Высший административный суд оставил в силе решения киевских судов по поводу дополнительной дотации Киеву за 2004 год в несколько сот миллионов гривен. Получается, Государственный бюджет Украины должен платить.
Дело о «киевском миллиарде» пока нельзя считать законченным. Но показательным — вполне…
Фронтовые хроники
…С переменным успехом и неслабым накалом Великая Битва За Миллиард тянется уже который месяц. Который месяц киевская власть ищет и находит — в киевских судах — свое первородное право на крупную дотацию из госбюджета. Процесс перетягивания «миллиарда» (971 млн. грн.) сопровождается грозными заявлениями и берущими за душу тирадами столичного головы об «ущемлении законных интересов всех киевлян». На призывы г-на Омельченко к справедливости и большим деньгам Министерство финансов отвечает, что средства на искомую Киеврадой дотацию в законе о госбюджете на 2005 год не заложены. Но разве это аргумент — по сравнению с «интересами всех киевлян»?
Нет, не аргумент, решили в двух судах — Киевском хозяйственном и Киевском апелляционном. И присудили спорные деньги отдать киевской власти. А киевское Казначейство (если кому-то кажется, что в тексте слишком уж много «киевского», то он прав — никуда нам от столичных обстоятельств не деться) в момент перечислило «всем киевлянам» львиную долю спорных денег — миллионов шестьсот. Причем киевские власти освоили добытые из казны сотни миллионов молниеносно.
«547 миллионов гривен, возвращенных государством в бюджет Киева, уже потрачены, и речи об их возврате быть не может», — сообщил городу и миру представитель киевской власти Владимир Яловой. И прибавил, что отвоеванные миллионы с пользой ушли за долги: «Средства были потрачены на погашение долгов по строительству метрополитена, долгов соцзащиты и долгов разных коммунальных предприятий».
В скобочках заметим, что долги и займы администрации Киева, как, впрочем, любой другой администрации, — тема отдельная, сугубо специальная. А пока, вместе со всеми киевлянами, констатируем, что метро ходит, соцзащита обеспечена и кругом теплый воздух, коммунальный обогрев, т.е. самое время выяснить — а о чем вообще речь? На что изведено столько казенной бумаги, новостных лент и политического темперамента? Проще говоря — откуда деньжищи?
Минус на минус дает плюс.
И большие проблемы
Чтобы понять, какого такого миллиарда добивается родная столичная власть от власти не менее родной, но центральной, следует всего лишь запастись терпением и знанием арифметики. Итак, «миллиард по-киевски» — это сумма дополнительной дотации из госбюджета, начисленной столице по итогам 2004 года. В свое время (см. госбюджет за 2004 год) было решено так: собрал Киев или Севастополь, или область какая, налогов больше запланированного — половину того, что сверх, положи в свой, местный, бюджет. А столице полагалось вообще сто процентов от «перевыполнения плана».
И вот, аккурат на исходе 2004-го, такое перевыполнение наступило. Причем наступило оно «весомо, грубо, зримо»: за последние десять дней года только налога на прибыль привалило 729 млн. гривен. Плательщики хорошие и разные — от энергокомпаний и операторов мобильной связи до простых банков — активно рассчитались с налоговой, перевыполнив план декадных поступлений в десятки раз. Мы говорим именно о десятидневных поступлениях, потому что есть специальный «Порядок определения и перечисления дополнительных дотаций…», в котором сказано, что «перечисление дополнительных дотаций из государственного бюджета в местные бюджеты осуществляется каждую декаду». Эта канцелярская абракадабра означает, что если в последней декаде декабря местный бюджет перевыполнил план, то расчеты должны осуществляться по результатам работы за год. В общем, за горячий революционный год Киев получил 15 млрд. 376 млн. грн. доходов (данные Госказначейства), из которых 742 млн. — и есть выданные на-гора в последней декаде года сверхплановые налоговые деньги. Что ни в коем случае не наказуемо.
Вот и вся присказка. А мы вплотную подобрались к обещанной нескучной бухгалтерии.
Перед тем как превратиться в спорный «миллиард», сверхплановые налоги прошли трудоемкую «кулинарную обработку» на казначейской кухне. В результате подсчетов, сколько гривен дополнительной дотации причитается столице, получилась интересная картина:
742,3 — 115,3 — (–344,4 ) = 971,4 млн. грн., то есть «миллиард»,
где 742,3 млн. грн. — перевыполнение годового плана поступлений;
115,3 млн. грн. — прирост суммы переплаченных налогов;
– (минус) 344,4 млн. грн. — доходы, поступившие согласно постановлениям Кабинета министров Украины образца 2001 года за номерами 1210 и 1270 (сумма возмещенного НДС).
Эта цифровая живопись настоятельно требует пояснений и объяснений. Чтобы не утомлять внимательного читателя, допустим, что загадочный «прирост суммы переплаченных налогов» — эта такая штука, на которую арифметически уменьшается дополнительная дотация. Уменьшается — и точка. К этой цифре мы еще вернемся. Сейчас гораздо интереснее с точки зрения формальной логики во-о-он те 344 миллиона в скобочках и с минусом.
По природе своей это — средства знаменитых НДС-счетов образца 2001 года, которые ушли из бюджета (потому и в бухгалтерии значились со знаком минус) в счет погашения переплаченного НДС, а потом ими предприятия выплатили бюджету ренту и дивиденды. Если уж очень хотелось, их следовало из дополнительной дотации вычесть, а не прибавить по принципу «минус на минус дает плюс». Более того, включать ли вообще эти суммы в расчет дополнительной дотации — вопрос весьма спорный.
Проверки и ответчики
Чуть раньше мы обозначили цифру в 115 миллионов и сказали, что на нее уменьшается сумма дополнительной дотации. Так вот вопрос — а правильна ли эта цифра? Ибо есть сомнения по этому поводу. Есть даже результаты коллективной — налоговая, Минфин и Казначейство — проверки обоснованности этих 115 млн., которые строго официально называются «приріст (з початку року) надміру сплачених податків та зборів».
На сей раз дело не в плюсах и минусах, а в чистой воды бухучете. Оказывается, если с плательщиков налога на прибыль не только взять налог за одиннадцать месяцев года, а еще и провести (что не было предусмотрено законом о госбюджете на 2004 год) соответствующую декларацию в карточках персональных счетов плательщиков, то сумма прироста уменьшится до знакомых нам 115 миллионов. А вот если проводку декларации не учитывать, то есть брать прирост в чистом виде, то окажется, что он значительно больше. В Минфине называют цифру 775 млн. грн. прироста, а мы ведь помним, что это — именно та сумма, на которую следует уменьшать размер дополнительной дотации.
После проверки и вытекающих из нее небольших, но сокрушительных уточнений дело выглядит так. Дополнительная дотация равняется перевыполнение годового плана по налогам минус прирост переплаченных налогов: 742,3 — 775 = –32,7 (минус тридцать два миллиона семьсот тысяч гривен). По этой математической логике власти Киева еще и «должны» госбюджету.
Впрочем, для полноты картины у нас есть и вполне понятные, здравые, но пока остающиеся без ответа вопросы. Ну, например. Вопрос первый, очевидный: бюджетный 2004 год фактически закончился 10 января 2005-го. Почему столичное Казначейство за эти десять дней не перевело в горбюджет дотационные деньги, если уж было зафиксировано превышение плана по доходам? А говорят, что оно, превышение, не было, сердешное, зафиксировано: никакой задолженности перед Киевом нету в отчете столичного отделения Госказначейства за 2004 год.
Далее. Почему г-н Омельченко озаботился «миллиардной» недостачей во вверенных ему киевских деньгах и повел возмущенных киевлян культпоходом под Кабмин только в начале осени нынешнего года?
Впрочем, куда водить и с кем ходить на всяческие выборы — глубоко личное дело любого гражданина и градоначальника, так что вопрос снимается. Но пока — только этот вопрос. На все остальные пикантные нестыковки межбюджетных отношений должен был ответить суд.
Положим, ответили даже два киевских суда: предписали Минфину и Казначейству обеспечить перевод дотационных денег в пользу киевских властей. Так ведь и эти уважаемые судебные решения выполнить без нарушения закона невозможно — ни теоретически, ни практически. Скорбная путаница никак не заканчивается. Судите сами: в текущем бюджете никаких денег на злополучную дотацию нет. По закону, чтобы эти деньги выкроить из имеющихся и уже расписанных по статьям казенных доходов, надо собирать Верховную Раду: изменения в уже действующий бюджет — прерогатива парламента.
Печаль ситуации усугубляется тем, что суд обязал «обеспечить перевод» именно Минфин и именно Госказначейство. А в «Порядке определения и перевода дополнительной дотации из государственного бюджета в местный бюджет в 2004 году» эта почетная функция была возложена исключительно на местные управления Казначейства, а никак не на Госказну и уж тем более — не на Минфин. Так что решение суда обязывает эти уважаемые учреждения нарушить закон о Государственном бюджете Украины и пару-тройку статей Конституции впридачу. Ответчики, а именно — Министерство финансов, Государственное казначейство, Кабинет министров Украины при поддержке Генеральной прокуратуры — на такие нарушения идти не хотят, а потому законопослушно хлопочут об отмене названных судебных решений.
600 с гаком спорных миллионов между тем то ли ухнули, то ли ахнули — и, как нам уже доходчиво объяснили киевские начальники, безвозвратно. В любом случае — жалко. Жалко бюджетников, на которых в 2005 году потратят на 600 млн. меньше. И жаль киевских налогоплательщиков. Ведь если городу придется возмещать неправильно полученные средства, то опять-таки — из кармана «всех без исключения киевлян».