UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ ТАКОЙ ГОДОВЩИНЫ МЫ ОЖИДАЛИ

Два года назад, когда вводилась новая национальная валюта, ничто не предвещало возможной болезни гривни...

Автор: Виктор Пинзеник

Два года назад, когда вводилась новая национальная валюта, ничто не предвещало возможной болезни гривни. Она уверенно подхватила продолжавшуюся два предыдущих года тенденцию укрепления позиций украинской валюты. Был период, когда темпы укрепления даже беспокоили. Тогда, в первой половине 1997 года, это укрепление не было искусственным, как иногда кое-кто пытался представить. Ведь в то время Национальный банк не продавал, а покупал доллары, неплохо пополняя государственный запас, и так продолжалось не один месяц.

Сейчас гривня больна. Падает ее сила, курс к твердым валютам, а значит, и покупательная способность населения. Болезнь вызывает у людей страх, неуверенность в будущем. Многие уже ощутили черное, страшное дыхание 1993 года с его разрушенной финансовой системой. Неужели кошмар повторится?

Ответ на этот вопрос невозможен без правильного понимания причин болезни, а следовательно, и выбора методов лечения. Ведь и неправильный диагноз, и ошибочная терапия могут иметь не просто крайне отрицательные - катастрофические последствия. А подниматься на ноги все равно придется, но только тогда будет значительно труднее и больнее. Нужно будет на годы забыть об инвесторе, о таком явлении, как вклады населения в банки. Да и вся банковская система, и без того довольно слабая, будет просто разрушена.

К сожалению, общественному мнению пытаются навязать точку зрения, будто корни болезни гривни - российские. Мне это напоминает ситуацию 1993 года, когда бешеный рост цен пытались объяснить чем угодно, даже тем, что Солнце всходит со стороны России («Вот если бы оно поднималось с Запада, то и инфляции не было бы!»), только не тем, что действительно вызывает рост цен - постоянным печатанием и выпуском в обращение новых, дополнительных денег. Это крайне опасная позиция, которая, во-первых, не гарантирует от повторения подобных ситуаций в будущем, а во-вторых, может привести к рецидиву болезни. Ее последствия могут быть охарактеризованы словами известного российского политика: будущие поколения еще будут завидовать тому, как жили мы.

Девальвация национальной валюты обусловлена исключительно внутренними, украинскими, причинами. Российский финансовый кризис был лишь возбудителем проявления запущенной болезни украинской экономики, своеобразным градусником для которой является курс национальной валюты. Попытаюсь показать это на фактах, используя данные по состоянию до

1 августа 1998 года. Эта дата - своеобразный водораздел, поскольку финансовый кризис в России произошел именно в августе. Не надо быть специалистом, чтобы обнаружить приметы приближающейся грозы.

В предыдущие годы (1995-1996) национальная валюта укреплялась. Рост доллара отставал от роста цен на украинском рынке. В 1995 году курс доллара упал на 41%, в 1996-м - на 24%, в 1997-м - на 9%. С первых же месяцев нынешнего года тенденция стала совершенно противоположной: реальный курс доллара стал повышаться. Это характерная черта страшного 1993 года, только масштабы не те, соотношение другое. Впервые за последние четыре года курс доллара стал расти быстрее, чем цены. Это классическая форма проявления финансового кризиса.

Второй аргумент. В течение последнего года Национальный банк потерял 60% своих валютных резервов в связи с ростом спроса на американский доллар.

И аргумент последний, хотя и предыдущих было бы достаточно. Рост ставок доходности по государственным облигациям - с 22% в сентябре 1997 года до 70% в августе нынешнего, т.е. более чем в три раза. В три раза возросла цена заимствования правительством Украины денег! Причина налицо: чем рискованнее вложения (т.е. чем больше опасность невозврата), тем больше за этот риск приходится платить. А риск возврата возрастал. И корни его напрасно искать в августе, в сегодняшнем дне.

Детонатор взрывного устройства был взведен давно, и рано или поздно он должен был сработать. Специалисты предупреждали давно: при проводимой в последнее время экономической политике нынешний финансовый кризис неизбежен. Но, как говорится, пока гром не грянет - мужик не перекрестится.

Для понимания причин финансового кризиса придется вернуться к 1995 году. Как вы помните, тогда страна начала выходить из страшного периода гиперинфляции 1993-1994 гг., когда цены поднялись в 103 и 5 раз соответственно. В 1995-м рост цен снизился с 21,2% в январе до 4,6% в декабре.

Для преодоления инфляции необходимо было убрать ее последнюю причину - покрытие дефицита государственного бюджета за счет прямого печатания денег Национальным банком Украины. С этой целью перешли на новый, известный всему миру способ - заимствования, который не облагает все общество инфляционным налогом. Потому что если я, допустим, одолжил 100 гривен, а их правительство отдало в виде пенсий, то это не вызывает рост цен. У кого-то возник спрос на 100 гривен, у другого спрос на такую же сумму уменьшился.

В середине 1996-го инфляция уже измерялась сотыми процента, твердо удерживался курс национальной валюты. Этот уникальный период был использован для введения национальной валюты - гривни. Но этот период был уникальным и в другом плане. Впервые в истории независимой Украины появилась возможность перехода к росту экономики. И необходимые для этого решения были подготовлены - вспомним печально известный пакет законов «Экономический рост», который был подан в Верховную Раду Украины через два месяца после введения гривни. Реализация предложенных в нем мер позволяла, в частности, почти в два раза снизить уровень налогов, ввести заявительный принцип регистрации предприятий, резко ограничить количество лицензий, согласований у чиновников, ликвидировать страшное, уродливое явление украинской действительности - картотеку №2, запретить внесудебный арест счетов предприятий и их имущества, сделать прозрачным механизм использования бюджетных средств. На языке специалистов, речь шла о создании нормального инвестиционного климата, открытии дверей для инвесторов, без которых восстановление экономического роста попросту немыслимо.

Увы, проекты так и остались проектами: пакет законов оказался политически невостребованным и парламент его успешно провалил. А ведь принятие уже в 1997 году пакета законов по сокращению налогового бремени и дерегуляции обеспечивало бы рост в экономике на 2%, в последующем, 1998-м - на 10%.

Нередко приходится слышать: а нужно ли было вообще прибегать к заимствованиям? Неужели без этого невозможно было обойтись? Конечно, можно. Нужна была малость - утвердить бездефицитный бюджет. Но поскольку все ветви наших господ, товарищей и друзей даже слышать не могут такого слова, то финансировать дефицит нужно. Иначе незачем вообще придумывать какие-то законы о бюджете. А раз дефицит все-таки существует, то есть два способа его финансирования: печатать деньги, т.е. постоянно пребывать в условиях 1993-1994 годов, или же перейти к заимствованию, т.е. стать на неинфляционный путь.

Считать же причиной нынешнего кризиса заимствования - это все равно, что объявлять причиной пожара спички. Да, любые заимствования - это пирамида: возвращать приходится больше, чем одолжил. Но для пребывающей на подъеме экономики не составляет никакого труда управлять ею.

Вернемся, однако, к пакету законов «Экономический рост». Да, скажет кое-кто, хватили же наши ребята - 10% роста! Однако пусть результат получился вдвое меньшим - 5%. Ведь это 5 млрд. грн. валового внутреннего продукта дополнительно, что при нынешнем уровне налогов обеспечивает порядка 2 млрд. дополнительных поступлений в государственный бюджет и значительно превышает расходы на обслуживание государственного внутреннего долга.

Еще раз подчеркну: без подавления инфляции, для чего, собственно, и был необходим переход к заимствованию, невозможно говорить об экономическом росте. Только больные головы, которых у нас, к сожалению, немало, могут думать иначе. К тому же стабильность национальной валюты создает предпосылки для возврата «сбежавших» из Украины долларов, которые опять-таки нужны для экономического роста.

О последующих шагах пусть каждый рассудит по-своему. Но дело, в конечном счете, не во мне. Я вынужден был подать в отставку с должности вице-премьера. Дальнейшее пребывание в правительстве было лишено смысла: над судьбой дорогого мне дитяти - гривни - нависла серьезная угроза.

Хотя ничто в тот период еще не предвещало беды. Более того, внешне продолжали действовать некоторые положительные тенденции. НБУ имел проблемы с избытком долларов, покупал их в резерв; инвесторы спокойно покупали облигации правительства, цена на которые продолжала падать - до 22% в сентябре 1997 года.

Но счетчик уже был запущен. Правительство продолжало пожирать запас финансовой стабильности, созданный в предыдущий период.

При отсутствии перспектив экономического роста (а их не было и нет до сих пор) финансовая пирамида неизбежно должна была рухнуть. Стагнирующая экономика не может дать большего бюджета, нежели есть. А долг, как известно, платежом красен: одолжили 1000 гривен - возвращать нужно уже 1500. Попроси у инвестора эти 1500 - нужно возвращать уже 2250. Но всему этому есть предел...

Смешно думать, что правительство имеет дело с дураками, которые покупают облигации с тем, чтобы родное украинское правительство обеспечить ну вот позарез необходимыми ему деньгами. Можно надеяться на дураков. Но только надеяться, не больше. Несложные расчеты показывают, что при нынешней экономической политике возврат денег невозможен. Приведу данные о динамике расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга (млн. грн.), которые, на мой взгляд, говорят сами за себя:

Рост в семь раз, даже с учетом того, что 1998 год еще не закончился!

Итак, с каждым годом все большую часть нищего бюджета приходилось отвлекать для расчетов с кредиторами. Если в 1995 году эта сумма составляла 1,4% государственного бюджета, то в 1997-м - 4,2, 1998-м - уже 12,2%.

Реакцию кредиторов можно было предвидеть: стоимость заимствований резко возросла (плата за риск), многие нерезиденты стали выводить из Украины свои деньги, конвертировав их в твердую валюту.

С появлением рынка заимствований в Украине появилось два центра управления курсом национальной валюты - Национальный банк и правительство. Именно они своей политикой влияли на формирование цены национальных денег: НБУ - своими резервами, продавая или покупая валюту, правительство - привлечением валюты извне. Пока ситуация не была угрожающей, более того - пока инвесторы ожидали принятия решений, необходимых для восстановления экономического роста, в страну шел массовый поток долларов. В течение года после введения гривни продажа долларов в Украине почти на 9 млрд. превысила сумму годового экспорта. Происходило то, о чем раньше можно было только мечтать, - возврат твердой валюты в Украину. Честно говоря, казалось, что очень скоро стране можно будет отказаться от кредитов МВФ - ведь деньги сами плыли в Украину.

Но это не речной поток, направление которого изменить нельзя. С конца 1997 года, напуганные усложнением бюджетной ситуации, доллары начали «убегать» из Украины. И хотя мы привыкли считать вопросы регулирования курса прерогативой НБУ, причины следует искать не на улице Институтской. К слову, во многом благодаря адекватной, профессиональной реакции НБУ кризис не вырвался наружу еще раньше. А в отдельные моменты мы были ох как близки к нему!

То, что произошло в Украине, напоминает строительство дома, в котором заложен лишь фундамент. Заложен несколько лет назад (стабильность валюты достигнута), однако жить в доме нельзя - к возведению стен даже и не приступали. Понятно, что происходит в таком случае с фундаментом. Он неизбежно рушится и неминуемо разрушится. Именно это сейчас происходит на наших глазах. Вопрос лишь в том, произойдет ли это разрушение до конца - и тогда нам придется начинать стройку с нуля, в значительно, даже многократно более тяжелых условиях, или же удастся уберечь фундамент от разрушения...

Будет ли падение гривни? - нередко спрашивают у меня. Девальвация гривни уже произошла. В декабре 1997 года в обменных пунктах доллар продавался по 1 грн. 90 коп., сейчас - по 2 гривни 50 копеек. Девальвация - 60 копеек, или 30% за восемь месяцев. Это уже страшная цифра. Правда, многие из нас приучены: если уж бить - так бить. Но удар уже состоялся. Будет ли он последним?

Положение критическое. Но ситуацию можно спасти. Тот уровень курса, который отражают обменные пункты, можно удержать - при условии принятия грамотных и очень быстрых решений. Шансов, что они будут приняты, мало. Но они есть. Нужна сильная политическая воля. К сожалению, я не вижу в своей стране того уровня понимания ситуации, которого она заслуживает.

То, что делается сейчас, напоминает латание дыр. Да, сегодня и это необходимо. И некоторые решения в этом плане правильны, хотя не все приятны. Но не решается главная проблема: нет в Украине инвестиционного климата! Нету! И не будет поэтому в Украине инвестиций и экономического роста!

Господа, товарищи, друзья, не ждите чуда! Мы что, считаем Украину страной дураков и идиотов? Ведь инвестиционный климат - это не только и не столько налоги. Какой дурак будет инвестировать в стране, где свирепствует налоговая полиция, арестовывая счета и имущество предприятий? Рассчитывать можно только на частные инвестиции, но это же не государственная казна, из которой с легкостью можно угрохать 30 миллионов гривен в ремонт Крещатика. Это ведь свои, личные деньги! А свое никто не будет бросать в жернова чиновничьего аппарата. Неужели не понятно, что инвестиция начинается с регистрации предприятий? Да попытайтесь хотя бы раз пройтись по пути желающих платить налоги и инвестировать, поскольку ничего другого факт регистрации совершенно не значит. Попробуйте получить разрешение, согласование на новое строительство! Может, это тоже не имеет отношения к инвестициям? Или наши генералы не знали (тогда кто у них начальники?), что разрешение на въезд иностранцам в Крым - это тоже инвестиции? Кто будет вести какое-либо строительство в курортной зоне, если иностранцам на въезд необходимо разрешение?

Мы ждем налогов? Долго ждать будем! Да плевать хотели некоторые наши плательщики налогов на любое снижение их ставок. Они их вообще не платят. Картотека - прекрасный легальный способ не делать этого. Разве не понятно?

Я назвал только несколько болевых точек для предпринимательской деятельности. Но даже из этого перечня видно, что неразрешение подобных вопросов заставляет навсегда забыть об экономическом росте. Потому что никогда не будет кирпичей для строительства стен - того, что в экономической сфере принято называть инвестициями.

Я не могу понять, как в такой ситуации могла кому-то прийти в голову мысль продать 22 сентября сего года крупные, 25-процентные пакеты акций самых лучших предприятий за компенсационные сертификаты. Да ведь речь по сути идет о бесплатной, ничем не регламентированной раздаче государственного имущества, или я опять говорю непонятно? А ведь эти деньги могут спасти государство...

Если меры по жесточайшей экономии государственных средств, по созданию нормального инвестиционного климата приняты не будут, Украину ждет жесточайший финансовый кризис. И никакие заграницы, международные валютные фонды нам не помогут. Даже если удастся удержать ситуацию сегодня - кризис неминуем в будущем.

Повторюсь: шанс удержать ситуацию под контролем и начать выход из кризиса есть, но нужны быстрые решительные меры. Промедление смерти подобно.