UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нужно хотеть и уметь работать

Не могу не отреагировать на опубликованную в газете «Зеркало недели» 21 февраля 2009 года статью Романа Якеля «Бумеранг невозмещенного НДС»...

Автор: Николай Азаров

Не могу не отреагировать на опубликованную в газете «Зеркало недели» 21 февраля 2009 года статью Романа Якеля «Бумеранг невозмещенного НДС». В ней было сказано, что хронические задержки с возвратом НДС вошли в практику со времен вице-премьерства Николая Азарова. Вот уж воистину правдива народная мудрость: «Кто не помнит прошлого, у того нет будущего».

Кто немного знаком с проблемами налогообложения и, в частности, НДС, знает, что проблемы со сбором налога на добавленную стоимость начались чуть ли не с момента его введения в Украине. А почему так произошло? Потому что Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» был механически скопирован его разработчиками с соответствующих аналогов в европейском законодательстве. Я не ошибусь, если скажу, что именно этот украинский закон претерпел больше всего изменений и правок за время своего существования, причем эти изменения начались едва ли не через месяц после его принятия. Это говорит о том, что разработчики законодательного акта абсолютно не адаптировали его к работе украинской экономики, отечественных предприятий.

В принятом изначально виде закон об НДС лишь усугублял падение экономики Украины после распада СССР и разрыва экономических связей украинских предприятий. Достаточно напомнить, что ставка НДС была 28%, то есть почти треть оборотных средств предприятия должны были отдавать в бюджет.

Когда в 1996 году я начал создавать налоговую службу Украины, проблем было много. Астрономическая инфляция, нереальные бюджеты, которые постоянно не выполнялись, низкая налоговая дисциплина — это реалии того времени.

Нам удалось за короткий для такой работы срок создать одну из важнейших для страны служб, привлечь профессиональных работников, а потом и воспитать собственные кадры.

Налоговые платежи стали основным источником бюджетных поступлений: внутренние налоги в два раза превышали сборы от таможни, а это значит, что работала национальная экономика, и в первую очередь она наполняла бюджет (для справки: сейчас ситуация обратная).

Конечно, все проблемы до 2003 года не могли быть решены, поскольку я возглавлял налоговую службу, а многие вопросы, в том числе и проблема НДС, требовали решений Министерства финансов и всего правительства.

Кардинально ситуация изменилась в 2003 году, когда в Украине была совмещена должность первого вице-премьер-министра и министра финансов. Этот год стал первым в истории независимой Украины, когда был выполнен общий фонд Государственного бюджета, нормально заработало казначейство.

Тогда же, в 2003 году, мы вплотную подошли к проблеме полного погашения задолженности по НДС перед налогоплательщиками. Общая сумма невозвращенного НДС составляла около 20 млрд. грн., из которых 6 млрд. грн. были с просроченным сроком возврата. Почти никто тогда не верил, что нам удастся справиться с этой проблемой. Но мы справились и сделали это всего за один год.

В 2004 году в бюджете было предусмотрено полное погашение долгов по возмещению НДС путем выпуска НДС-облигаций под приемлемый для плательщика и государства процент. Эти облигации пользовались спросом и выкупались на рынке без всяких проблем. Кроме этого, был составлен жесткий график бюджетных выплат плательщикам налога на добавленную стоимость, чтобы не допускать накопления новых невозвратов. И еще тщательно отслеживались те суммы, которые заявлялись на возмещение из бюджета с целью предотвращения фиктивного возмещения.

Такими действиями мы добились того, что по состоянию на 31 декабря 2004 года задолженность по НДС равнялась нулю. И правительство Тимошенко приняло страну с отсутствием задолженности по НДС.

Я помню тогда удивленные лица иностранных экспертов различных мониторинговых миссий, которые приезжали в Украину для оценки экономических процессов в нашей стране. Одним из вопросов, который они всегда поднимали, была задолженность по возврату НДС. А это, в свою очередь, негативно влияло на их рекомендации по инвестиционному сотрудничеству иностранных компаний с Украиной. Так вот, когда к концу 2004 года мы показали отсутствие НДС-задолженности, все остальные вопросы уже не задавались. Международные рейтинги Украины тогда пошли вверх со значительным ускорением.

Причем хочу напомнить: все эти кардинальные позитивные решения были воплощены одновременно с началом налоговой реформы. Мы снизили в 2004 году налог на прибыль для предприятий с 30 до 25%, а налог на доходы физических лиц — с максимальной ставки 40% до единой 13%. А это — огромные средства, которые не были изъяты в бюджет и остались у отечественных предприятий и украинских граждан. И при всем этом, а также в сложнейшей политической ситуации — был год президентской кампании — нам удалось стопроцентно выполнить бюджет 2004 года.

В начале 2005 года произошла смена политической власти, и страной уже руководили люди, далекие от экономических проблем страны.

Что же касается периода, когда я во второй раз был первым вице-премьер-министром — министром финансов Украины (август 2006-го — декабрь 2007-го), то мы просто не успели разгрести то, что натворили прежние руководители в 2005—2006 годах.

Проблема НДС, как и многие проблемы сегодняшней жизни нашего государства, связана с тем, что у власти находятся люди, которые не умеют работать, не хотят учиться, не имеют жизненного опыта, но имеют несопоставимые амбиции.

Конечно, далеко не все проблемы в налоговой сфере удалось решить в то время, когда я работал в правительстве. Я достаточно самокритично смотрю на то, что сделано, и с пониманием отношусь к объективной критике. И поэтому хотел бы, чтобы факты не искажались, чтобы люди делали свои выводы, основываясь на правдивой информации.