Вряд ли сегодня во всей стране сыщешь хоть один город или поселок, где бы не столкнулись с проблемой из проблем - дефицитом местного бюджета. Уповать на солидные субвенции из бюджета государственного - более чем наивно, тем более в условиях нынешней экономической нестабильности. Тем временем концы с концами не сходятся с каждым месяцем все ощутимее: свою весомую лепту вносит обостряющаяся проблема коммунальных неплатежей. Бесконечные индексации стоимости этих услуг при вяло растущей, а то и месяцами не выплачиваемой зарплате привели к тому, что их удельный вес в расходах беднейших слоев населения возрос с прежде незначительных 1,5 - 2% до весьма ощутимых 10, а то и 25%. И рады бы люди заплатить за квартиру, да не из чего.
В мире эта проблема не нова, и с ней борются на двух уровнях: на потребительском, вводя ежедневную пеню за задержку платежей , и на уровне бюджета - путем привлечения заемных средств для покрытия временного дефицита плановых поступлений. Попросту говоря, при помощи муниципальных займов.
Подобных примеров в Украине пока немного. Один из них продемонстрировал Киевский городской Совет, приняв 23 мая с.г. решение о выпуске в обращение первичной эмиссии облигаций внутреннего муниципального займа на общую сумму 5,13 трлн. крб. со сроком погашения 3-8 месяцев.
Выпуск облигаций производится в безналичной форме в виде электронных записей на счетах покупателей с регистрацией в центральном депозитарии Украинской фондовой биржи. Соответственно, покупателями их могут выступать только банки и финансовые посредники, имеющие лицензию Минфина на право работы с ценными бумагами. Что можно трактовать однозначно: город сделал ставку на профессионалов. Облигации дисконтные, т.е. продаются на первичном рынке с определенной уступкой (дисконтом) от номинальной цены и в конце срока выкупаются эмитентом по номиналу, что и приносит доход их держателям.
Согласно проспекта эмиссии, источниками погашения облигаций являются : а) средства, привлеченные от размещения последней серии облигаций; б) доходы, полученные от продажи объектов, в которые были инвестированы средства предыдущих займов; в) резервный фонд эмитента, в который поступает 10 % средств от каждой эмиссии; г) средства, полученные от аукционов (конкурсов) на право инвестирования строительства объектов, продажи объектов незавершенного строительства и другие нетрадиционные источники финансирования ;
д) средства городского бюджета.
Эмиссию планируется осуществлять несколькими траншами, первый из которых в размере 750 млрд. крб. уже предоставлен для размещения на УФБ конторе «Мастер-Брок». 14, 17 и 22 августа из предлагавшихся 2000 облигаций номиналом по 50 млн. крб. продано соответственно 107, 7 и 19, причем на последних торгах - по цене в 42 млн. крб. (таким образом, дисконт составил 16%).
Неудача? Ничуть. Судя по отзывам брокеров УФБ, их клиенты склонны доверять муниципальным ценным бумагам. Низкий же объем продаж на первых трех торгах явился следствием того, что на фондовом рынке не было основных операторов - коммерческих банков, внимание которых последние две недели было сосредоточено на работе с валютными активами.
То, что ставка делается именно на киевские банки как на основных покупателей подтвердили и в самой госадминистрации. По словам заместителя начальника финансового управления Юрия Михайлика, на сегодняшний день имеются заявки на покупку облигаций от пяти коммерческих банков, в том числе и от крупнейшего в стране «Проминвестбанка».
Как дальше сложатся события на рынке муниципальных займов, покажет время. Пока же очевидно одно : из указанных в проспекте эмиссии источников покрытия ни один не может служить стопроцентной гарантией его своевременного погашения. Вряд ли в городе найдутся объекты, доходы от продажи которых перекроют инвестиции (в том числе средства, вырученные от размещения облигаций) уже через 3 - 8 месяцев. Обычно цикл воспроизводства капитала в строительстве бывает дольше, и выкупать предыдущий займ мэрии придется, скорее всего, за средства от размещения последующего. А это уже не что иное, как строительство финансовой «пирамиды», которой нужно уметь очень тонко управлять, чтобы она не завалилась.
Остается надеяться, что при при профессиональной игре дилеров, которых комиссии горадминистрации еще предстоит выбрать, и успешной продаже тех же объектов незавершенного строительства начинание города может увенчаться успехом.