Вскоре должны быть разработаны и утверждены Советом НБУ «Основные принципы денежно-кредитной политики на 2021 год и среднесрочную перспективу». И этот год особый по сравнению с предыдущими годами. С одной стороны, траектория инфляции в начале года, наконец, достигла определенной цели в 5% и сейчас временно находится даже ниже коридора 4–6%. С другой — спад в промышленности и мощный кризис эпидемии, охватившей Украину вместе со всем миром, повысили неопределенность в будущем и требуют нестандартных подходов для поддержания экономики и населения, в том числе и со стороны банковской системы. Падение мировой экономики и влияние карантина внутри нашей страны привели к снижению мирового спроса и, соответственно, к уменьшению темпов производства в экспортных отраслях, торговле, транспорте и сфере услуг в Украине (см. рис. 1, 2).
Для Украины основными рисками остаются падение мировых цен на основные товарные позиции украинского экспорта, возможный отток капитала с развивающихся рынков, негативное развитие геополитической ситуации на Востоке страны и прекращение реформ в рамках программы Stand-by с Международным валютным фондом.
В 2021 году НБУ должен продолжать политику гибкого инфляционного таргетирования, которая опирается на плавающий обменный курс, с акцентом на поддержание финансовой стабильности и экономики Украины в целом в условиях преодоления последствий кризиса.
Цель монетарной политики в 5% в год с возможными отклонениями плюс-минус 1% должна быть сохранена. Неизменность инфляционной цели и основных принципов монетарной политики и в дальнейшем будет стабилизировать ожидания вблизи от цели (см. рис. 3).
А большая прогнозируемость и невысокий уровень инфляции снизят ее волатильность, сделают доступными ставки по кредитным ресурсам и будут способствовать углублению финансового рынка.
Для поддержки восстановления экономического роста НБУ должен использовать гибкость структуры инфляционного таргетирования, допуская временное отклонение инфляции от цели, если это не будет препятствовать ее возврату в целевой диапазон. В частности, инфляция может отклониться от цели под действием ценовых шоков, не находящихся под непосредственным влиянием инструментов НБУ.
Национальный банк в условиях кризиса должен уделять больше внимания активизации банковского кредитования реального сектора экономики, но без угрозы для финансовой стабильности. Эту проблему следует решать вместе с правительством и другими ветвями власти также снижением кредитных рисков для банков путем структурных реформ.
Основным инструментом монетарной политики останется учетная ставка, которая определяет стоимость денег в экономике по сравнению с другими активами. В случае превышения прогнозом инфляции целевого показателя в 5% НБУ должен повышать учетную ставку. И, наоборот, снижать, если прогноз инфляции находится ниже целевого показателя.
НБУ может также применять при необходимости весь комплекс инструментов монетарной политики, а именно: интервенции на валютном рынке, операции РЕПО, операции СВОП и прочие.
Национальный банк в рамках режима инфляционного таргетирования должен продолжать применять плавающий курс. В пределах этой структуры НБУ должен накапливать международные резервы, которые являются буфером против шоков платежного баланса, как минимум до уровня достаточности согласно композитному критерию МВФ. Но вместе с этим НБУ должен сглаживать значительные колебания на валютном рынке, которые не связаны с изменением фундаментальных факторов в экономике, а вызваны, скорее, спекулятивными факторами или временными изменениями в спросе и предложении на рынке.
Кризис, вызванный пандемией, сформировал существенные вызовы для финансовой стабильности во многих экономиках мира. Вместе с тем банковская система Украины, в отличие от предыдущих кризисов, без сбоев прошла острейшую фазу кризиса: капитализация банков осталась на приемлемом уровне, бесперебойно работала платежная система, а отток депозитов был временным и не составлял угрозы финансовой стабильности в целом.
Новой задачей НБУ начиная с 2020 года стало регулирование рынка небанковских финансовых учреждений. Поэтому проведение оценки качества балансов и дальнейшее улучшение регулирования этого финансового сегмента будет новым вызовом для Нацбанка как регулятора финансовой системы.
В условиях кризиса НБУ задействовал широкий инструментарий для поддержки экономики. В частности, Национальный банк ввел:
- механизм долгосрочного рефинансирования сроком от 1 до 5 лет, который будет способствовать соблюдению устойчивых темпов роста экономики и создаст условия для оживления кредитования реального сектора — как малого и среднего бизнеса, так и крупных инфраструктурных проектов;
- своп процентной ставки, которая позволит банкам управлять процентным риском, а значит, будет стимулировать банки к разворачиванию кредитных программ для бизнеса и населения, а также к инвестициям на фондовом рынке;
- ряд регуляторных и надзорных послаблений.
Также Национальный банк рекомендовал банкам удержаться от выплаты дивидендов хотя бы до октября 2020 года, чтобы иметь возможность использовать все высвобожденные средства для поддержания экономики. Кроме того, смягчены требования к оценке кредитного риска: кредиты, реструктуризированные из-за карантина, не окажут негативного влияния на капитал банков.
Другим ключевым аспектом продолжения эффективной монетарной политики и надлежащего выполнения других функций Национального банка, определенных законом, является обеспечение независимости регулятора.
Мировой опыт показывает, что именно независимость центрального банка является гарантией того, что будет обеспечиваться ценовая стабильность, то есть инфляция будет находиться под контролем. И вместе с тем зависимый от прихотей правительства или политической власти центральный банк является генератором высокой инфляции, девальвации местной валюты, роста волатильности и потери в итоге макроэкономического равновесия в экономике.
Современная концепция независимости центробанка определяется как закрепленная законодательно институциональная способность проводить монетарную политику для достижения определенных целей независимо от директив или каких-либо других форм вмешательства со стороны политиков, правительства или других групп интересов. То есть центральный банк только на основе экономических факторов и обеспечения ценовой стабильности должен принимать решения об уровне учетной ставки (операционная независимость). Вместе с тем это должна быть гарантированная законом защита от политического давления в отношении не только монетарной политики, но и всех без исключения функций центрального банка как регулятора в сфере пруденциального надзора и регулирования, платежных систем и т.п. (политическая независимость). Также прибыль Национального банка должна быть подчинена основным целям — ценовой и финансовой стабильности и не зависеть от потребностей правительственного бюджета (финансовая независимость).
Аргументы в пользу независимости центрального банка в основном базируются на склонности политиков решать проблемы социального характера, занятости и экономического роста не за счет структурных реформ, что требует больше времени, чем продолжительность политического цикла. А скорее, за счет избыточной необеспеченной денежной эмиссии, которая может создать видимость улучшения в коротком периоде, но приводит к потере ценовой стабильности в перспективе. В долгосрочном периоде такие действия, как правило, приводят к устойчивой инфляции, не обеспечивая при этом дополнительной занятости, а также к снижению реальных доходов населения.
Другим аспектом независимости является прозрачность и подотчетность центрального банка. Прозрачная монетарная политика — это политика, которая является четко определенной (по правилам), понятной и простой, а также базируется на регулярной коммуникации центробанка с обществом. Фактически прозрачность должна решать проблему асимметричной информации между ним и обществом. Это уменьшает неопределенность в принятии решений субъектами экономики и повышает репутацию центрального банка. Прозрачность фокусируется на достоверности экономической информации, описывает процесс принятия решений и дает аргументацию об этих решениях, делает их объявление оперативным и для всего общества.
Элементы подотчетности включают обнародование и публикацию регулярных отчетов о монетарной политике, обсуждение и слушания в органах власти, средствах массовой информации, а также конференции, семинары и другие каналы коммуникации с обществом. Поэтому независимость обязательно должна сопровождаться усилением прозрачности и подотчетности в деятельности центрального банка.
А коммуникации Национального банка должны выстраиваться на принципах эффективности, прозрачности, понятности для широких масс, регулярности и равного доступа к информации. С целью доступности для целевых аудиторий с разным уровнем знаний в сфере монетарной политики и финансов должен быть применен дифференцированный подход изложения информации для лучшего восприятия факторов о решениях и результатах монетарной политики.
На одном из последних заседаний Совет НБУ вместе с его Правлением официально утвердил совместное заявление о неизменности монетарной политики и необходимости обеспечить независимость Национального банка Украины. В заявлении четко подчеркивается, что приоритетом монетарной политики остаются обеспечение ценовой и финансовой стабильности, содействие экономическому росту, политика инфляционного таргетирования, гибкого курсообразования, продолжение реформирования финансового сектора и продолжения сотрудничества с МВФ и другими международными финансовыми организациями и странами — партнерами Украины. Это позволит обеспечить макроэкономическую стабильность и более быстрое восстановление украинской экономики после текущего кризиса.
Все статьи автора читайте здесь.