Дабы не ограничиваться ставшей в последнее время традиционной для большинства публичных дискуссий результативностью — «поговорили и забыли», «ЗН» решило провести анкетирование участников круглого стола «Банковская система через год после кризиса: потери и достижения, угрозы и перспективы» на предмет того, какие вызовы они считают наиболее животрепещущими для банковского бизнеса на сегодняшний день.
Поскольку участниками мероприятия стали не просто первые лица различных банков (как крупнейших, так и небольших учреждений, как с иностранным, так и с отечественным капиталом), но еще и лидеры банкирских мнений, то, пользуясь терминологией социологов, выборку можно считать достаточно репрезентативной.
В опросных листах мы привели собственный перечень из восьми проблем, наиболее актуальных на наш журналистский взгляд, предложив собравшимся оценить их по важности. Кроме того, банкирам было предложено указать, при необходимости, свои пункты, которые могли быть упущены или недосмотрены нами.
В результате в перечень были добавлены еще два полновесных пункта («Состояние межбанковского кредитного рынка» и «Проблема неплатежей в банковской системе и влияние на экономическую ситуацию»). А в название еще одного, звучавшее как «Защита интересов кредиторов и досудебное изъятие залогов», было внесено дополнение: «Формирование культуры обслуживания долгов в обществе».
Некоторые банкиры, как, например, председатель правления «ВТБ Банка» Вадим Пушкарев, указали на очевидное «родство» и прямую взаимосвязь между некоторыми пунктами. Например, «Нагромождение «плохих» активов (NPL), рост резервов по проблемным кредитам» и «Несовершенство процедур формирования страховых резервов и налогообложения деятельности банков». Также
г-н Пушкарев специально акцентировал внимание на том, что не видит конфликта интересов внутри Национального банка, совмещающего функции денежно-кредитного регулирования и банковского надзора. По мнению экс-директора генерального департамента банковского надзора НБУ, органы денежно-кредитного регулирования и банковского надзора вполне могут существовать под одной крышей, главное, чтобы внутри структуры НБУ эти функции были четко распределены и разделены. «Более того, такая модель, — напомнил финансист, — применяется и успешно работает во многих развитых странах».
Председатель правления банка «Старокиевский» Юрий Яременко выделил в анкете только три пункта, указав, что отметил лишь те, которые считает наиболее актуальными. «При этом мне бы не хотелось, чтобы та проблема, которая оказалась, например, восьмой по счету, была воспринята как не слишком важная, поскольку в этом перечне нет малозначимых пунктов», — подчеркнул банкир.
Председатель правления «Дочернего банка Сбербанка России» Игорь Юшко, расставил приоритеты, разделив проблемы на первую, вторую и третью группы по важности.
Результаты опроса мы обобщили в сводной таблице, просуммировав проставленные каждой проблеме баллы (самый высокий балл «10» получала проблема, отмеченная участниками круглого стола как важнейшая) и определив таким образом рейтинг сегодняшних банковских проблем.
Поскольку нынешние взаимоотношения банкиров как с их заемщиками, так и с вкладчиками сложно назвать безоблачными, можно предвидеть немало скептических улыбок и даже горьких возгласов типа «вот ведь чего захотели, мало они пьют нашей крови!» Однако каждому из «причастных» читателей, будь то пострадавший вкладчик или обиженный заемщик, не мешает задуматься: а не потому ли банкиры повышают ставки по кредитам, что стали дороже и короче депозиты? И не потому ли, что не возвращаются кредиты, вкладчики не могут вовремя (или по первому требованию) получить обратно свои деньги?
Было бы несправедливо утверждать, что перечисленным в нашей таблице проблемам не уделяет внимания НБУ, хотя банковский регулятор, естественно, рассматривает системные интересы в несколько ином ракурсе. Да и приоритеты расставляет несколько иначе.
Летом нынешнего года Нацбанк принял специальное постановление (№466 от 06.08.2009 г.), которым были определены «Меры по обеспечению стабильности денежной единицы Украины», и сейчас на веб-сайте НБУ можно ознакомиться с ходом выполнения этого документа.
Вот только, наверное, стоит все-таки задаться вопросом, действительно ли банковский регулятор правильно определил ключевой фокус приложения собственных усилий, противодействуя второстепенным, по мнению чиновников, вызовам лишь формально? И не выполняются ли отдельные пункты нацбанковских обязательств только для галочки, например, для отчетности перед гостящей сейчас в Киеве миссией МВФ?