UA / RU
Поддержать ZN.ua

Плавная девальвация или форс-мажор? Прогноз курса гривни на 2024 год

Автор: Максим Орыщак

Текущую умеренную девальвацию гривни вполне можно объяснить сезонностью — спрос на валюту традиционно растет к концу года и сохраняется на довольно высоких уровнях до середины первого квартала. Также в определенной степени на текущую девальвацию влияет пауза в финансировании Украины. А вот чего ожидать дальше? Действительно ли сезонный фактор пройдет и вместо девальвации гривни стоит ждать ее укрепления в течение 2024 года?

В валютном прогнозе гривни на 2024 год есть два основных сценария. Один можно назвать умеренно-девальвационным. Он предусматривает медленное, но неминуемое ослабление нацвалюты Украины. Это базовый сценарий.

Альтернативный вариант — более пессимистичен. Но он активируется, только если международная финансовая помощь Украине окажется значительно меньше плановых ориентиров. Тогда к негативным для гривни макроэкономическим трендам, лежащим в основе базового умеренно-девальвационного сценария, может добавиться финансовый форс-мажор.

Читайте также: Экономические перспективы 2024-го для Украины

Макроэкономическая слабость украинской национальной валюты в 2024 году может быть обусловлена тремя основными факторами. Первый — это большой дефицит торгового баланса страны. Второй — сжатие реальной процентной ставки по гривневым инструментам с фиксированной прибыльностью. И третий — более слабый курс гривни в бюджете страны на следующий год.

В октябре 2023 года дефицит торгового баланса Украины составлял 2,95 млрд долл. Это рекордное значение за всю историю наблюдений. Предыдущий антирекорд в 2,3 млрд долл. был зафиксирован во время мирового кризиса 2008–2009 годов. Тогда девальвация гривни превысила 70%, курс качнулся с 5 грн за долл. США до 8,6.

К сожалению, в октябре прошлого года ситуация уже была хуже, чем в 2008–2009 годах. С учетом ноябрьских проблем из-за блокирования логистики через Польшу, дефицит торгового баланса по итогам 2023 года может обновить антирекорды. То есть в гривне уже накопилась макроэкономическая слабость, которая в полной мере еще не реализована. Следовательно, процесс девальвации лишь начинается. Вопрос в ее динамике и способности к переходу на обратный тренд.

Эта способность в первую очередь будет зависеть от объемов экспортного выторга (и здесь продолжение проблем на границе с Польшей — существенный отягчающий фактор), объемов денежных переводов от украинцев за границей и поступления в Украину кредитных и инвестиционных средств. Опосредованное влияние на обменный курс будет иметь процентная политика НБУ и валютные ограничения, которые будут сниматься только при существующих макроэкономических и финансовых предпосылках, что неоднократно подчеркивал НБУ.

Читайте также: Военные рельсы и локомотивы военной экономики

Несмотря на то, что валютные резервы страны — на высоком уровне и в течение этого года могут вырасти до 44,7 млрд долл., регулятор не сможет постоянно закрывать «дыру» в несколько миллиардов долларов в месяц на валютном рынке Украины. Это слишком рискованный сценарий. Именно поэтому МВФ настаивает на плавной девальвации гривни до 53,9 грн/долл. к 2028 году. Такой уровень необходим украинской экономике уже сейчас с учетом состоявшихся изменений.

Дополнительная проблема заключается в том, что в следующем году дефицит торгового баланса Украины сохранится. Базовый прогноз — нехватка 2,2–2,5 млрд долл. в месяц. То есть если не ослаблять курс гривни, дисбаланс в 2024 году еще увеличится. Следовательно, для стабилизации экономики будет нужно дополнительное, к озвученному МВФ, ослабление нацвалюты Украины.

Кроме сложности с торговым балансом, в 2024 году уменьшится привлекательность гривневых инструментов с фиксированной прибыльностью (банковских вкладов и гособлигаций). Из-за прогнозируемого роста инфляции с 5% г/г до 9–10% г/г (прогноз НБУ — 9,6%) реальные процентные ставки (ставка минус инфляция) в Украине в следующем году резко снизятся.

Сейчас, когда годовая ставка по банковскому вкладу составляет 12–13%, а инфляция — 5%, реальная прибыльность равна 7–8%. Но в течение 2024 года она может уменьшиться до 2–3%. А если из-за эффекта низкой базы в 2023 году прогноз НБУ относительно инфляции окажется заниженным, то реальная ставка по гривневым вкладам будет еще меньше, около 1% или даже будет равна нулю.

Читайте также: Деньги для победы. Есть ли альтернативы?

Из-за этого по мере ускорения инфляции в следующем году граждане будут разочаровываться в гривневых вкладах и традиционно конвертировать средства в иностранную валюту. Постепенная девальвация гривни в 2024 году лишь подогреет эти настроения.

Наконец, третий, бюджетный фактор слабости гривни. Бюджетный ориентир среднегодового курса гривни на 2024 год составляет 40,7 грн/долл. (прогноз МВФ — 41,4 грн/долл.). Чтобы максимально плавно прийти к этому значению, необходимо в первом квартале 2024 года вывести официальный курс на уровень 37,6 грн/долл. Во втором квартале — до 39,6, а в третьем и четвертом — до 42,7.

Первую цель НБУ уже достиг. В понедельник, 15 января, доллар на межбанке стоил 37,8 грн. Динамика в других кварталах может отличаться от описанной выше траектории, но чем быстрее ослабнет курс гривни, тем лучше для бюджета, резервов и экономики страны.

Вместе с тем умеренная девальвация на 10–12% в 2024 году в меньшей степени навредит восстановлению реальных доходов граждан. Международная финансовая помощь даст возможность провести индексацию социальных выплат и заработных плат, а плавность ослабления курса поможет защитить сбережения.

Отдельно стоит форс-мажорный сценарий для гривни. Если США и страны ЕС не смогут и в дальнейшем оказывать финансовую поддержку Украине в 2024 году в ожидаемом объеме, то последствия для нацвалюты будут варьироваться от очень плохих до катастрофических.

Читайте также: Блокада западной границы ударила по ценам на продукты

В бюджете Украины на 2024 год заложен большой дефицит в 43,5 млрд долл., из них 41 млрд — это международное финансирование, прежде всего от США. При предоставлении половины необходимых средств, то есть около 20 млрд долл., курс гривни нужно будет ослабить на 25–30%. С текущих 37,8 грн/долл. до 46–48 уже к середине 2024 года.

Если финансовая помощь будет ничтожно маленькой или ее не будет вообще, то курс гривни придется девальвировать на 40–50% до уровня в 50–55 грн/долл. В любом случае при форс-мажорном сценарии гривне придется преодолеть почти весь пятилетний путь девальвации, прописанный в плане МВФ, всего за год. Это, бесспорно, станет шоком для экономики страны и существенно скажется на стабильности валютного рынка. Остается лишь надеяться, что этот сценарий никогда не станет реальностью.