затяжных и деструктивных.

Желание разорвать на мелкие клочки с таким трудом сверстанный бюджет обуревало оппозиционных депутатов еще в процессе его рассмотрения в парламенте, особенно на последних стадиях — тогда это выглядело бы эффектнее. «С таким трудом сверстанный» говорится не для красного словца, а потому, что всякий столь масштабный документ примиряет множество разнонаправленных интересов. Только в результате изнурительных дискуссий, переговоров и бессонных ночей он обретает форму сбалансированного документа. Так что изменение какой-либо одной статьи может повлечь за собой цепную реакцию обрушения всего строения.

Интересно, что после окончательного принятия документа все критики, словно по команде, прекратили нападки на него. Наверное, не только потому, что после драки кулаками не машут, но и потому, что на самом деле бюджет не так плох, как они пытались это представить. Значительные средства отправлены на село, которое благодаря специфике своего производства способно в самые короткие сроки вернуть их сторицей. Вопреки прогнозам скептиков, в новом бюджете сохранены и даже увеличены социальные выплаты...

Наверное, о бюджете еще долго старались бы не вспоминать, если бы не повышение цены на газ. И, на первый взгляд, идея взять реванш за поражение в бюджетном процессе даже логична: коль «газовая» цена выросла, значит, бюджетные расчеты на основе старой цены уже неактуальны. Эту идею оппозиционные партии во главе с БЮТ и лично спикер Литвин хотели прицепить, как добавочный вагон, к паровозу, увозившему правительство Еханурова в отставку.

Впрочем, в день показательной экзекуции Кабмина Юрий Иванович успел убедить парламент не трогать хотя бы бюджет. Хотя это и не спасло его и министров от заранее предрешенных итогов голосования. Премьер назвал одну из множества причин, по которой депутатам не стоило затевать ревизию бюджета: статистические данные, которые покажут влияние новой газовой цены или отсутствие такового на хозяйство и доходы, подоспеют через три месяца. Тогда их можно будет оценить и при необходимости документ подкорректировать.

Но руководитель правительства уверен, что до радикальной коррекции дело не дойдет. «Я не вижу, чтобы при таком повышении цен стоило говорить о каких бы то ни было существенных отклонениях от макропоказателей, — сказал Юрий Ехануров. — Мы все делаем, чтобы постепенный переход соответствующего сектора экономики на рыночные рельсы состоялся с наименьшими потерями для украинского бюджета и украинской экономики». И вправду, по словам первого заместителя бюджетного комитета Людмилы Супрун, разработчики заложили в бюджет значительный запас прочности. Непредвиденные расходы, связанные с энергоносителями, проиндексированы как в Государственном, так и в местных бюджетах на сумму 4 млрд. грн., поэтому пересмотр бюджета в ближайшее время не потребуется.

Наиболее серьезному испытанию подвергнется налог на прибыль предприятий. «Если он уменьшится, — говорит Людмила Павловна, — то будем искать новые источники покрытия. Такими могут стать средства стабилизационного фонда (он впервые создан при подготовке Госбюджета-2006 и наполнен 3 млрд. грн. — Л.М.), доходы от приватизации либо другие источники». Председатель бюджетного комитета считает, что сейчас говорить о повышении оплаты населения за пользование газом оснований нет.

Удовлетворенные одной, но крупной жертвой — отставкой правительства, депутаты как будто изъяли из своего меню бюджет. Но вот надолго ли? Зная менталитет нынешнего оппозиционного корпуса, с большой долей вероятности можно предположить, что идея «исправить» бюджет будет использоваться для достижения, как минимум, нескольких целей: в качестве предвыборной антиправительственной риторики, как попытка еще что-нибудь откусить от бюджетного пирога.

Иное дело, если автором сценария станет само правительство. В эти дни Минфин занимается мониторингом бюджетных доходов, после чего решит, нужно ли менять что-то в бюджете и если нужно, то что именно.

Независимо от того, потребуются уточнения финансовой сметы страны или нет, ясно, что новая ситуация на газовом рынке требует мобилизации сил на многих направлениях. Прежде всего, скорейшей разработки и внедрения программ энергосбережения. Так уж случилось, что честь поработать на благо энергетической, а значит, и политической независимости государства выпала на долю правительства Еханурова. Хочется верить, что премьер выполнит свое обещание «железной рукой ввести энергосберегающую политику в Украине», чтобы с помощью внутренней ценовой политики «через три года беспрерывный разлив стали в Украине работал, а доменные печи перестали день и ночь гореть». Уже в этом году премьер обещает сократить потребление газа в Украине с 76 до 70 млрд. кубометров.

А вот что думают по поводу бюджетной ситуации эксперты, мнение которых способно повлиять на выработку того или иного решения.

Ксения ЛЯПИНА,
народный депутат Украины, председатель Совета объединений предпринимателей:

— В ответ на разговоры о том, что из-за новой цены на газ снизятся прибыли предприятий и, соответственно, упадут поступления в бюджет, могу сказать, что многие предприятия сейчас активно вкладывают деньги в энергосберегающие технологии, в исследовательские работы, в прогрессивное, экономичное оборудование. Это значит, что, соответственно, они будут платить новые налоги. То есть бюджет так или иначе получит необходимые поступления, хотя и из других источников. К тому же никогда бюджет не планируется путем конкретных поступлений от конкретных предприятий, а планируется, исходя из пропорций макропоказателей. Я думаю, что макропоказатели существенно не ухудшатся.

Борис БЕСПАЛЫЙ,
народный депутат Украины:

— Доходы бюджета увеличатся, благодаря повышению цены за транспортировку российского газа через Украину. Ведь если раньше мы получали 1 долл. 9 центов за транспортировку тысячи кубометров на расстояние 100 километров, то теперь будем получать 1 долл. 60 центов. А это дает около 10 миллиардов гривен в бюджет.

Анатолий СЕМИНОГА,
народный депутат Украины, член фракции БЮТ:

— Нужно ли менять бюджет, зависит от того, каким будет баланс газа в нашем государстве. Если будем покупать газ по 50 долл. за тысячу кубометров, как это было заложено в основу бюджета, то менять его не нужно, а если по 95 долл., тогда его нужно срочно менять. Потому что изменятся многие цены, например, на калийные удобрения, ведь основное сырье химической промышленности — газ. 60% себестоимости химической продукции составляет цена на газ.

Владимир ЧЕРНЯК,
народный депутат Украины, председатель подкомитета комитета ВР по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности
и инвестиций:

— Самый правильный путь — обеспечить целевыми долгосрочными кредитами предприятия, которые больше других могут ощутить рост «газовой» цены. Эти кредиты должны пойти на покрытие ценовой разницы и на технологическое обновление. А бюджет пересматривать нецелесообразно.

Екатерина ВАЩУК,
председатель подкомитета комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности:

— Необходимо проанализировать все возможности, чтобы минимизировать влияние удорожания энергоносителей на результаты хозяйствования. Среди них — приток инвестиций. Мы — странное государство. Хотим притока инвестиций, но, наверное, единственные в Европе, кто облагает инвестиции налогом. Или, скажем, выполнение бюджета по АПК тоже может дать дополнительный прирост производства валовой продукции, а каждый процент роста дает миллиард к бюджету.

Валерий АСАДЧЕВ,
народный депутат Украины, заместитель председателя комитета ВР по вопросам бюджета:

— Пересмотр бюджета будет, но нескоро, и он будет связан не с ценой на газ, а с тем, что НАК «Нафтогаз Украины» имел монопольное право на продажу газа и нулевые ставки на его входе в страну при 21 млрд. бартерных кубометров. А теперь, когда бартер исчез, возникает вопрос — зачем вообще кому-нибудь давать монопольные преференции? Это — стратегическое решение, направленное на демонополизацию системы продажи газа в Украине. Потребуются новые расчеты. Вот в этом плане придется глубоко перекроить бюджет.

Все эксперты сходятся во мнении, что если бюджет все-таки придется пересматривать, то, пойдя по скороспелому сценарию оппозиции, этот процесс будет носить деструктивный характер. А спокойное, взвешенное принятие решений возможно не раньше, чем после выборов.