UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОНА, ОНА ЗЕЛЕНАЯ БЫЛА…

«Зеленой веточкой» на дровах украинской экономики назвали НБУ Крокодилы ходят лежа. Из дневни...

Автор: Светлана Рябошапка

«Зеленой веточкой» на дровах украинской экономики назвали НБУ

Крокодилы ходят лежа.

Из дневника юнната

Неделя выдалась хлопотная и бестолковая - в основном за счет многословных дебатов в Верховной Раде по поводу двух отчетов. Отчитывался премьер за деяния правительства и Виктор Ющенко за Национальный банк и его действия в 1997 году. Сильно шумел парламент, без особой ярости (и без особых аргументов) отбивалось правительство, публика в кулуарах обсуждала «чемоданы компромата», якобы имеющиеся в распоряжении кадровых и идейных противников главы НБУ. Фракции и группы оттачивали друг на друге и на всех присутствующих смертоубийственные доводы pro и contra, а также цветистые сравнения и смачные эпитеты.

Автора, например, впечатлила картина, нарисованная представителем Руха: Национальный банк, мол, - это зеленая, живая веточка на засохшем дереве украинских властей, и рубить ее не следует. Рубить, безусловно, ни в коем случае нельзя, но сравнение уж больно печальное, поскольку на засохшем дереве зеленые ветки живут недолго.

Каков вопрос,

таков ответ

По ходу своего отчетного доклада Валерий Пустовойтенко сказал буквально следующее: «Приглашаю всех поискать ответы на три наиболее важных, на мой взгляд, вопроса: чем характеризуется нынешняя социально-экономическая ситуация? Что нам удалось сделать, а что нет? Каковы наши перспективы и каким образом мы можем перейти от нынешнего кризисного состояния к экономическому и социальному возрождению Украины?»

Автору кажется, что таких вопросов можно сформулировать не три, а тридцать три, но раз уж премьера интересуют ответы именно на эти вопросы - поищем. Чего не сделаешь, чтобы помочь правительству осознать…

Итак, ответ первый. Нынешняя социально-экономическая ситуация характеризуется в основном непечатными выражениями. Выражения становятся все более изощренными, поскольку участникам рынка и прочим хозяйствующим субъектам, молитвами правительства делать совершенно нечего - на досуге можно заняться и филологическими изысками. Характеризуется нынешняя ситуация и полной стагнацией официальной экономики, минимизацией официальных доходов, уходом от официальных операций. Что соберет налоговая в бюджетные закрома за сентябрь - октябрь, не знает, кажется, и сама налоговая. Но можно предположить, что даже если удастся (что вряд ли) содрать с ЕЭСУ фееричную сумму в 1,4 миллиарда гривен налоговой недоимки и штрафа, с доходами бюджета все равно будет туго.

Чего правительству удалось добиться? Полного впечатления (во всяком случае, возникшего у автора), что экономический рост начнется только тогда, когда бурно развивающаяся теневая экономика поглотит, наконец, хилую официальную. Потому что если все - в тени, то это уже не тень, а «объективная реальность, данная нам в ощущениях», пусть и не совсем приятных. Причем недолго уже осталось, поскольку теневые бюджеты правительство с парламентом давно научились верстать и даже выполнять. Неясно только, как исхитриться и начать выплачивать теневые пенсии. А если серьезно, то говорить о каких-либо достижениях правительства не приходится. В лучшем случае его сил хватало на поддержание плохой ситуации на грани очень плохой.

Отсюда и ответ на третий «важный вопрос» - о перспективах. Они вроде бы есть. Если, к примеру, правительство неожиданно прекратит маяться странной идеей о том, что оно способно управлять львиной долей собственности в стране и оставит экономику в покое - вероятно, кое-что в этой самой экономике выживет и даже начнет работать. Правительство в этом случае тоже без работы не останется, поскольку сможет все освободившееся от хлопот по госрегулированию и прочей коммерческой деятельности время посвятить своей прямой обязанности: обеспечению социальной защиты для тех, кто по болезни, по старости или по другим причинам не может прокормить себя сам.

Если первоочередная миссия правительства - бюджет для бюджетников, то для Национального банка священный долг и почетная обязанность - следить за здоровьем и стабильностью национальной денежной единицы (смотри статью 99 Конституции Украины). В эту пятницу Виктор Ющенко рассказал депутатам кое-что о деньгах. Поняли его не все, но «рубить зеленую веточку» и отставлять главу НБУ пока все-таки не стали. И на том спасибо.

Монетаризм -

это то, чего Украина не видела

Виктор Ющенко должен был отчитаться перед парламентом по поводу «работы Национального банка Украины, баланса его деятельности, сводного баланса банковской системы и распределения прибыли НБУ за 1997 год». Как и следовало ожидать, 97-м годом парламентарии не ограничились и решили «отвязаться» на главе НБУ в полный свой политический рост - у кого какой есть. «Вечно вчерашние» наши левые выглядели довольно забавно, поскольку их вполне очевидно занимала отнюдь не кредитно-денежная политика, а скорее задорная комсомольская страсть к обличительству и жгучее желание ущучить политических оппонентов - даже если те, как например Александр Мороз, имели к Нацбанку весьма касательное отношение. Но - к делу.

Сейчас, пока страна занята переживаниями (по поводу кризиса), самое время удариться в воспоминания. Год 1997-й - первый валютный коридор, увеличение объемов банковских вкладов населения, много нерезидентского ОВГЗ-доллара на бирже, время пополнения валютных резервов, недобора внешних займов и, как следствие - «перебора» в эмиссии ОВГЗ. И еще - кредиты правительству составили 96 процентов от всех эмитированных в 1997 году денег. Эту цифру мы приводим специально для любителей поговорить о кредитах для реальной экономики: под давлением правительства, которое всех нас настойчиво и безуспешно кормит, на благородные цели кредитования живого производства оставалось не более 4 процентов новоиспеченных денег. Так что когда Виктор Ющенко стоически объясняет депутатам, что Украина никогда не видела жесткой монетарной политики, с ним трудно не согласиться.

В четвертом квартале 1997-го нерезидент косяком стал уходить с рынка ОВГЗ, и тут настало другое время - время трат валютных резервов, подсчета сумасшедших долгов правительства и традиционных финансовых ужасов конца года.

Тем не менее к началу 1998 года НБУ пришел с резервом в 2,377 млрд. долл. По словам Виктора Ющенко, на сегодня у Нацбанка в резерве все тот же миллиард, о котором упорно говорили, что не миллиард он вовсе, а в лучшем случае полмиллиарда. Зато чего у Нацбанка много, так это ОВГЗ и других долгов правительства. Общая сумма того, что Минфин должен НБУ, составляет 16 миллиардов, из них 8,642 - по ОВГЗ-обязательствам. Все это добро предстоит рассрочить - что на пять лет, а что и на все двадцать.

Из того, о чем говорил глава НБУ, отметим еще пару моментов. Во-первых, Виктор Ющенко считает, что на сегодня гривня передевальвирована (слегка), а значит, можно ожидать некоторого укрепления официального курса национальной валюты. Во-вторых, у НБУ есть план насчет сохранения стабильности украинских денег и цен. Этим планом Нацбанк поделится с правительством в субботу 17 октября и посмотрит, что получится.

И еще - вопрос стабильности гривни напрямую связан с любимой темой депутатов «денег мало в обороте». Поскольку количество денег в стране занимает всех так, как будто речь идет об их количестве в собственном кармане, предпримем небольшой экскурс в этом направлении. Для простоты предположим, что в 1998 году валовый внутренний продукт в Украине составит 100 млрд. грн. По словам Виктора Ющенко, гривни в обороте нынче 15 миллиардов. Это «официальные» деньги, обслуживающие официальный ВВП. Кроме того, в стране оборачивается от 20 до 25 миллиардов долларов и марок, которые фактически обслуживают «серый» и теневой секторы экономики. И эти миллиарды ну никак не хотят превращаться в соответствующее количество национальной, но нестабильной, валюты - именно в силу ее нестабильности. Ну уходят владельцы денежных средств от почетной роли обладателей гривни. Таким образом, хотя суммарный уровень монетизации и составляет приемлемые 40 - 43%, но все-таки он зеленый. Как веточка. И гривневым он станет нескоро, а именно тогда, когда хозяйствующий народ снова привыкнет к тому, что национальная валюта не теряет своей цены.

Хорошо бы, чтобы это сообразили в правительстве и в парламенте, поскольку НБУ, со своей стороны, сделал все, что мог, но может он не все. Пока что из отчета правительства, озвученного Валерием Пустовойтенко, можно сделать только печальные выводы: опять у них «дефицит финансовых ресурсов», опять «усиление координационных функций государства», «процесс управления объектами государственной собственности» и все такое прочее, знакомое до слез.

И последний на сегодня факт природы. Усилиями Национального банка кризис пока что обошелся Украине не слишком дорого. Но в цене кризиса еще не учтена цена перечисленных выше усилий правительства. Влетят они нам в копеечку…

Светлана РЯБОШАПКА