Дело было в декабре 2004-го. В преддверии нового года парламент принял почти гениальный документ — Закон «О государственном бюджете Украины на 2005 год» за №2285-IV. Казалось бы, что же здесь гениального? Бюджет — это ведь рутина: доходы-расходы, субсидии-трансферты... А это смотря кто вносит бюджет. Этот вносил мощный авторский коллектив, которым де-юре руководил Виктор Янукович, а де-факто — Николай Азаров…
Законодатель установил, что в 2005 году частные предприниматели, работающие на едином налоге, должны платить страховой взнос в Пенсионный фонд согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV. Т.е. для того, чтобы предпринимателю шел пенсионный стаж, он обязан делать взносы в ПФ не менее чем с минимальной зарплаты. Поскольку минимальная зарплата с 1 января 2005 года составляет 262 гривни, госбюджетным законом «упрощенцам» предлагается ежемесячно платить в ПФ 0,32х262= 84 грн., иначе они месяц за месяцем будут терять пенсионный стаж. Таким образом, документ, принятый за неделю до начала нового года, фактически изменил ставки единого налога и нарушил указ Президента об упрощенном налогообложении. Можно долго рассуждать, что подобные действия категорически запрещены законами Украины, да что проку...
Ставки и порядок налогообложения нельзя изменять никакими законами, кроме налоговых. Изменения в налогах и отчислениях можно вводить в действие только через полгода после их опубликования, а никак не через неделю. Это элементарные вещи и должны быть известны Кабмину, который бюджет готовил, Верховной Раде, которая его принимала, и Пенсионному фонду, который выполняет «условно законные положения закона»! Самое интересное, что в бюджете на 2004 год чиновники из Кабмина Януковича—Азарова уже пытались проделать такой же фокус. Однако тогда подобные новации не прошли.
При принятии бюджета-05 ситуация в стране была революционно-критической, нужно было принимать хоть какой-нибудь бюджет. Вот и приняли не глядя...
А самое главное, госбюджетный закон игнорирует тот факт, что единоналожники взнос в Пенсионный фонд уже давно платят! Вообще-то об этом уже писали не единожды, но для «особо непонятливых», наверное, нужно повторить.
«Упрощенка» работает на основании указа Л.Кучмы, который, согласно переходным положениям Конституции, имеет силу закона. Отменять указ или ухудшать его положения автор не советовал бы никому во избежание проблем с социальной стабильностью в стране, ибо от этого зависят миллионы наших граждан.
Единый налог для физических лиц — это реальная сумма, один платеж в месяц и одна бумажка отчетности в квартал. При этом 43% от суммы единого налога идет в местный бюджет, 42% — в Пенсионный, остальное — в социальные фонды. Не будем сейчас говорить о тех предпринимателях из глубинки, которые платят 20 грн. налога, из которых в ПФ поступает только 8,40 грн. Самые многочисленные сознательные «упрощенцы», в том числе столичные, платят 200 грн., из них в ПФ — 84 грн., причем платят давно и честно.
К примеру, в 2000-м минимальная зарплата составляла 118 грн., 32-процентные отчисления в ПФ — 37,76 грн.; значительная часть «неупрощенцев» именно эти суммы показывала в официальной отчетности, остальная зарплата выплачивалась «в конвертах». А вот лучшие представители единоналожников честно платили 84 грн. пенсионного взноса в составе единого налога, и Пенсионный фонд не отказывался от этих денег.
Вот тут-то и начинается, пардон, «кидалово». Перечисляя налог, «упрощенец» указывает не только свою фамилию, но и идентификационный код. Казначейство дробит единый налог на составляющие и рассылает адресатам, в том числе и Пенсионному фонду. В райотделах ПФ заявляют, что отчисления от единого налога приходят одной суммой по всему массиву плательщиков без указания фамилий и кодов. Потому, дескать, эти суммы не вносились на их персонифицированные счета в ПФ начиная с 1998 года, когда вступила в действие первая редакция указа об «упрощенке». Мотивация: откуда мы знаем, что это именно ваши деньги?
Но ведь, повторимся, «упрощенец» при платеже свои реквизиты указывает, а вот казначейство и ПФ не смогли или не захотели решить элементарный технический вопрос. Говорят, программное обеспечение несовершенное…
Повторимся: эта комедия продолжается уже семь лет! Языком Уголовного кодекса это называется, кажется, преступной халатностью вполне конкретных должностных лиц при исполнении ими своих прямых обязанностей.
И вот свершилось! В январе 2005 года ПФ наконец-то решил персонифицировать платежи единоналожников. Или, проще говоря, сделать так, чтобы 84 грн., ежемесячно уплачиваемые Пенсионному фонду, таки попали на персональный счет «упрощенца» в ПФ. Но только для 2004 года! А как же быть с предыдущими годами? Ведь многие платят с конца 90-х! Впрочем, в райотделе ПФ сказали, что платежи до 2004 года, скорее всего, когда-нибудь персонифицируют. Но если частный предприниматель поменял район жительства и, соответственно, райотдел ПФ, то персонифицироваться нужно идти в старый райотдел. А почему? Нет ответа. Хотя логика подсказывает, что если раньше суммы, поступившие от единоналожников, не персонифицировались, то теперь можно было бы персонифицировать и по новому месту дислокации…
Особое звучание смена места жительства приобрела в Киеве. Например, Жовтневого райотдела ПФ уже давно не существует, поскольку с 2001 года стараниями столичной администрации в городе произошла админреформа. Часть Жовтневого района присоединили к Соломенке, часть — к Святошино. Куда теперь обращаться, чтобы персонифицировать взносы, уплаченные до 2001 года включительно? Пенсионщики только разводят руками…
С введением «условно законных положений» закона о бюджете-05 возникает еще одно «интересное кино». Взнос в ПФ (84 грн.) предлагается платить дополнительно к единому налогу, т.е. без учета того, что в 200 гривен налога уже включены пенсионные 84 гривни. А самое главное — работники райотдела ПФ утверждают, что с января 2005 года пенсионные отчисления из единого налога больше не поступают из Казначейства в ПФ, а направляются якобы в местные бюджеты! Но ведь это вопиющее нарушение положений указа об «упрощенке», который, напомним, имеет силу закона.
В ответ на все эти вопросы низовые пенсионные работники понимающе вздыхают и предлагают писать — в Кабмин, Верховную Раду или газету (чем и занимаемся). Когда же закончится весь этот «театр абсурда»?!
Кстати, закон о бюджете-05 содержит еще одну «пенсионную новеллу» — так называемый феномен 4100. Суть в том, что платеж в ПФ исчисляется как 32% от зарплаты, но только до суммы 4100 грн., а свыше, даже если зарабатываешь миллион, все равно платишь как с 4100. Получается, защитили доходы богатых от переплаты в ПФ! Помнится, на Майдане очень много говорили о социальной справедливости…
Итак, закон о бюджете-05 незаконно вторгся в пенсионное законодательство и в вопросы налогообложения, фактически увеличив единый налог для предпринимателей. И мало того, что незаконно вторгся, — его разработчики наломали при этом немало дров...
Порой складывается впечатление, что все эти напасти сваливаются на единоналожников, как снег в июле. И это при наличии огромного количества всяческих предпринимательских объединений, ассоциаций, профсоюзов и пр. Похоже, все эти «конторы» существуют только для политической карьеры и повышения благосостояния их вождей. А так — ни тебе аналитики, ни периодических изданий, ни планомерной работы с органами исполнительной власти, ни мировоззрения, наконец. Одни эмоции, да и то — постфактум...
Сегодня, правда, еще есть возможность что-то изменить. Теплится надежда, что исполнительная власть оставит наконец мелкого кустаря в покое. А если и станет принудительно приобщать его к пенсионному страхованию, то сделает это грамотно, по закону, а не посредством двойного налогообложения...