UA / RU
Поддержать ZN.ua

НДС-СЧЕТА: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Крутые повороты хода введения в Украине специальных счетов для расчетов по НДС уже почти не удивляют...

Автор: Виталий Кукса

Крутые повороты хода введения в Украине специальных счетов для расчетов по НДС уже почти не удивляют. Сначала президентский указ об отмене всех предыдущих президентских указов по этому поводу выскочил было в эфир, потом — видимо, по незримым подковерным причинам — это сообщение было аннулировано, чтобы все-таки появиться уже после праздников. Не успели предприниматели радостно поделиться друг с другом новостью, как выяснилось, что идея НДС-счетов возродилась в поданном Президентом на рассмотрение ВР внеочередном законопроекте (уже втором — первый был зарегистрирован нардепами Сергеем Буряком и Виталием Хомутынником за день до не состоявшегося 1 апреля введения спецсчетов).

С одной стороны, законодательное урегулирование вопроса представляется более правильным, чем «ручное»-указное. Да и у финансово-политических кругов — как лоббировавших, так и препятствовавших нововведению — появился люфт по времени, чтобы соблюсти свои интересы. А на самом деле, похоже, устав выслушивать «ходоков» от всех заинтересованных и незаинтересованных в новшестве сторон, глава государства мудро переложил ответственность за реформу системы обложения НДС на парламент: пусть разные «группы влияния» доказывают ее необходимость или вредоносность непосредственно друг другу.

Проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины по отдельным текущим и отдельным регистрационным счетам плательщиков налога на добавленную стоимость» Леонид Кучма внес в Раду как внеочередной. Это значит, что он может быть рассмотрен уже на будущей сессионной неделе. Законопроект Буряка—Хомутынника «О внесении изменений в Закон Украины «Об НДС» и некоторые законодательные акты (о введении налоговых счетов)» внеочередным не является, но, по логике, должен быть рассмотрен одновременно с президентским. Оба поданных в парламент законопроекта — №5333 (депутатский) и №5333-2 (президентский) — очень похожи, и, скорее всего, не составят друг другу реальной конкуренции. Разве что в порядке пиара молодого и перспективного В.Хомутынника.

Главным изменением, вносимым обоими законопроектами в налоговую систему, является не техническое введение отдельных счетов для расчетов по НДС, а законодательное закрепление «кассового метода» налогового учета. Соответствующее изменение — «оплата товаров и услуг» вместо «поставка товаров и услуг» в качестве события, образующего налоговое обязательство, — предлагается внести в ст. 7 Закона «О налоге на добавленную стоимость». Как уже отмечал ряд экспертов, без кассового метода функционирование системы НДС-счетов существенно усложнилось бы. Предприятиям приходилось бы пополнять спецсчета из оборотных средств по факту каждой поставки без предоплаты, что сказалось бы как на крупных поставщиках, в т.ч. экспортерах, так и на малом и среднем бизнесе.

Напомним, что после 1 апреля Государственная налоговая администрация, а потом и Минфин высказались за возможность обратного перетока средств с НДС-счета на расчетный. Мотивировалось это несвойственной для фискалов заботой о благополучии отечественных предприятий — дабы не допустить вымывания их оборотных средств. 359-м постановлением правительства и первоначальной «философией спецсчетов» такая возможность не предусматривалась. Причем делалось это специально во избежание злоупотреблений с возвратом НДС, возможных при подобном перетоке.

Оба законопроекта реализуют эту норму следующим образом: возврат возможен в объемах, не превышающих суммы, которую предприятие само перечисляло со своего основного счета на НДС-счет. Средства же, поступившие на спецсчет от другого предприятия, перевести на свой текущий счет невозможно. Поэтому фирмы-«бабочки» не смогут переводить на свой текущий счет и снимать наличными суммы НДС, поступившие на их спецсчета от других предприятий, поскольку сами они туда деньги с расчетного счета не перечисляли. Зато облегчается возвращение в оборот предприятия сумм НДС, возмещенных из бюджета. Ведь, чтобы получить налоговый кредит, а потом, соответственно, получить возмещение этих средств из бюджета при экспорте, необходимо сначала перечислить суммы НДС, начисленные на стоимость сырья, товаров, энергоносителей и т.д., со своего спецсчета на спецсчета других предприятий-поставщиков. А для этого экспортеру необходимо сначала пополнить его со своего текущего счета. Эту сумму, которая в качестве возмещения поступит на спецсчет при экспорте, можно будет снова вернуть на свой текущий счет.

Эти законопроекты предполагают разрешить схему «обратного перетока» лишь тем предприятиям, у которых отсутствует задолженность по НДС.

Прописан в законопроектах и механизм автоматического возврата НДС. «Вводится единая система бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость без деления на бюджетное и экспортно-импортное. Возмещение средств предлагается производить через органы Госказначейства по заявлению налогоплательщика. Эта норма направлена на решение проблемы задержек с возмещением налога со стороны налоговых органов», — говорит соавтор депутатского законопроекта Виталий Хомутынник.

Оба документа после введения спецсчетов предполагают поэтапное снижение ставки НДС с 20% сначала до 17, а затем до 15%. Однако если законопроект Буряка—Хомутынника предлагает начать эту работу с 1 июня 2004 года (до 17%) и с 1 января 2005-го (до 15%), то президентский — с 1 января 2005 года до 17 и лишь с 1 января 2006-го — до 15%. Видимо, чтобы перестраховаться от снижения налоговых поступлений в результате нововведения.

Это не единственное различие двух законопроектов. Например, в случае реализации товаров, работ или услуг по ценам ниже цены приобретения, согласно законопроекту №5333-2 (президентскому), объект налогообложения определяется исходя из цены приобретения. Для участников бартерных операций президентским законопроектом предусмотрено требование о взаимной уплате НДС. Имеется ряд технических различий в порядке использования спецсчетов.

Но наиболее интересное нововведение, предлагаемое президентским законопроектом, — солидарная ответственность плательщиков НДС за нарушения налогового законодательства. Согласно пункту 7.4.6 законопроекта, она устанавливается «в случае обнаружения нарушений налогового законодательства», существует «на всех этапах купли-продажи товаров (услуг)» и выражается «в виде лишения налогоплательщиков права на отнесение этих сумм НДС на налоговый кредит» (что происходит с этими суммами дальше, в законе не сказано).

Как видим, различия между законопроектами №5333 и №5333-2 не столь принципиальны, чтобы существенно затруднить принятие одного из них в качестве базового или вообще объединить их. Если, конечно, воспользовавшись ситуацией, никто не подаст третий вариант законодательных изменений. Так, по мнению Вадима Эпштейна, автора статьи «Способ проведения взаиморасчетов по НДС с открытием и использованием специальных счетов НДС», на которую оформлено авторское свидетельство, заложенные в обоих законопроектах механизмы — разделение финансовых потоков с открытием и использованием отдельных счетов со специальным режимом использования средств после разделения финансовых потоков — полностью соответствуют сути и основам запатентованной разработки. На базе которой в 2001 году народный депутат Николай Песоцкий подал аналогичный законопроект (в отличие от нынешних, умещавшийся на одной странице). В.Эпштейн по-прежнему намерен отстаивать авторство разработки (мотивом которой, по его словам, послужили сложности с возвратом НДС у СП «Интерсплав»), на которую претендует еще и Научно-исследовательский финансовый институт при Минфине.

Итак, борьба за введение спецсчетов входит в новую стадию. Выльется ли она в открытое противостояние между влиятельными финансовыми группировками — покажет время. По одной из версий, главными лоббистами «нового порядка» выступают крупные экспортеры (которых особенно много на востоке Украины), а противниками — политическая сила, имеющая родственников в налоговой службе и неплохо зарабатывающая на «откатах» при старом порядке возврата НДС. По крайней мере, не всем экспортерам в последнее время удавалось возмещение даже при наличии тесных связей в правительстве. А ставки «откатов», как отмечали многие предприниматели, во время всех этих пертурбаций с введением-невведением НДС-счетов заметно выросли.

Кстати, с отменой постановления Кабмина осталась неясной и судьба эксперимента по автоматическому возмещению НДС для крупных экспортеров (тех самых, с объемом экспорта в прошлом году более 250 млн. грн. и балансовой стоимостью основных фондов — не менее 100 млн. грн.). Им придется ждать закона. А у налоговой остается надежда на подзаконные акты, увеличивающие количество проверок при возмещении средств на спецсчета из госбюджета, а также при «обратном перетоке».