UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прогресс подкрался незаметно… Торговцев обязали обслуживать пластиковые карточки

Еще недавно пластиковая карточка в кошельке делала ее обладателя в глазах окружающих если не нуворишем, то уж топ-менеджером нефтяной компании точно...

Авторы: Сергей Ильяшенко, Игорь Смоляр

Еще недавно пластиковая карточка в кошельке делала ее обладателя в глазах окружающих если не нуворишем, то уж топ-менеджером нефтяной компании точно. Сегодня на это смотрят проще: масштабы эмиссии платежных карт в Украине оцениваютcя в миллионах. Как результат, «пластик» можно встретить даже в портфеле школьника. Естественно, выросли и объемы сервиса таких карт в торговой сети страны.

Но, очевидно, темпы роста показались нашим законодателям не столь впечатляющими. И поэтому к новым технологиям решили приобщать директивно. Как говорится, если торговец не стремится к прогрессу, то прогресс сам постучится в окошко торговой палатки.

Команда «догнать и перегнать» прозвучала в Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине» от 6 октября 2004 года № 2056-IV, который вступил в силу 03.11.04 г. Вот тот пункт, который наделал столько шума в торговой отрасли страны:

«14.7. Предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом должны использовать регистраторы расчетных операций, обязаны обеспечить возможность осуществления держателями специальных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием этих специальных платежных средств (как минимум трех международных и/или внутригосударственных платежных систем).

Условия перевода предпринимателей на обязательный прием специальных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги), исключения относительно выполнения таких расчетов отдельными категориями предпринимателей определяются Кабинетом Министров Украины».

Как же технически происходит «обеспечение возможности осуществления… расчетов за проданные товары… с использованием… специальных платежных средств»? Для этого существуют так называемые POS-терминалы (от английского «point of sale terminal», т.е. «терминал торговой точки»). Это специальное электронное устройство, находящееся в торговой точке, позволяет считывать информацию с пластиковой карточки (а точнее, с ее магнитной полосы или микрочипа), осуществляя связь с банком-эмитентом для идентификации данных карточки и проведения операции оплаты (это называют авторизацией). Такую связь осуществляют по каналам телефонной связи, выделенным линиям, Ethernet, CDMA, Интернет, спутниковым и радиоканалам связи и т.д. В итоге, с карточного счета владельца списывают необходимую сумму в оплату товара, а кассир торгового зала оформляет необходимые расчетные документы.

Большинство кассовых аппаратов, продаваемых в Украине, совместимы с POS-терминалами, т.е. позволяют предприятию организовать единую расчетную систему. Более того, есть ЭККА, оснащенные устройством для считывания информации с пластиковой карты.

Существуют и так называемые импринтеры — механические устройства, позволяющие получить оттиск данных карточки и данных торговой точки на специальном торговом чеке (слипе), который подписывают кассир и покупатель. Затем банк инкассирует слипы и списывает средства с карточного счета клиента. Однако в торговой сфере распространение получили именно POS-терминалы, поэтому в дальнейшем мы будем говорить исключительно о них.

Как видим, законодатель предусмотрел четкую связь: используешь регистратор расчетных операций (РРО) — поставь POS-терминал.

Тут впору вспомнить о цифрах. По данным ГНАУ, на конец первого полугодия 2004 года в Украине использовалось 263559 РРО. А POS-терминалов эксплуатировалось по некоторым данным аж… 14,5 тыс. Получается, один POS-терминал на 18 РРО! Логично в скором будущем ожидать «терминального бума». И тут возникнет резонный вопрос: кто возьмется?

Ответ находим в Положении о порядке эмиссии платежных карточек и осуществлении операций с их применением, утвержденном постановлением правления Нацбанка Украины от 27 августа 2001 года № 367. Этим документом определяются условия деятельности по технологическому, информационному обслуживанию торговцев и выполнению расчетов с ними за операции, осуществленные с применением платежных карточек. Такая деятельность называется эквайрингом. Так вот, до недавнего времени эквайринг был уделом банков, да и то не всех, а лишь получивших специальную лицензию. Сегодня именно они предлагают наработанные и наиболее удобные схемы.

Поэтому желающему обзавестись терминалом перво-наперво нужно найти такой банк (эквайринговую организацию). Условия, на которых банки предоставляют услуги эквайринга, приблизительно следующие:

— бесплатная установка и обслуживание необходимого оборудования (POS-терминалы) и программного обеспечения. Такая бесплатность — пожалуй, главный плюс всей системы эквайринга;

— составление всей отчетной документации;

— бесплатное обучение персонала работе с POS-терминалом;

— оперативные консультации по вопросам, возникающим в процессе обслуживания клиентов по пластиковым картам;

— взимание банковской комиссии за услуги эквайринга;

— проверка платежеспособности карты при использовании импринтеров;

— бесплатная инкассация чеков (слипов) при использовании импринтеров.

Конкретные условия оговаривают в договоре с банком. В нем же нужно предусмотреть обязательные условия, перечисленные в п.4.1 Положения НБУ.

Естественно, что организация расчетов с помощью платежных карт в магазине имеет ряд преимуществ:

— безопасность (минимизируется возможность ограбления, потери наличных, ошибки кассира в расчетах);

— экономия (как минимум, на услугах инкассации);

— психологический фактор (по статистике, клиенты при расчетах карточкой легче расстаются с деньгами, чем при оплате наличными).

Однако нельзя обойти вниманием и отрицательные стороны:

— размер банковской комиссии. Он колеблется от 2,5—3% по самым распространенным картам (VISA и Mastercard) до 7% (по картам American Express). При этом уже упомянутый нами п.4.1. Положения содержит требование о том, что торговец не может повышать цену на товар (услугу), если его (ее) оплачивают с помощью платежной карточки, а не наличными. Это обязательство фиксируется в договоре с банком-эквайром. А теперь представьте себе, что из прибыли в виде 10-процентной наценки торговец должен отдать банку треть;

— срок зачисления средств, списанных с карточного счета, на текущий счет продавца. Как правило, в договорах эквайринга он составляет от одного до пяти банковских дней. Но вот на практике, к сожалению, нередки случаи, когда денежки приходится ждать значительно дольше;

— срок проведения расчетной операции. Тут могут быть вполне объективные проблемы, связанные с качеством телефонной или иной связи при установлении соединения между магазином и банком. Вот только объективны они для продавца, но никак не для клиента;

— проблемы идентификации личности. Многие банки «забивают» в договоре условие, согласно которому продавец для проведения авторизации обязан потребовать у клиента документ, удостоверяющий личность (если сумма превышает определенный лимит, установленный в договоре). Наверное, не стоит приводить статистику того, сколько людей, отправляясь в супермаркет за покупками на выходные, берут с собой паспорт. И тут бесполезны оправдания, что, мол, водительские права при расчетах карточкой иногда требуют даже в США;

— проблемы конфиденциальности. Многие клиенты негативно относятся к тому, что вынуждены выпускать из рук карточку при проведении расчетов. Объяснить это легко: количество преступлений, связанных с мошенничеством в сфере электронных платежей, растет с каждым годом. Что уж говорить, если клиент не просто выпускает карточку из рук, но и на время теряет ее из поля зрения (например, при расчете в ресторане). Решить эту проблему призваны переносные POS-терминалы. С их помощью официант «прокатывает» карточку прямо на столике клиента. Примечательно, что при желании можно запрограммировать функцию автоматического списания чаевых, функцию предоставления дисконта и др.;

— риск мошенничества при использовании платежных карт. Например, снятие со счета клиента большей, чем необходимо, суммы. Специалистам по карточным расчетам известно о существовании специальных картридеров, ничем внешне не отличающихся от POS-терминалов, которые не только снимают деньги со счета, но и считывают и сохраняют всю информацию кредитной карты для создания ее дубликата. Пока в Украине такие приемы практически не встречаются именно из-за слабой распространенности кредиток. Но объем мошенничества в мире растет высокими темпами. Если в 2001 году мошенничество с кредитными картами обошлось бизнесу примерно в 9 млрд. долл., то к 2005-му, по оценкам Meridien Research, его объем может достичь 60 млрд.

Вот такая информатизация по-украински… Однако закон остается законом, а значит, его нужно выполнять. Правда, торопиться пока некуда. Обратите внимание на второй абзац процитированного в начале статьи пункта: условия перехода на использование POS-терминалов должен установить Кабинет министров. Вполне возможно, что он определит сроки перехода на использование POS-терминалов в различных сферах торговли и услуг, а также объем товарооборота, превышение которого потребует установки терминала в торговой точке, растолкует, нужно ли иметь столько же POS-терминалов, сколько в торговой точке РРО. Так что очень даже может быть, что то или иное предприятие попадет в разряд исключений.

Однозначно не стоит спешить тем, кому законодательство позволяет торговать без РРО (в первую очередь, речь идет о частных предпринимателях, уплачивающих единый налог), — они по-прежнему работают без кассовых аппаратов…

(Сам текст закона, а также комментарии к нему читайте в газете «Все о бухгалтерском учете» № 103, 2004 год, стр. 13)