UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — ПРЕЗИДЕНТСКИЙ БЮДЖЕТ

Душа: Где я? Архангел: В раю. Душа: А почему колючая проволока? Архангел: Разговорчики в раю! В.Шендерович Президент наш, Леонид Кучма, продолжает бурную новаторскую деятельность...

Автор: Светлана Рябошапка

Душа: Где я?

Архангел: В раю.

Душа: А почему колючая проволока?

Архангел: Разговорчики в раю!

В.Шендерович

Президент наш, Леонид Кучма, продолжает бурную новаторскую деятельность. Правящая публика не успела еще оценить (положительно и с энтузиазмом, разумеется) правительство госсекретарей, как подоспело Послание. Причем его текст, подписанный гарантом еще 31 мая, раздали на руки законодателям только в минувший вторник — видимо, из гуманных соображений. Кстати, бюджетный комитет ВР, по словам его главы Александра Турчинова, месяц не мог добиться от правительства прогнозных показателей на следующий год, а когда все-таки добился, показатели поразительным образом совпали с цифрами Послания. Теперь комитет может приступить к написанию собственной Бюджетной резолюции. Вот — на посрамление скептикам и маловерам — синхронизация действий властей. Так что бюджет мы по сути дела уже имеем. Во всяком случае, таких посланий в новейшей истории Украины еще не наблюдалось. Называется: «Об основных направлениях бюджетной политики на 2002 год» с подзаголовком, прямо указывающим на отправителя и получателя — «Послание Президента Украины Л.Д.Кучмы к Верховной Раде и Кабинету министров Украины». В полном и окончательном соответствии со ст.106 Конституции. На этом официальную часть нашего текста разрешите считать открытой. Исходя из уже сказанного логично предположить, что Президент вроде как взял фактическую ответственность за бюджетную политику на себя, но это не страшно (для Президента). По ходу повествования попытаемся объяснить — почему.

Побудительные мотивы

Для начала — перед большим лирическим отступлением — небольшое, но тоже лирическое, отступление. В Послании есть немало здравых (хотя и не новых) предписаний и железных аксиом бюджетного строительства. Но. Поскольку бюджет — дело общее и не бесплатное, автор долгом своим считает сказать пару слов о том, почему ни одно, ни даже десяток посланий бюджетно-налоговой ситуации существенно не изменят.

Итак, о мотивах гаранта Послания. Поскольку до первоисточника не добраться, сошлемся на советника Президента Анатолия Гальчинского. Он предлагает и даже настоятельно рекомендует рассматривать все, посланное депутатам, в «контексте последних (а последних ли?) шагов Леонида Кучмы по усилению функций главы государства и усиления его влияния на экономические процессы в стране». И еще, в развитие темы: «Бюджетное послание — это атрибут президентско-парламентской республики, каковой де-факто является Украина», хотя Конституция, заметим мы, об этом обстоятельстве де-юре стыдливо умалчивает. Впрочем, чего греха таить — страна наша и впрямь республика по форме, президентская по содержанию, что каждый в этом усомнившийся может прочувствовать: по бизнесу, по жизни, чисто по-человечески. Де-факто.

Послание — документ, безусловно, экономический, но ведь сказал же Леонид Данилович лично: «Экономика — это политика. И футбол — тоже политика» (НТВ, май 2001г.)

Так что — немного о новейшей политэкономии, то есть о том, зачем, собственно, понадобилось диагностированное «усиление функций главы государства». По Гальчинскому — для «продвижения по пути реформ», в чем, по правде говоря, никто и не сомневается уже лет семь-восемь. Заслуживает внимания и такое пояснение: «Одним из инструментов повышения действенности государства является усиление президентского влияния на экономические и социальные процессы. Это, уверен, отвечает интересам государства, интересам народа» (А.Гальчинский по Интерфакс-Украина).

Все сказанное советником Президента безусловно политически грамотно и вполне морально устойчиво. Но — не бесспорно. Прежде всего потому, что власть и ее помощники продолжают упорно путать интересы государства (аппарата, своих) с интересами народа (не-аппарата, не своих). Это удобно, но, с точки зрения цивилизованных норм, не слишком корректно, поскольку в наших условиях автоматически (опять-таки де-факто) приводит к формуле «планы партии — планы народа». Формула может сработать, что, честно говоря, начинает серьезно удручать.

Во-вторых, смущает эта неистребимая тяга — перманентно пародировать российские сценарии, осложненная к тому же замедленностью реакции. Видимо, это фатальное следствие традиционно многовекторной внешней политики, когда векторов действительно много, но направлены они все в одну сторону. Путин Владимир Владимирович уже год как укрепляет государство и президентство, причем пока нефть стоит 28—30 долларов за баррель, можно развлекаться походами «китайским путем» и обустраивать рынок в условиях «управляемой демократии». У Леонида Даниловича для тех же целей есть только НАК «Нефтегаз Украины» (с его внешними долгами и налоговыми недоимками) и В. Черномырдин. Ну еще Кабмин и 239 депутатов, что на управляемую демократию, безусловно, тянет, а вот на рыночную экономику — никак.

Впрочем, нам по крайней мере сказали, в какой республике мы проживаем.

Цели и средства

Целей бюджетной политики, если верить Посланию, подписанному Президентом, три. Впрочем, средств тоже немного. Но сначала о том, чем именно из администрации озадачили правительство (там, в Послании, так и сказано: мол, мы хотим как лучше, а вот как получится — «в значительной степени зависит от способности государственной власти и прежде всего правительства обеспечить практическое воплощение… etc, etc, etc»). Итак, три предпосылки к бюджетному счастью.

«Сформировать проект бюджета на новой налоговой основе, которая предусматривает ощутимое снижение налоговой нагрузки на производителя и расширение налоговой базы.

Сформировать бюджет с профицитом, что даст возможность улучшить ситуацию с обслуживанием и погашением государственного долга в среднесрочной перспективе.

Продолжить реализацию начатых в предыдущие годы социальных программ с усилением их адресных основ».

Возразить на это дело нечего — намерения явно благие. Поглядим, как на счет «способности обеспечить». Причем, поглядим коротко и по тексту Послания. Строго говоря, вся бюджетная премудрость сводится к грамотному исполнению двух основных упражнений: первое — собрать деньги (налоговая реформа), второе — правильно распорядиться собранным (реформа собственно бюджетная, плюс искусство управления долгами). Что же до прогноза «посланных» макропоказателей, то любознательный читатель найдет их в приведенных таблицах.

Послание недвусмысленно предписывает: собирать налоги с одновременным «ослаблением давления», при помощи упрощенных процедур и при условии «надежной защиты прав налогоплательщиков». Глядя в перспективу следующего бюджетного года, Президент видит там: сокращение количества налогов и сборов с 39 до 23, снижение ставок: НДС — с 20 до 17%, налога на прибыль предприятий — с 30 до 25%, налога с дивидендов — с 30 до 15% и шкалу налогообложения доходов граждан с «потолком» в 25%. Если прибавить к этому планы по уменьшению начислений на фонд оплаты труда и еще целый ряд всяческих уменьшений и совершенствований, можно догадаться, что Президент видит новый Налоговый кодекс. Причем, чтобы таковое видение не оказалось сродни галлюцинации, Кодекс необходимо принять немедленно.

Не хотелось бы никого расстраивать, но с Кодексом есть два варианта. Первый — сверстать бюджет-02 на старой налоговой базе. Второй, тот самый, который мы видели и в двухтысячном, и в нынешнем году — сделать вид, что простое и незамысловатое «снижение с 20 до 17» — есть новая налоговая база. А все потому, что собственно Налоговый кодекс парламент принял только в первом чтении и подвигнуть депутатов на рассмотрение Кодекса в режиме «налоговых ночей» не может даже прямая (что не реально) угроза роспуска. Когда до выборов меньше года, подобные аргументы на законодателей впечатления не производят. Значит — второй вариант, «усовершенствование и снижение» в ручном режиме. Например, «усовершенствование процедур возмещения НДС» вкупе с «обеспечением надлежащей прозрачности этого процесса».

Кстати, авторы Послания задают грандиозную амплитуду для «ручных» решений. Простой пример: не успела ваш автор порадоваться тому, что «предусматривается упразднение в 2002 году налоговых льгот, которые предоставляются по отраслевому принципу, а также прекращение экономических экспериментов, связанных со льготным налогообложением», как тут же наступил следующий абзац: «нуждаются в дальнейшей фискальной поддержке специальные (свободные) экономические зоны, а также территории приоритетного развития…». Перевод стрелок от льгот по отраслям на льготы по территориям — ход конечно, мощный, но с точки зрения бюджетной политики — увы! — бессмысленный. Зато есть простор для управленческого маневра: на «территориях» — купец, в центре — товар, на носу — выборы, как и было сказано.

Два слова по поводу дифференцированных налоговых ставок. Там, где они есть, платят (если платят) по наименьшей. Это касается не только шкалы налогообложения доходов граждан, но и свежеиспеченной идеи — дифференцировать ставку НДС. Конгениально.

Если совсем коротко — по поводу налоговой реформы: она, конечно, нас настигнет и, судя по состоянию Кодекса, в привычном виде: «Кто не спрятался, тому никто не виноват».

Как верно заметил Президент, «реформирование налоговой системы должно сопровождаться эффективными структурными мерами», поскольку с доходами бюджет намного полезнее, чем без оных. Мер предложено немало, причем каждому — свои. Например: запретить реструктуризацию или списание задолженности субъектов хозяйствования — с одной стороны, но реструктурировать и списать обязательства государства по компенсации переплаченного «субъектами» НДС — с другой. Правда, обещают, что на сумму этих (бюджетных) обязательств скостят долги неплательщикам и недоимщикам. А как быть «субъекту», который честно платил и ничего государству не должен? Ответ: такой субъект найдется, быть ему наказанным. Ударом по карману.

А в целом — меры ничего, хорошие меры и, главное, разные. Как только парламент приступит к рассмотрению Бюджетной резолюции имени Послания Президента, мы к ним вернемся. Равно как и к пенсионным вопросам, и к межбюджетному дележу, о которых в Послании сказано много абсолютно верных слов.

На сегодня же остается только добавить два занятных штриха к неполному (и, конечно, субъективному) образу Послания. Бюджет нынешнего года выполняется с профицитом в один миллиард гривен. Это правда, как, впрочем, и то, что к концу года могут «рвануть» старые грехи вроде задолженности перед бюджетом (и перед Минобороны), долги «Нефтегаза Украины», а заодно — случатся убытки от специфической нашей приватизации. От профицита мало что останется, и новый бюджетный год стартует в, мягко говоря, иных начальных условиях.

И еще. До эпохи решительного усиления роли главы государства в проведении экономических реформ все твердо знали, что в отсутствии реформ виноваты некие «реформаторы», правительство и парламент. Самое занятное, что и в эпоху «решительного усиления» виноваты будут те же и в том же. А все почему? А потому что наступление ответственности происходит только при наличии прозрачности (власти, расчетов и прочих механизмов). Прав наш Президент — нету у нас прозрачности. Зато какой ресурс!