Президенту Украины П.А. Порошенко
Премьер-министру Украины А.П. Яценюку
Председателю НБУ В.А. Гонтаревой
На публичное обращение к людям, несущим ответственность за финансовую систему Украины и финансы каждого отдельного украинца, мне дает право тот факт, что в 1991–
1992 гг. я руководил, отвечал и практически организовал с моими коллегами создание как национальной денежной единицы - гривни, так и независимой банковской системы. Не менее важен и мой опыт в преодолении валютного кризиса 2008–2009 гг., вызванного мировым кризисом, а также попытками некоторых высших должностных лиц обвалить гривню, еще в то время, до 14 грн/долл.
Моя оценка "вклада" в падение гривни главных ответственных лиц следующая. Команда Януковича - ответственна за девальвацию гривни до 9 грн/долл., война Путина довела падение гривни до 10 грн/долл., а за обесценивание гривни до 16 грн/долл. несут ответственность НБУ, экономический блок правительства, а также Президент и Верховная Рада - из-за их кадровой политики.
Не имеет смысла сейчас анализировать решения НБУ, почти все они непрофессиональны и ошибочны и сводились к административным ограничениям для бизнеса и населения, с одной стороны, и тесным и непрозрачным отношениям с узким кругом крупных банков, которые имели и имеют доступ к слишком большому и дешевому рефинансированию (это необеспеченная эмиссия), иногда под залог сомнительных активов, а также к валютным резервам НБУ, что позволяет им проводить арбитражные операции (возможность заработать до 10% за день на перепродаже валюты)! Также нет смысла анализировать деятельность экономического блока правительства, который вносил и вносит свой вклад в ускорение падения гривни. Его деятельность концентрировалась на новых внешних заимствованиях, использовании (уменьшении) золотовалютных резервов НБУ для проплат за внешние долги и критический импорт, а также на финансировании дефицита как госбюджета Украины, так и НАК "Нафтогаз Украины" за счет необеспеченной эмиссии НБУ...
К чему привели такие действия? К сожалению, не только к падению гривни, но и к валютно-ценовому геноциду самых бедных слоев населения Украины (которые всегда расплачиваются за ошибки чиновников), фактической приостановке деятельности банковской системы Украины - она работает с минусовым капиталом, не кредитует, не дает возможности украинцам легально приобрести валюту и снять депозиты, невовремя проводит платежи...
Однако и люди, и финансовая система еще живы, поэтому обращаюсь к вам с просьбой выполнить мои рекомендации, которые позволят остановить падение гривни и развал финансовой системы Украины и украинцев.
1. Увеличить предложение долларов на организованном легальном валютном рынке Украины.
1.1. Закрыть нелегальные каналы бегства капитала из Украины с помощью офшоров (в том числе денонсировать соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром), фиктивного импорта (доллары ушли за границу, а товары в Украину не зашли), фиктивного экспорта (товары ушли за границу, а доллары в Украину не зашли). Для надлежащего контроля за такими операциями ввести режим платежей Т+2 по валютным платежам, превышающим 10 тыс. евро. Валютные платежи и валютообменные операции на сумму свыше 100 тыс. евро должны быть проверены и завизированы ответственными сотрудниками НБУ и Государственной фискальной службы Украины (в частности, Гостаможни) с обязательным обнародованием полной информации на официальных сайтах соответствующих ведомств для общественного контроля и предупреждения коррупции. Такой режим должен действовать один месяц.
1.2. Налогово стимулировать возврат капитала в Украину путем взимания НДС одновременно с авансовыми проплатами по импорту, а также возмещать НДС экспортерам только после возврата валютной выручки, по всем контрактам.
1.3. Отменить все административные ограничения по операциям с депозитами, отменить принудительную продажу валютной выручки и других валютных поступлений, отменить налог с продажи валюты и налог на депозиты.
1.4. Закрыть экспорт России в Украину по всем позициям за исключением энергетических ресурсов.
2. Уменьшить предложение гривни на наличном и межбанковском рынках Украины.
2.1. Радикально уменьшить долю ВВП, перераспределяемую через Госбюджет и социальные фонды (сейчас более 50% ВВП, надо - не более 33% ВВП). Такой шаг значительно увеличит оборотные средства бизнеса и доходы украинцев, что создаст дополнительный спрос для роста ВВП и обеспечит его финансирование соответствующими денежными ресурсами. Более того, это прекратит эмиссионное финансирование государственного бюджета Национальным банком Украины, что положительно и радикально повлияет на курс гривни. Без такой реформы бюджета и пенсионной системы курсовая катастрофа неизбежна. Такие реформы правительства и являются базой той загадочной реформы, о которой много разговоров, но мало действий и понимания ее сути. Такие действия правительства будут непопулярными, ведь произойдет существенное сокращение высших учебных заведений, школ, больниц, районов, министерств, чиновников, пенсионеров с космическими пенсиями... Сокращать нужно все, кроме расходов на армию и культуру.
3. Немедленно начать политику инфляционного таргетирования. Без такой политики отпускать курс не только безответственно, но и вредно!
3.1. Начну с плавающего курса. Плавающий курс - это неотъемлемый элемент монетарной политики инфляционного таргетирования. Без введения другого якоря стабильности монетарная политика приводит к распаду валютно-финансовой системы, особенно в условиях неконтролируемой эмиссии, что сейчас и происходит в Украине! Сначала - в течение не менее года - плавание курса должно быть управляемым, а затем - свободным. Валютные интервенции центрального банка должны быть непериодическими и объяснимыми, то есть должны решаться разовые, ситуативные проблемы, возникающие на валютном рынке.
В условиях плавающего курса логично и правильно взять под контроль инфляцию. Причем на первом этапе - один год - я рекомендую ввести мягкое инфляционное таргетирование, которое соответствовало бы управляемому, свободному плаванию курса гривни в рамках курсового коридора от 13 грн/долл. до 17 грн/долл. на 2014–2015 гг.
Мягкое инфляционное таргетирование предполагает как высокие уровни инфляции (но не выше 10%), так и гибкие границы такого таргетирования. На 2015 г. НБУ следует установить цель по инфляции 8–12%. Еще раз подчеркиваю, что в рамках инфляционного таргетирования центральные банки не теряют полностью возможность влиять на валютный курс. Это влияние может быть как прямым (с помощью валютных интервенций), так и опосредованным, через управление ставками денежного рынка, которые на 2014 г. оптимально установить на уровне 22% с возможностью отклонения до 2 п.п. по кредитным и депозитным операциям НБУ, а на 2015 г. снизить этот уровень до 10% с отклонением 1 п.п., причем уменьшение ставок должно быть плавным по мере уменьшения инфляции и стабилизации курса.
3.2. Необходимо кадрово усилить НБУ и экономический блок правительства настоящими международно-признанными профессионалами. Дело в том, что центральные банкиры должны не только знать, что и как делать, но и чувствовать денежные, валютные рынки и макроэкономические пропорции - это настоящее искусство. Нельзя научиться управлять даже автомобилем по инструкции, а что уж говорить об управлении денежно-кредитными и валютно-курсовыми механизмами.
Но даже простое выполнение приведенных рекомендаций гарантированно остановит падение гривни, более того, курс откатится до 14–15 грн/долл.
Ректор Международного института бизнеса,
профессор А.В. Савченко