UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ох уж этот рынок…

С первых дней независимости Украины мы слышим призывы, обещания и комментарии о "необходимости совершенствования рыночных отношений".

Автор: Александр Коросташ

Монотонная повторяемость этих речей давно превратила тему рынка в обыденный атрибут нашего медиа-пространства. Убаюканные граждане расслабляются и даже не пытаются задуматься над крамольным, казалось бы, вопросом: а существует ли вообще рынок в Украине?

Между тем никакой крамолы или тем более абсурда в прозвучавшем вопросе нет. И вот почему.

Как известно, рынок - это сфера товарно-денежного обмена объектами собственности, в процессе которого "собственность уступается, но стоимость остается". Стоимость (рыночная цена) зависит от баланса спроса и предложения объектов, предназначенных для обмена (товаров) и принадлежащих, естественно, их собственникам.

Понятно, что обмену (купле-продаже) предшествует процесс производства товаров. Любое крупное производство обеспечивается обязательным участием ряда факторов - земли, природных ресурсов, капитала, рабочей силы и т.д. Рыночный оборот всех факторов производства является составной частью рыночной экономики и гарантией ее стабильности. И наоборот. Исключение из процесса обмена хотя бы одного из этих факторов говорит о нетоварном характере производства и доказывает отсутствие национального рынка как такового.

Это теория вопроса, с которой вроде бы никто не спорит. А что же происходит на практике?

Земля, как известно, до сих пор у нас не продается. Камнем преткновения здесь объявлена цена, но не в теоретическом смысле (как ожидалось), а в сугубо практическом. Дескать, неоправданно низкая оценка украинской земли оставит нищими ее бедствующих продавцов, обеспечит сверхприбыль состоятельным покупателям, ну а под конец распродажи превратит Украину в сырьевой придаток Европы. На наш взгляд, участники "земельной" дискуссии не обращают внимания на главное обстоятельство, способное оградить украинцев от подобной перспективы.

Дело в том, что вложение в нашу землю одного-единственного евро из Европы автоматически включает Украину в число участников европейского рынка. Это значит, что стартовая цена гектара украинских черноземов должна быть никак не ниже среднеевропейской. Думается, что эта официально зафиксированная цена вполне устроит наших крестьян, протрезвит латифундистов и заставит арендаторов заняться переработкой сельхозпродукции.

Выходит, вся проблема сводится к валютной оценке земли, организации земельного банка и аукционов, где все расчеты будут проводиться исключительно в валюте.

Между тем эта схема не работает. Очевидно, из-за того, что власть не озаботилась предварительной расчисткой рыночного пространства. То есть до сих пор не аннулировала результаты жульнического захвата сотен тысяч гектаров сельскохозяйственных земель. Понятно, что такая расчистка ударит по карману влиятельных мошенников от "прихватизации" и создаст властям известные неудобства. Но, как говорится, на то она и власть, чтобы решать подобные проблемы.

Природные ресурсы Украины продаются, но их собственники от этого, как ни странно, не богатеют, а беднеют. В наиболее наглядной форме вся абсурдность ситуации видна на примере продажи украинского газа. И в самом деле, наши наемные служащие (госчиновники и всякие менеджеры) продают нам (народу Украины) нашу же, подтвержденную Конституцией, собственность (газ), установив на нее неподъемные для нас (европейские) цены, надеясь откупиться от нас оскорбительно мизерными субсидиями.

Попросту говоря, народу втридорога продают то, чего сначала его лишили. Не обидно ли?

Между тем железная формула обмена "собственность уступается, но стоимость остается" диктует нам совсем другую логику. Вся сверхприбыль от реализации украинского газа (по европейским ценам) должна не идти в карманы газовых монополистов, а распределяться между его собственниками, то есть поступать если не на индивидуальные валютные счета каждого гражданина Украины, то хотя бы в бюджет.

Почему и об этой схеме молчат многочисленные радетели народного благосостояния? Думают, растерявшиеся люди потратят валюту не туда, куда надо? Решили, что кто-то пристроит наши кровные лучше, чем мы сами? Или считают, что рентабельность "Нафтогаза" нужно повышать за наш счет? Думают, будто нормальная прибыль недостаточна для нормального развития украинской ГТС?

А может, все куда проще? Может, наших доброхотов исправно финансируют одиозные газовые монополисты? Те самые, которые боятся финансово независимых людей, умеющих распоряжаться своей собственностью и задавать властям неудобные вопросы. Как вы думаете?

Проблема рынка капиталов, достаточно сложная из-за ее закрытости, здесь не рассматривается. По той хотя бы причине, что выведение капиталов из офшоров и борьба с их незаконным оборотом - это на сегодняшний день не столько экономическая задача, сколько проблема правоохранительных органов. А у наших органов, как все знают, и без того забот полон рот. В общем, будем ждать, когда они созреют для офшоров, банков-прачечных, фирм-однодневок, а также депутатов-миллиардеров и министров-миллионеров. Но заметим, что ситуация, при которой больше половины украинских капиталов работают в "тени", делает наше ожидание очень нервным и нетерпеливым.

Самой вопиющей несуразицей украинского рынка является исключение из числа его участников наемных работников. Этот факт официально закреплен Законом Украины "О защите экономической конкуренции" в виде непризнания работников ни "субъектами хозяйствования", ни "участниками экономической конкуренции". Таким образом собственность работоспособных граждан Украины - их рабочая сила ("способность к труду") - одним махом выводится за рамки рыночных отношений. То есть товаром она не считается и, с формальной точки зрения, рыночной оценке не подлежит.

Между тем на европейском рынке наша рабочая сила - конкурентоспособный товар. Там она пользуется заслуженно высоким спросом и оценивается соответственно - на уровне европейских зарплат. Заметим, что знающие себе цену люди способны объединяться в дееспособные профсоюзы и вступать в переговоры с предпринимателями. Они могли бы корректировать структуру добавленной стоимости в свою пользу и заодно (а как иначе?) обеспечивать государство ресурсом, необходимым для реальных рыночных преобразований, латания дыр в бюджете и т.д. и т.п.

К сожалению, такой возможности мы пока лишены. По той причине, что нынешняя власть игнорирует факт слияния украинского рынка труда с европейским, чем безусловно вредит нам и создает трудности себе. Что имеется в виду? Во-первых, власть тормозит рост наших зарплат. Во-вторых, самовольно закрепляет за нами статус "послушных винтиков государственного механизма" (И.Сталин). И, в-третьих, симметричным образом вынужденно признает за собой столь обременительные для нее социальные обязательства.

Вполне понятно, что экономика, где все факторы производства имеют товарность весьма приблизительного свойства, не может быть ни эффективной, ни рыночной, ни социально ориентированной.

Реформировать такую экономику не только нужно, но и можно. Конечно же, не косметическими мерами, а реальными рыночными преобразованиями. Но первым, очень важным шагом в этом направлении должно быть достижение идеологического единства общества. Той сплоченности, которая не позволит обманывать нас ложными теориями и бессмысленной болтовней из разряда "авось, прокатит" и "скоро на деревьях будут расти булки".