Свое недовольство формированием главного финансового документа на будущий год Одесса и область стали проявлять сразу, как только начался бюджетный процесс. Минфином, как известно, было заявлено, что в этом году по сравнению с прошлым местные бюджеты заметно увеличатся. Однако на деле вышло наоборот. Цифры, спущенные сверху, показывали: Киев предлагает потуже затянуть пояса. Во всяком случае, Одесщине.
Казалось, с принятием нового Бюджетного кодекса местная власть больше не будет ходить с протянутой рукой. И действительно, в этом году Одесса смогла почувствовать себя «белым человеком». Практически за много лет она осталась довольна своим бюджетом. Но, похоже, времена, когда город-донор вынужден становиться в позу просителя и выбивателя средств, не уйдут никогда.
Причем речь идет прежде всего о выполнении делегированных государством полномочий — по финансированию образования, здравоохранения, культуры, социальной помощи и т. д. Согласно расчетам Минфина, Одессе на эти цели необходимо 211,5 млн. Между тем потребность — 263 млн грн. (Почти столько же значится и в бюджете на этот год, хотя Минфином предусматривалось на 80 млн. меньше.) Так вот, вопрос в том, где взять деньги для выполнения этих расходов бюджета?
По расчетам центра, Одесса в 2003 году сможет собрать налогов (которые идут на финансирование делегированных полномочий) намного больше, чем в 2002-м. Исходя из этого Киев доходную часть одесской казны увеличил на 20,1%. (При этом расходную, заметьте, — лишь на 15,1%.) Местные финансисты с таким подходом совершенно не согласны. По их расчетам, доходы в таком объеме нереальны и завышены на 23,8 млн. грн. Но это еще не все. Киев помимо всего прочего посчитал, что часть денег в бюджете города будет лишней. И запланировал изъятие в госбюджет 111,8 млн. грн. В этом году этот показатель равняется 85,5 млн., то есть планируемый в 2003-м рост — в 1,3 раза, или на 26,3 млн. грн.
Конечно, когда в целом по Украине сумма изъятий из местных бюджетов сокращается, а дотация увеличивается, в Одессе предложенные Минфином расчеты вызвали возмущение. И дело не только в том, что у кого-то забирают, а кому-то отдают. Проблема в другом — те, кто зарабатывают, в итоге не могут обеспечить финансирование минимальных потребностей. По расчетам горфинуправления, Одесса обеспечена ресурсами на выполнения делегированных полномочий лишь на 80 %.
И такая ситуация с бюджетом складывается не только в самом областном центре, но и в других городах и районах. В целом по области сумма изъятий увеличилась на 64,6 млн. грн., то есть в полтора раза.
Одесса, конечно, на такую «заботу» центра о городах и весях отреагировала сразу. Бюджетный вопрос 4 сентября был вынесен на сессию горсовета, которая приняла обращение к Верховной Раде с требованием обеспечить городу должное финансирование делегированных государством полномочий либо ответственность за их невыполнение перенести на центр. Со своими требованиями подключилось и руководство области. В итоге общими усилиями удалось добиться сокращения сумм изъятий из местных бюджетов. По Одессе — на 8,5 млн., Ильичевску — на 2 млн. В целом по области отвоевано 28,5 млн. грн. А также удалось увеличить дотацию для местных бюджетов на 5,1 млн. грн.
В общем, все, что можно было выжать с Минфина, область выжала. Но тем не менее успокаиваться она не намерена. Губернатор Сергей Гриневецкий считает, что можно добиться большего, если каждый город и район будет работать с комитетами Верховной Рады.
Дело в том, что доходная часть местных бюджетов, по данным облфинуправления, кроме Одессы завышена еще по четырем городам областного значения и 11 районам (из 26), а также в областном бюджете. В целом на 88,6 млн. грн. Особенно пострадал Ильичевск. В Минфине посчитали, что доходы этого портового городка в будущем году вырастут на 46%. Хотя с точки зрения местных финансистов, всего-навсего на 7%. Киевские расчеты, по их мнению, не что иное, как грубая ошибка.
В облфинуправлении считают, что причина таких перекосов кроется в несовершенстве формульного метода, по которому формируются местные бюджеты. К примеру, расчеты делаются на основе такого показателя, как индекс налогоспособности, взятого за 1999—2001 годы и в среднем по стране. Какова при этом способность отдельного города или района, никому не интересно. Ни по одному из местных бюджетов не сделан анализ выполнения доходов и их ожидаемый объем на этот год. Не учитываются и плановые темпы роста доходов. В результате одним районам ставится задача обеспечить прирост на 25—35%, а другим — в пределах 4%.
Надо сказать, что при формировании местных бюджетов по-прежнему не учитываются принятые законы и нормативные акты, влияющие на доходы. К примеру, сегодня работники сельхозпредприятий, получающие зарплату в натуральной форме, освобождены от налогообложения. Сегодня сокращаются площади арендованных земель, и граждане, которые самостоятельно хозяйствуют на них, платят земельный налог, ставки которого значительно ниже ставок арендной платы. Но эти существенные изменения в расчет почему-то не берутся.
Но если говорить в целом о формульном методе, то в этом году он подвергся некоторой шлифовке в части распределения расходов. И 14 сентября с.г. эти изменения были закреплены постановлением Кабмина. Свою лепту в «формульный» процесс внесла и Одесская область. Теперь, к примеру, расходы на культуру для областного бюджета будут устанавливаться не ниже уровня предыдущего года. В битве за бюджет область считает это своим важнейшим достижением. И, конечно, воспользовавшись победой, она уже отправила письмо в Кабмин с просьбой увеличить ей расходы на культуру.
Подверглась усовершенствованию и формула расчетов по расходам на здравоохранение. Теперь она будет учитывать возраст населения, проживающего на той или иной территории. А вот предложения области ввести корректирующий коэффициент для бюджетов городов и районов, не обеспеченных природным газом, учтены не были. Но поскольку существует огромная разница в тарифах на топливо, то область будет настаивать, чтобы негазифицированным территориям увеличили дотацию. Наконец-то появился расчетный показатель объема средств и на содержание местной милиции. Что важно отметить, расходы на дорожно-патрульную службу будут зависеть от протяженности автомобильных дорог. В этом смысле Одесской области повезло, так как у нее она наибольшая.
Однако на этом проблемы с расходной частью бюджета-03 не заканчиваются. Пока готовился проект, вышло постановление Кабмина от 30 августа 2002 года об оплате труда бюджетникам на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов, которая будет введена с 1 января 2003 года. Облфинуправление посчитало, что оклады вырастут как минимум в 1,6 раза. Чтобы выполнить это постановление и повысить заплату, скажем, работникам здравоохранения, культуры и спорта, денег в бюджете не хватит, даже если все средства, предусмотренные Минфином на содержание данных учреждений, пустить на зарплату. В сфере образования положение не лучше — на зарплату уйдут почти 94% всех выделенных Минфином средств. В общем для решения тарифной проблемы область просит дополнительно 208 млн. грн.
Область также намерена добиваться увеличения средств на содержание местных госадминистраций. Кстати, этот вопрос, как заметили в Киеве одесситам, никто, кроме Одессы и Запорожья, не поднимает. Но, разумеется, это не довод для чиновников. По их расчетам, для нормального функционирования аппарата необходимо 40 млн. грн. Минфин же на будущий год выделяет только 27 млн. — столько же, сколько и на 2002-й. Но с этой цифрой чиновники не согласны. Поскольку денег не хватает, чтобы оплачивать услуги связи, содержать автотранспорт, ездить в командировки... Не говоря уже о ремонте зданий.
Надо думать, что усилия властей даром не пройдут. Ведь уже удалось выбить чуть больше полмиллиона, которые пойдут на содержание аппарата на о.Змеином, госархиву и на повышение квалификации госслужащих...