Косвенное подтверждение тому, что Партия регионов, руководящая и направляющая сила нынешней правящей коалиции, больше не против выборов, а всецело за, появилось еще задолго до сообщения о достижении известной договоренности между президентом Ющенко и премьером Януковичем. В пятницу днем, 4 мая, остатки парламента с пылу-жару рассматривали любопытный документ — кабминовский законопроект №3509 от 3 мая 2007 года о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины на 2007 год. И докладывавший по этому поводу первый вице-премьер Николай Азаров — о, чудо! — ратовал за выделение денег не на инвестиционно-инновационные вложения, эффект от которых, если и случится, то через многие годы, а на презренную социалку. На то самое «популистское проедание государственных ресурсов», которое еще несколько месяцев назад не уставал развенчивать Минфин.
Маятник качнулся в пользу льгот и социальных выплат — жди начала новой предвыборной гонки. Все просто, как апельсин, и примитивно, как предвыборная листовка.
И деньги на повышение зарплат и пенсий в стране, оказывается, имеются. Несмотря на то, что пол-апреля все более или менее видные кабминовские деятели пугали нас (или самих себя?) катастрофическими картинами разбалансированности экономики и ненаполнения бюджета в случае, если президент немедленно не отменит своего решения о роспуске ВР и не восстановит статус-кво.
Сейчас денег, по-видимому, завались. ВВП растет, инфляция в апреле нулевая. Поэтому правительство расщедрилось и по части повышения пенсий, и по части роста зарплат.
Практически не замеченными экспертами остались постановления Кабинета министров от 25 апреля и 3 мая с.г. А зря. По словам Н.Азарова, в 2,5 раза увеличивается норма расходов на питание и медикаменты для ветеранов войны. Кроме того, с 1 мая 2007 года повышается уровень пенсионного обеспечения 388 тыс. инвалидов войны и участников боевых действий. В частности, минимальные пенсионные выплаты инвалидам войны первой группы возрастут до уровня средней заработной платы (СЗП) работников, занятых в отраслях экономики, за 2006 год. Инвалидам войны второй группы – до 90, третьей – до 80%. Участники боевых действий будут получать 70% СЗП работников, занятых в экономике.
В комментарии министра труда Михаила Папиева эти уровни поданы в гривнях: с 1 мая для инвалида войны первой группы пенсионная выплата не может быть ниже 1041 грн., второй группы — 937, третьей — 833, для участника боевых действий — не ниже 729 грн.
Выступая 4 мая на сессии ВР, первый вице-премьер всенародно объявил о начинающемся с 1 июня очередном этапе повышения пенсий и для других категорий пенсионеров, в частности для тех, кому пенсии были назначены до 2005 года. По словам Азарова, 12,4 млн. граждан, находящихся на заслуженном отдыхе, получат ежемесячную прибавку в среднем в 40 грн.
Однако все это — не тема законопроекта №3509, который был проголосован парламентом 4 мая. 4,2 млрд. грн. (из 5,1 млрд., на которые, согласно документу, увеличивается расходная часть бюджета) пойдут на финансирование второго этапа восстановления единой тарифной сетки, начинающееся с 1 июня с.г.
Много ли осталось в Украине от прежней тарифной сетки и чем второй этап ее восстановления отличается от третьего (или, если угодно, от первого), большинство украинских граждан представляет смутно. Еще меньше ясности относительно того, насколько легитимны нынешние законодательные инициативы парламента и будут ли они иметь хоть какое-то влияние на экономическую жизнь страны. Но зато как хороши обещания повысить в рамках «второго этапа» зарплату учителям и медикам! Как и посулы увеличить доплату педагогам за звание «учитель-методист» или за руководство кружком…
Здесь главное — не заиграться и обеспечить повышение социальных выплат реальными ресурсами. Всем нам памятна предвыборная осень 2004 года, когда резким повышением пенсий правительство Януковича создало проблемы для бюджета и Пенсионного фонда, продолжавшееся более двух лет и приведшее к серьезным перекосам в экономическом развитии страны.
Не совсем удачная параллель? Действительно, нынешние расходы на повышение доплат к пенсиям инвалидов войны и участников боевых действий не выглядят критичными. Но здесь следует иметь в виду одну тонкость: речь идет, по заявлению первого вице-премьера, лишь о 388 тыс. человек. Если же предвыборный социальный ажиотаж приобретет большие масштабы, и пенсии на уровне 80—100% от средней заработной платы работников, занятых в экономике, будут назначены и более многочисленным категориям пенсионеров, то нетрудно догадаться, чем это обернется для страны. Во многих государствах мира вполне приемлемым считается уровень, когда средняя пенсия составляет 40—45% средней зарплаты. Уровень свыше 50%, а тем более 80—100% для экономики просто непереносим.
Не надо забывать и о еще одной особенности «социальных» денег. В отличие от расходов на инвестиции и инновации, дополнительные бюджетные средства в виде добавок к пенсиям и зарплатам сразу же попадают на потребительский рынок. Который может среагировать повышением цен. И нас не должны успокаивать весьма и весьма благополучные 1,3% инфляции в Украине по итогам первого квартала 2007 года и нулевой (!) рост цен в апреле. Многие эксперты сходятся во мнении, что эти данные, ввиду несовершенства используемой в нашей стране потребительской корзины, не вполне адекватно отражают сложившийся уровень инфляционной напряженности. И что правильнее было бы ориентироваться на апрельские 18,6% роста (в годовом исчислении) цен производителей. Потому что цены производителей и цены потребительские тесно связаны...
Впрочем, и политический привкус, и макроэкономические риски — дело десятое, когда речь идет о существенном повышении инвалидских и ветеранских пенсий. Поневоле задумаешься: а не проводить ли внеочередные выборы ежегодно, если только таким образом можно подвигнуть украинскую элиту на реальную, выраженную в гривнях, заботу об этом уходящем героическом поколении...