UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЛАН МАРШАЛЛА ДЛЯ УКРАИНЫ

Перерезав ленточку на церемонии открытия бизнес-форума ЕБРР-98, Валерий Пустовойтенко выразил надежду, что это была последняя преграда на пути бурного потока инвестиций в Украину...

Автор: Александр Гуревич

Перерезав ленточку на церемонии открытия бизнес-форума ЕБРР-98, Валерий Пустовойтенко выразил надежду, что это была последняя преграда на пути бурного потока инвестиций в Украину. А вот «домашняя заготовка» Леонида Кучмы к открытию ежегодного заседания Совета управляющих ЕБРР отличалась существенно меньшей оригинальностью. Первая ее часть, посвященная причинам торможения реформ в Украине, была откровенным перепевом его первой речи перед Верховной Радой образца 1994 года, а вторая, посвященная достижениям тех же реформ, воспроизвела известные тезисы его последних речей. Гораздо больше простора для размышлений дают выступления председателя Совета управляющих ЕБРР Филиппа Мейстадта и и.о. президента ЕБРР Чарльза Франка...

Открытый и закрытый сценарии политики ЕБРР

Дабы понять, что на самом деле скрывается за программными тезисами высших должностных лиц Евробанка, следует иметь в виду одну особенность мирового развития. Суть ее в том, что экономика развитых стран растет тем быстрее, чем выше уровень ее включенности в мирохозяйственные процессы, тогда как у стран второго-третьего эшелонов ситуация обратная. В этом воочию убеждает беспрецендентный спад производства в постсоветских государствах после открытия их экономик. Однако без участия таких стран в мирохозяйственных процессах расширенное воспроизводство капитала развитых стран невозможно.

Отсюда становится понятным, почему для последних крайне важно сохранение у остальных государств статуса развивающихся, т.е. не производителей самой современной высокотехнологичной продукции, приносящей наиболее высокие доходы, а ее потребителей, с одной стороны, и поставщиков сравнительно дешевой продукции низких технологических переделов и столь же дешевой рабсилы - с другой. Подготовка к такой роли ведется с помощью демонстрационного эффекта, который служит мощным средством насаждения среднемировых стандартов потребления и инфраструктуры его удовлетворения. Этой же цели служит практика «открытых дверей». Как мы убедимся ниже, именно эту функцию вместе с другими институтами ОЭСР осуществляет Евробанк в подопечном регионе.

По словам и.о. президента, основные принципы деятельности Банка, сформулированные в соглашении о его создании, - это воздействие на процесс перехода от плановой экономики к рыночной в регионе ЦВЕ, рациональное ведение банковской деятельности (рисковые операции должны быть уравновешены достойными доходами) и участие в тех операциях, на которые не решается частный сектор из-за политических и нормативных рисков. Чтобы обеспечить максимальный вклад в переходный процесс с одновременной компенсацией рисков, Ф.Мейстадт и Ч.Франк формулируют три основные цели, весьма симптоматичные с точки зрения реализации механизма формирования общества потребления в подопечных странах.

Первая цель связана с соблюдением так называемой «стратегии управляемого роста», или «географического упора». Согласно ей, к 2001 году треть годовых ресурсов Банка будет ориентирована на «продвинутые страны», т.е. на те, которые первыми будут приняты в ЕС. Это, по словам г-на Франка, обеспечит наиболее эффективное использование дефицитных финансовых средств. Другими словами, нужно так поддержать без пяти минут членов ЕС, чтобы при снятии всех таможенных и валютных барьеров население «новой периферии» было максимально готово потреблять продукцию своих более развитых «союзников».

Вторая цель имеет уже не географический, а отраслевой упор. Здесь он делается на те хозяйственные сферы, которые должны создать в стране операций не так благоприятный инвестиционный, как благоприятный потребительский климат. В первую очередь это - финансовый сектор, который должен научиться обслуживать предприятия малого и среднего бизнеса, не способного, естественно, составить заметную конкуренцию действующим в данной стране ТНК (их финансовое обслуживание осуществляют местные филиалы транснациональных банков). При этом местные банки финансируются и обучаются пользованию финансовыми инструментами, облегчающими потребление дорогой западной техники, типа лизинга и ипотечного кредитования покупки «предметов не первой необходимости» (автомобилей, сложных бытовых приборов, жилья и т.д.).

Вторым по важности сектором, куда Банк вкладывает средства (в совокупности на первые два сектора приходится две трети активов ЕБРР), является инфраструктура: объекты транспорта и телекоммуникаций, энерго- и водоснабжения, утилизации отходов и т.п. Все это опять-таки повышает стандарты потребления, но главное, обеспечивает сбыт соответствующих западных материалов и оборудования.

Банк также намерен, сообщили его руководители, вкладывать средства в добывающую промышленность, АПК, недвижимость (включая финансирование и предоставление гарантий строительных договоров) и туризм. Сообразительный читатель, видимо, уже догадался, что это - как раз те отрасли, которые обеспечивают Запад необходимыми природными ресурсами, а заезжих гостей - необходимым качеством услуг при тех или иных сроках временного пребывания.

Третья цель в докладе и.о. президента ЕБРР обозначена так: «активизировать поддержку высоких стандартов экономического и корпоративного управления для улучшения инвестиционного климата в регионе». Под высокими стандартами экономического управления имеются в виду административная, правовая и налоговая системы, слепленные с западных образцов, а также преступность и коррупция, пониженные опять-таки до привычного для Запада уровня. Под высокими же стандартами корпоративного управления - прозрачность отношений собственности, бухгалтерского учета, ликвидация взяток и других незаконных платежей. Следует, однако, обратить внимание, что весь перечисленный негатив служит существенным фактором сдерживания экспансии западного капитала (в том числе и не совсем «прозрачного») в чрезвычайно ослабленную кризисом украинскую экономику.

В этом контексте весьма симптоматично замечание Ч.Франка о том, что «проблемы экономического и корпоративного управления лежали в основе недавних экономических потрясений в Азии». Разумеется, проблемы эти многоплановы, но один из аспектов заключается в том, что указанные системы серьезно ограничивали доступ западного капитала в данный регион. Так что независимо от того, были ли потрясения вызваны объективными либо субъективными (т.е. спланированными) причинами, они значительно облегчили внедрение в экономику пострадавших от кризиса стран западных ТНК и ТНБ, чьими полпредами выступили МВФ и Всемирный банк. Другими словами, широкомасштабный финансовый кризис - это испытанное средство взлома всевозможных протекционистских запоров. Без такого взлома не может осуществляться расширенное воспроизводство мирового капитала.

Евробанк и другие

в Украине

В свете предыдущих рассуждений подписанные на сегодня Банком 26 проектов на сумму более $1,1 млрд. имеют тот самый «отраслевой упор», о котором говорилось выше: поддержка малого и среднего частного бизнеса, приватизированных предприятий преимущественно в пищевой индустрии, финансовых учреждений (в том числе путем покупки акций ряда ведущих банков), агросектора, энергетических предприятий, хозяйственной инфраструктуры. Акцент при этом делается на развитии малого и среднего бизнеса, где сосредоточены самые крупные инвестиции - две кредитные линии почти на $250 млн. В этом секторе создается костяк среднего класса - главного потребителя западной продукции. В то же время среди получателей кредитов вы практически не найдете представителей венчурных фирм: превалируют АО, МП, СП и т.д. с быстрым оборотом капитала и минимальным риском. Впрочем, даже такой риск Банк традиционно делит с украинскими коллегами.

Между тем ситуация в отечественной сфере высоких технологий катастрофическая. Соответствующий семинар в рамках бизнес-форума хоть и назывался «Стратегия инновационного развития Украины: роль науки и технологий», но с полным правом мог быть поименован «Подайте инноватору копеечку!» Судите сами: 6 тыс. ученых эмигрировали, еще больше выехало в длительные командировки, что нанесло ущерб экономике примерно на $1 млрд.; 90% предприятий об инновациях забыли напрочь; 70% продукции не имеют научного обеспечения (отсюда - низкое качество и работа на склад); если в мире свыше половины СП функционируют в машиностроении и химии, то в Украине - в сфере услуг...

В контексте заявления председателя Госиннофонда Владимира Чеботарева о том, что «Украина - это один большой инновационный проект», весьма примечательным оказался семинар «Возможности и перспективы синдицированного кредитования в Украине». Судя по выступлениям практиков данного вида финансовых услуг, речь об инновационном финансировании идет разве что в виде туманных перспектив. Не зафиксирован ни один национальный синдицированный кредит, а наши банки предпочитают выступать посредниками иностранных финансовых институтов, включая ЕБРР, превратившись, по сути, из кредитных учреждений в доверительные.

Таким образом, при почти 200 карликовых и полукарликовых по мировым стандартам банках, ни у кого из них даже мысли не возникает об объединении ресурсов для масштабного синдицированного финансирования, не говоря уже о слиянии. Особенно сия «местечковость» вызывала грустную улыбку во время пресс-конференции, посвященной открытию на этой неделе украинского филиала американского «Ситибанка» - одного из ведущих транснациональных банков мира. Дело в том, что, несмотря на вхождение в одну из самых прибыльных в мире финансовых холдинговых компаний - «Ситикорп», в апреле этого года было объявлено об объединении последней с компанией «Тревелерс Груп», что превратит их в самую крупную мировую финансовую корпорацию. Ну а пришел «Ситибанк» в Украину, конечно же, для того, чтобы представлять интересы американских ТНК и по мере сил «укреплять понимание рыночной экономической системы» (первый грант Киево-Могилянской академии на это благое дело составил $100 тыс.)...