UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОСТРАЯ БЮДЖЕТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Все это было бы смешно, если бы не повторялось из раза в раз: парламент отвергает бюджетный проект, предложенный правительством...

Автор: Наталия Яценко

Все это было бы смешно, если бы не повторялось из раза в раз: парламент отвергает бюджетный проект, предложенный правительством. Атмосферу глубокого разочарования в нынешний четверг усугубили три обстоятельства. Во-первых, доработанный для рассмотрения во втором чтении законопроект — первое серьезное детище правительства В.Ющенко, а сам Виктор Андреевич всего лишь три недели назад в этом же сессионном зале получил ошеломляющую, в 296 голосов, депутатскую поддержку. Во-вторых, за каких-то двадцать минут до того, как стало ясно, что еще накануне остродефицитную голубую книгу под названием «Проект. Закон о Государственном бюджете. Киев, январь 2000 г.» можно сдавать в макулатуру, лояльные к Президенту фракции ВР объявили о создании парламентского большинства и не без некоей помпы взяли на себя ответственность «за успех социально-экономических преобразований, за повышение благосостояния людей». А также пообещали не жалеть живота своего для налаживания конструктивного сотрудничества Президента, Верховной Рады и правительства. Ничего себе сотрудничество…

Но больше всего разочаровало содержание самого проекта. Это в-третьих и в главных. Бюджет, в котором среди перечня защищенных статей внимательный читатель найдет лишь выплату процентов по государственному долгу, но отнюдь не основной суммы (планируется выплатить внешних долгов лишь на 7,1 млрд. грн., или что-то около 1,3 млрд. долл.); бюджет урезания социальных расходов, игнорирующий, в частности, бюджетные долги по зарплате и предлагающий начать жизнь как бы с чистого листа, бюджет, в котором правительство так резко потянуло одеяло на себя, что сразу 24(!) области стали дотационными и в среднем на 33% зависят от финансовых инъекций из центра, — такой бюджет вряд ли мог быть воспринят и принят. А если учесть, что в текстовой части законопроекта появилась новация, по сути, препятствующая автоматическому получению регионами половины суммы дотаций («Надо будет ходить кланяться господину Петрашко, начальнику Государственного казначейства», — сетовали в кулуарах региональные руководители), то против такого документа, по логике вещей, должны были бы выступить все сознательные депутаты- мажоритарщики. Однако много ли их, сознательных, осталось после трогательного слияния в депутатском большинстве?

«Бунт на корабле» затеяли левые, требуя признать проект бюджета неприемлемым и, в частности, противоречащим статье 22 Конституции, которая гарантирует, что при принятии новых законов или внесении изменений к законам действующим не допускается сужения содержания и объема существующих прав и свобод. Однако добились, по сути, лишь отсрочки постатейного голосования на три недели. Будем откровенны: если придерживаться буквы Основного Закона, то принятие украинских бюджетов последних лет стало бы почти нереальным. Потому что в каждом из этих документов есть статейка-другая, начинающаяся словами «приостановить».

Больше всего наши правительства любят приостанавливать действие отдельных положений закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы». По-видимому, не минует нас чаша сия и в 2000 году, хотя статья 31 проекта предусматривает точно тот же уровень «приостановки», что и год назад. Однако при постатейном голосовании депутаты наверняка наткнутся на внешне неприметную и даже социально справедливую статью 38, которая ограничивает размер максимальных пенсий с доплатами тремя заработными платами в отраслях экономики (с учетом оплаты труда работников КСП) по состоянию на декабрь 1999 года. Кто ж это у нас имеет пенсии свыше 500 гривен? Прежде всего на память приходят чернобыльцы…

Нет, автор этих строк, знающий проблемы пенсионеров и по жизни, и в теоретическом плане, ни в коей мере не против пенсионной справедливости, а всецело за. И безусловно разделяет тревогу премьера по поводу высокого — 1,3 млрд. грн. — дефицита бюджета Пенсионного фонда, который правительству нечем покрыть. Да разве это проблема нынешнего года, господа хорошие, и почему мы о ней вспоминаем только при прохождении бюджетного закона? Разве в 1998-м и 1999-м дефицит ПФ опускался ниже 1 млрд.? Может, дело пошло дальше полусырых проектов пенсионных законов, может, хоть что-то сделано в плане укрепления Пенсионного фонда кадрами? Только годы на календаре да кураторы (или, как принято говорить, «идеологи») пенсионной реформы меняются. И так практически в любой сфере нашей жизни, какую ни возьми…

Наш бюджет — заложник отсутствия реформ. Острая бюджетная недостаточность — от недостаточности экономической, а она, в свою очередь, — следствие глубочайшего кризиса власти и многолетнего паразитирования на государственных и корпоративных финансах. Новому правительству, где множество знакомых действующих лиц, это прекрасно известно, но оно не преминет развести руками: мы люди новые, на улице Грушевского не местные. Мы не фокусники, миллиарды из воздуха и доходы из неплатежей прежних лет делать не умеем. Чтоб хоть как-то свести бюджетные концы с концами, давайте в 2000 году срочно отказываться от бесплатного капитального ремонта жилых помещений граждан, предоставления бюджетных кредитов, бесплатного оказания услуг связи, бесплатного или льготного установления и пользования телефоном и сигнализацией, бесплатного или льготного санаторно-курортного лечения, бесплатного или льготного обеспечения автомобилями, бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением для лиц, которые проживают в сельской местности (кроме ветеранов и чернобыльцев), от освобождения от платы (или уменьшения ее размера) за жилье, коммунальные услуги, электроэнергию, газ, топливо членов семей тех лиц, которым указанные льготы предоставлены, бесплатного проезда всеми видами пассажирского городского и пригородного транспорта (кроме инвалидов первой и второй групп, пенсионеров), а также всеми видами междугороднего транспорта (кроме инвалидов первой и второй групп)…

Что ж, для подобных речей у премьера сотоварищи есть три недели. Пока не иссякнет эффект новизны нынешнего правительства. Или не настанет февраль, когда министру Митюкову предстоит идти на костер повторного второго чтения бюджета. Глядишь, кое-кого из депутатов переубедят и с региональными лидерами объяснятся — так сказать, наладят конструктивное сотрудничество.

А вообще не будем отчаиваться: еще никогда такого не было, чтобы бюджет в Украине не приняли. Если не зимой, то летом, если не удушающий, то просто очень плохой — но примут всенепременно. Не исключено, что даже бездефицитный. Можно будет и в Международном валютном фонде показать.

Наталия ЯЦЕНКО