UA / RU
Поддержать ZN.ua

Понравятся ли украинцам Быстрые кредиты по-чешски?

Одной из тем, активно освещавшихся деловыми СМИ в последнее время, cтал приход на отечественный фи...

Автор: Андрей Алексеев

Одной из тем, активно освещавшихся деловыми СМИ в последнее время, cтал приход на отечественный финансовый рынок международной финансовой группы PPF, которая договорилась о покупке днепропетровского Агробанка, а также структур группы «Приват». Дочерняя компания PPF — Home Credit Group — входит в тройку лидеров рынка потребительского кредитования в России. Поэтому можно не сомневаться, что и в Украине чехи ставят перед собой не менее амбициозные задачи.

Что стало основанием для принятия решения акционерами Агробанка о его продаже и за счет чего создаваемая структура рассчитывает стать лидером в кредитовании частных лиц, мы попросили рассказать Анну ЗАКИРОВУ, заместителя председателя правления ЗАО «Агробанк».

— После появления информации о наличии предварительной договоренности о покупке Агробанка чешской финансовой группой некоторые наблюдатели заявляли, что банк был нужен PPF Group лишь в качестве лицензии. Так ли это?

— Очевидно, что для получения банковской лицензии международная финансовая группа могла бы найти гораздо более простой способ. Например, приобрести банк, не имеющий филиальной сети. Это было бы проще с точки зрения процедур и выгоднее в плане стоимости приобретения…

Основной причиной, почему объектом договоренности стал именно Агробанк, является совпадение большого числа стратегических позиций обеих сторон. В первую очередь, это общее видение перспектив развития сети. Взаимопонимание было достигнуто и в части продуктовой и маркетинговой политики, а также работы с персоналом.

— Как долго продолжались переговоры, и когда сделка будет оформлена окончательно?

— Во второй половине прошлого года наблюдательный совет и менеджмент Агробанка осознали необходимость привлечения западного партнера, чтобы банк продолжал эффективно развиваться. Видя процессы консолидации, происходящие на украинском финансовом рынке, мы понимали: чтобы быть конкурентоспособным, банк должен получить доступ к современным технологиям и более дешевым ресурсам. Войдя в структуру крупной транснациональной финансовой компании, Агробанк получит эти неоспоримые преимущества. Такое сотрудничество позволит нам развиваться более динамично и в среднесрочной перспективе выйти на лидирующие позиции в украинской банковской системе.

Приблизительно в это же время PPF Group начала поиски партнера в нашей стране. Встречный поиск и привел к тому, что осенью прошлого года начались переговоры на предмет сотрудничества.

На сегодняшний день достигнута предварительная договоренность между группой PPF и учредителями Агробанка о продаже 100% его акций. Учреждение уже прошло due dilingence (коммерческий, финансовый и юридический анализ). По его результатам покупатели пришли к мнению, что Агробанк — это современная и, с точки зрения внутренней структуры и работы, чистая финансовая структура.

Сама сделка еще не состоялась, так как должна пройти согласование в Антимонопольном комитете и Нацбанке; сейчас готовится необходимый пакет документов. Точную дату завершения трансакции в настоящий момент назвать трудно. Предположительно, это произойдет в конце текущего года.

— Кроме Агробанка, PPF приобретает финансовую компанию «Приват-Кредит» и банк «Приватинвест». Известны ли планы новых акционеров по возможному объединению приобретенных финучреждений?

— Эти вопросы — в стадии обсуждения. По замыслу PPF, покупка коммерческого банка Агробанк с сильным потенциалом и одного из лидеров потребкредитования в Украине «Приват-Кредит» создаст значительную синергию двух сильных финансовых бизнесов. Учитывая то, что целевая аудитория Агробанка и целевая аудитория «Приват-Кредита» различны, объединение этих структур — не более чем организационный шаг. При необходимости интеграция финучреждений произойдет. Или же эти учреждения будут развиваться автономно, сотрудничая на отдельных участках бизнеса.

— Одно из ключевых направлений деятельности группы PPF — потребительское кредитование. Означает ли это, что, будучи аффилированной структурой PPF, Агробанк полностью переориентируется на кредитование частных лиц?

— После завершения сделки Агробанк останется полнофункциональным банком, то есть по-прежнему будет предоставлять полный перечень услуг частным и корпоративным клиентам. При этом целевая аудитория банка, его стратегия бизнеса и методы продвижения на рынке останутся неизменными. И, кроме того, будет развиваться дополнительное направление бизнеса в части потребительского кредитования под другим брэндом.

— Известно, что потребкредитование — одна из наиболее рискованных сфер банковского бизнеса. В условиях растущей конкуренции на этом рынке одним из главных преимуществ является ускорение и упрощение процедуры рассмотрения заявок. Как при отсутствии полноценно функционирующих кредитных бюро банк может адекватно контролировать свои риски? Можно ли считать внедрение скоринговых систем панацеей при решении этой проблемы?

— Банки пользуются доступными им базами данных кредитных бюро. Но этот метод будет эффективен при условии, что обмен информацией будут осуществлять банки, контролирующие не менее 50% рынка. Кроме того, финучреждения используют собственные технологии проверки кредитной истории заемщиков и их репутации. Естественно, применение этих методов в сплошном режиме значительно замедляет процедуру. Скоринг же предназначен для ее ускорения. Хотя и его нельзя назвать панацеей. Это — единственно возможное решение данной проблемы без потери скорости при контролируемых кредитных рисках.

Суть скоринга в том, что на регулярной основе проводится анализ типовых элементов проблемных кредитов. Статистика может свидетельствовать, что 60% проблемных заемщиков не имеют высшего образования, несемейные, работают на производстве или в госучреждениях. Т.е. статистика, которую учитывает скоринг, не утверждает прямо, что эти люди склонны к невозвратам, но в действительности в этом сегменте проблем оказывается больше.

Соответственно, необходимо модифицировать скоринговую систему, приводя ее в соответствие с реальным положением дел на рынке.

— Как пересмотр механизмов кредитования отразится на спросе на заемные средства и, соответственно, на объемах кредитования?

— Никак не отразится. Это внутреннее дело банков, заинтересованных в продаже и возврате своих ресурсов. Теоретически, если сегодня порядка 50% кредитных заявок отклоняются, то, радикально смягчив подход к оценке рисков, банки смогут удвоить число реальных заемщиков. Но, выведя из скоринговой системы или кредитной процедуры все те причины, по которым эти заявки были отклонены, финучреждения практически упразднят кредитную политику.

— А насколько тяжелым бременем эти кредиты ложатся на балансы банков? Какая доля невозвратов считается допустимой?

— Опыт нашей работы показывает, что уровень невозвратов можно удержать в пределах 1,5% от объема кредитного портфеля. Хотя многие операторы работают с долей проблемных кредитов в портфеле в 6—12% — и это не является катастрофичным для данного сегмента.

По нашим оценкам, 95% проблем с невозвратами закладываются в ходе предварительного анализа выдачи ссуды, поэтому и предотвращать их нужно именно на этом этапе. В принципе, профессиональный кредитный эксперт может сделать достаточно точное предварительное заключение о надежности заемщика. Но для адекватного контроля рисков необходимо максимально устранить субъективизм в этом процессе. И здесь очень многое зависит от качества скоринговой системы.

— Не секрет, что высокую рискованность потребительского кредитования операторы компенсируют высочайшими реальными ставками и стоимостью обслуживания таких займов…

— Есть закон ценообразования: продавец готов продать, покупатель готов купить. До тех пор, пока по этой цене заключаются сделки, она воспринимается и востребована на рынке. Ведь нельзя сказать, что рынок монополизирован, потому что на нем уже активно работают как минимум 10 разных операторов, и их количество растет. Уже сегодня идет очень жесткая и непростая борьба за вхождение и присутствие в торгово-розничных сетях, договориться с которыми становится все сложнее. В комплексе затраты операторов по освоению рынка, а также возможные потери и риски довольно значительны.

Элементарный здравый смысл подсказывает, что весь объем потенциальных невозвратов должен компенсироваться реальной доходностью кредитования. Ведь любой бизнес делается не для того, чтобы раздавать или терять деньги. Их нужно возвращать, и возвращать с прибылью. Соответственно, в стоимость кредитов закладывается потенциальный либо прогнозируемый уровень невозвратов.

Поэтому и ставки действительно достаточно высоки — это является спецификой данного сегмента. Но уровень реальных процентных ставок более критичен, например, при ипотечном кредитовании на большие суммы и длительные сроки, когда обслуживание долга создает значительную нагрузку на бюджет семьи, домохозяйства. В потребительском же кредитовании в розничных сетях речь идет о 40—120 грн. ежемесячных расходов. То есть они не ложатся тяжким бременем на бюджеты домохозяйств. Быстрые кредиты представляются населению удачным решением, позволяющим не откладывать желаемую покупку. И именно поэтому эти кредиты востребованы.