UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАСКОЛЬКО СОЦИАЛЕН «СОЦИАЛЬНЫЙ» БЮДЖЕТ

Комитет ВР по вопросам социальной политики и труда сел за стол переговоров с представителями проф...

Автор: Ольга Ваулина

Комитет ВР по вопросам социальной политики и труда сел за стол переговоров с представителями профильного министерства, Пенсионного фонда, Министерства финансов и других заинтересованных ведомств, дабы скорректировать свои предложения к главному финансовому закону страны на 2002 год.

Правительство презентовало депутатам свое бюджетное детище, назвав его «социальным». Данное прилагательное министр финансов Украины Игорь Митюков объяснил тем, что не менее 52% расходной части планируется направить на социальные нужды. Кроме того, министр отметил новаторский подход к формированию госбюджета-02. Во-первых, по его словам, предлагается наделить большими финансовыми полномочиями (по части обеспечения социальных программ) местные бюджеты. А во-вторых, нынешний бюджет составляется «не вообще, а по программно-целевому принципу». Это значит, что под каждую конкретную социальную программу будет подведена отдельная строка бюджетного финансирования.

В контексте разговора о «социальности» председатель парламентского комитета социальной политики и труда Валентина Гошовская отметила ряд «нестыковочек» законодательно-арифметического порядка. Так, обоснование социального блока статей не подкреплено данными о размерах государственных социальных гарантий на следующий год. А их, эти гарантии, в виде социальных нормативов, согласно действующему законодательству, правительство должно подавать вместе с проектом Государственного бюджета. До сих пор так и не определены уровень минимальной заработной платы, минимальной пенсии по возрасту и необлагаемого минимума.

Председатель комитета отметила, что декларируемое правительством реформирование системы оплаты труда невозможно без повышения реальной зарплаты граждан, без поэтапного «подтягивания» размера минимальной зарплаты к прожиточному минимуму. Депутаты ратуют за установление минимальной зарплаты на уровне 165 гривен. Правительство же предлагает 140, и в проекте госбюджета на эти цели заложено 2 млрд. грн. По мнению Валентины Гошовской, такая сумма не позволит ввести в действие новый норматив и повысить зарплату работникам бюджетной сферы на 25%.

В свою очередь министр труда и социальной политики Украины Иван Сахань считает невозможным поднять планку минимальной зарплаты до 165 грн., так как не видит реальных финансовых возможностей. По его словам, повышать норматив можно лишь при увеличении фонда оплаты труда. А такого роста фонда в следующем году не ожидается.

Как известно, тотальную борьбу с отечественной бедностью правительство объявило на ближайшее будущее приоритетным направлением своей деятельности. Правда, пока еще не принят закон и отсутствует сама дефиниция бедности так таковой, но на уровне цифр борьба уже ведется. Парламентские социальщики считают, что в предложенном варианте бюджет-02 не сможет стать инструментом полноценной реализации государственной стратегии преодоления бедности. А применение в социальной практике, скажем, для адресной помощи предложенного в статье 37 финансового обеспечения прожиточного минимума на уровне 80 грн. (на одного человека, что составляет 23% от утвержденного прожиточного минимума) не сможет реально помочь малообеспеченным.

Общий уровень социальности законопроекта «О Государственном бюджете Украины на 2002 год» Иван Сахань проиллюстрировал на проблемах инвалидов. По данным органов труда и социальной защиты населения, для стопроцентного выполнения государственных обязательств перед инвалидами страны необходимо 2, 488 млрд. грн. Однако многие программы их социальной защиты, заявленные в документе, «оценены» на 30—40% от потребности.