UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЧЕМ СЕРТИФИКАТНЫЕ «СЛИВКИ» ДЛЯ МИНПРОМПОЛИТИКИ

Приватизация и сертификаты, сертификаты и приватизация… Вот уже почти год эта тема для определенной категории граждан столь сладостна и волнительна, что просто диву даешься...

Автор: Наталия Яценко

Приватизация и сертификаты, сертификаты и приватизация… Вот уже почти год эта тема для определенной категории граждан столь сладостна и волнительна, что просто диву даешься. Речь идет, конечно, не о работниках органов приватизации, коим эти бумажки до безобразия надоели. И не о населении, которое сегодня к ним безразлично, пожалуй, как никогда: перестал было Сбербанк в январе сего года выдавать сертификаты компенсационные, но небо на землю не упало, шахтеры с пенсионерами по данному поводу на улицы не вышли, работники сертификатных центров голодовок не объявили…

«Да на кой они нужны, ваучеры эти!» - возмутится читатель. И совершенно зря. Потому что с виду ничего не значащие бумажки в умелых руках и во многотысячных количествах могут принести все - и собственность, и деньги, и власть. Особенно если предусмотрительно обзавестись указом Президента...

Датированный 27 марта с.г. указ Л.Кучмы «О дополнительных мерах по компенсации гражданам потерь от обесценения денежных сбережений в учреждениях Сберегательного банка Украины и Укргосстраха» - это, будем считать, попытка третья. О двух первых попытках «конвертировать» не востребованные гражданами сертификаты в серьезные деньги «ЗН» писало еще в прошлом году. Если припоминаете, летом под приватизационные сертификаты возник проект создания Фонда социальной защиты населения (автор - народный депутат И.Квятковский), а в декабре - проект передачи облсоветам акций под сертификаты компенсационные и «исключительно для решения социальных вопросов» (авторы - восемь народных депутатов из парламентской группы «Единство» во главе с П.Лазаренко). Их роднила декларативность, краткость и отсутствие прозрачных процедур, что не могло не породить некоторых сомнений в искренности объявленных намерений. Существовал также и некий моральный аспект: насколько этично распоряжаться тем, что тебе (и даже всем вместе взятым депутатам) не принадлежит?

Судьба законопроектов складывалась по-разному, но конечный результат одинаков - оба не прошли. Помнится, закон, предложенный И.Квятковским и депутатами проголосованный, подвергся даже процедуре президентского вето - и весьма, с точки зрения «ЗН», справедливо. И вдруг - указ. Сработанный по той же схеме, столь же декларативный и вызывающий многие из тех же сомнений…

Что же предлагается - «с целью привлечения дополнительных средств» для компенсации гражданам обесценившихся вкладов, а также для «финансирования отечественных товаропроизводителей»? Поддержав инициативу Кабмина, Президент установил, что после 1 июля с.г. все не полученные гражданами компенсационные сертификаты (а это будет, надо полагать, ни много ни мало - более 70 процентов эмитированного их объема, более чем на 2 млрд. грн. по номиналу) передаются некоему «уполномоченному лицу», находящемуся в госсобственности (поговаривают, что это будет компания «Финпром»). «Лицо» - в полном соответствии с Государственной программой приватизации - отоваривает сертификаты на специализированном аукционе и получает энное количество акций приватизируемых предприятий. Это понятно. А дальше - какая-то скороговорка: «последующая продажа акций в соответствии с законами Украины» и передача сумм, «эквивалентных номинальной стоимости… переданных сертификатов, по мере их поступления» в госбюджет, на выплату компенсаций гражданам. Остальные средства направляются на нужды отечественных товаропроизводителей, в соответствии с «проектами, утвержденными Координационным советом по вопросам инвестиционно-клирингового сотрудничества». Контроль за деятельностью уполномоченного лица тоже осуществляет совет.

Что это за орган такой, о котором, уверена, ни читатели, ни даже многие специалисты не слыхивали? Изучая вопрос, я наткнулась на один-единственный абзац в прошлогодней информации агентства «Интерфакс-Украина»: да, было правительственное постановление о создании такого совета при Министерстве промышленной политики, и возглавил его сам министр В.Гуреев. Ничего больше широкой общественности за полгода не сообщалось, с чего бы это совету столь высокое президентское доверие, неизвестно.

А вообще, граждане, зачем нам огород городить и туман напускать? Почему бы не ликвидировать после 1 июля с.г. компенсационные сертификаты «как класс», тем более, что как единственный инструмент продажи акций по цене ниже номинала они себя уже исчерпали. А коль действительно охота рассчитываться с обобранным в годы инфляции населением, почему бы не выставить на ту же биржевую или конкурсную продажу пакеты акций? Да ради такого дела наш парламент даже с сильно «покрасневшим» в ходе выборов лицом внесет некоторые изменения в программу приватизации - если, конечно, таковые потребуются.

На наш взгляд, здесь может быть только один приемлемый ответ: схема под некоего неизвестного участника, с крайне расплывчатыми правилами игры делалась специально по заказу кругов, близких к Минпромполитики, которые, не исключено, сильно поиздержались в ходе избирательной кампании. Можно, конечно, предположить, что в результате договоренности с будущим покупателем акции попытаются продавать, скажем, по цене в полтора номинала (номинал отстегивая бюджету), а еще полтора (два, полноминала - возможны варианты!) в качестве «благодарности» пойдет в нужный карман. Но даже если ни единого злоупотребления не будет, ни в одной сделке не окажется и намека на сговор, то посредник все равно снимет сливки с миллиардного оборота - за услуги по продаже акций, которые с успехом и за зарплату мог бы оказать намного более квалифицированный аппарат Фонда госимущества.

Однако самым миленьким представляется финал указа: Кабмину в месячный срок предписывается утвердить порядок как передачи компенсационных сертификатов уполномоченному лицу, так и возвращения… в случае, если их использовать не удастся. А что потом? Может, последует передача другому «лицу», третьему?

Честно говоря, я не очень поняла и другое: почему в качестве реципиента избрано именно Минпромполитики, а не Минсоцзащиты с его многочисленными финансовыми прорехами или, скажем, Минздрав. Могу лишь предположить, что окружение у промышленников более пробивное и активное. Ибо сопротивление противников указа, по имеющейся у «ЗН» информации, было нешуточное.

И в заключение. Всего этого могло не быть, если бы Верховная Рада минувшего созыва не отлынивала от урегулирования вопроса, придумывая всяческие отговорки: дескать, Президент компенсационные сертификаты породил - пусть он с ними и разбирается. Разбираться, уважаемые народные избранники, все-таки придется вам, правда, в новом составе: указ в действие пока не вступил, подготовленный на его основе законопроект будет подан в Верховную Раду…