Еще в 2022 году Государственная налоговая служба Украины (ГНС) как компетентный орган Украины присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (Соглашение CRS). А уже 30 сентября 2024-го произошел первый обмен информацией по Общему стандарту отчетности (CRS).
CRS требует от стран — участниц Соглашения CRS собирать информацию от финансовых учреждений о счетах нерезидентов и ежегодно автоматически обмениваться такой информацией со странами-партнерами.
Из 118 стран, с которыми Украина будет обмениваться информацией, первый обмен охватил около 50. С остальными странами обмен запланирован на сентябрь 2025 года.
Каким образом происходит обмен информацией по CRS и почему это важно для отчетности о контролируемых иностранных компаниях (КИК).
Кто привлечен к обмену данными по CRS
В процессе автоматического обмена информацией принимают участие две категории субъектов:
- финансовые учреждения, которые отчитываются, — инвестиционные компании, депозитные, кастодиальные учреждения или определенные страховые компании, являющиеся резидентами стран — участниц Соглашения CRS, в частности банки, центральные депозитарии ценных бумаг, кредитные союзы, инвестфонды и другие (далее по тексту «финансовое учреждение» означает «подотчетное финансовое учреждение»);
- лица, о счетах которых отчитываются, — это физические лица или организации — резиденты стран — участниц Соглашения CRS. Если счет принадлежит или контролируется подотчетным лицом, он считается подотчетным, и финансовое учреждение должно о нем отчитываться.
Как происходит обмен информацией
Финансовое учреждение страны — участницы Соглашения CRS ежегодно отчитывается своему компетентному органу, то есть налоговой, обо всех подотчетных счетах налоговых резидентов других стран-участниц, в частности и Украины. Получив такую информацию, иностранный компетентный орган передает эти данные соответствующим налоговым органам стран — участниц Соглашения CRS (по Украине — в ГНС).
Автоматический обмен информацией между компетентными органами стран — участниц Соглашения CRS осуществляется ежегодно до 30 сентября года, наступающего за отчетным.
Резиденты Украины, о которых отчитываются по CRS
CRS-отчетность касается следующих резидентов Украины:
- физических лиц-резидентов Украины — владельцев иностранных счетов;
- организаций-резидентов Украины — владельцев иностранных счетов;
- пассивных нефинансовых организаций (пассивных НФО) — владельцев иностранных счетов, в которых контролирующими лицами является одно или несколько физических лиц-резидентов Украины.
Под термином «организация» понимают юридических лиц или правовые образования, такие как корпорация, партнерство, траст или фонд.
Пассивные НФО находятся под повышенным вниманием, потому что их чаще используют для уклонения от уплаты налогов. Поэтому финансовые учреждения обязаны отчитываться не только о самой пассивной НФО, но и о каждом ее подотчетном контролирующем лице.
К пассивным НФО относятся:
- инвестиционные компании, доход которых формируется преимущественно за счет инвестирования, реинвестирования в финансовые активы или торговли финансовыми активами, если они находятся под управлением другого финансового учреждения;
- организации, в которых более 50% валового дохода составляет пассивный доход (дивиденды, проценты по кредитам, роялти), кроме НФО, акции которых торгуются на бирже, НФО стартапы и т.д.
Определяем контролирующих лиц
Контролирующее лицо означает физическое лицо (или несколько), которое контролирует организацию (само или вместе с другими лицами).
Критерии определения контролирующего лица:
- контроль через долю участия, — обычно осуществляет физическое лицо, имеющее долю в этой организации, и определяется, исходя из порогового значения (например 25%);
- контроль другим способом, — если ни одно физическое лицо не осуществляет контроль через долю участия (см. выше), контролирующим лицом признается то, которое осуществляет контроль над этой организацией другим способом (например путем влияния на принятие решений);
- руководящая должность — если ни одно физическое лицо нельзя определить как осуществляющее контроль над организацией, контролирующим будут считать лицо, занимающее самую высокую руководящую должность.
В трасте контролирующими лицами являются учредитель, управляющий (доверительный собственник), протектор (если такой есть), выгодополучатель и любое другое физическое лицо, оказывающее решающее влияние на траст. В других правовых образованиях, например фондах (foundations), контролирующими лицами являются лица, исполняющие похожие роли (описанные для траста).
Информация, подлежащая отчетности
Объем информации, которую финансовые учреждения обязаны предоставлять своим налоговым органам (для дальнейшей консолидированной передачи соответствующим органам стран — участниц Соглашения CRS), зависит от типа счета. Счета делятся на кастодиальные (счета, на которых хранят финансовые активы в пользу другого лица), депозитные (любые коммерческие, текущие, сберегательные, срочные) и другие.
По всем трем типам счетов подается следующая информация:
1) основная информация о владельце счета:
- если владелец счета физическое лицо — имя, адрес, юрисдикция резидентства, налоговый номер, дата и место рождения;
- если владелец счета организация — название, адрес, юрисдикция резидентства, налоговый номер организации. Если это пассивная НФО, добавляются еще имя, адрес, юрисдикция резидентства, налоговый номер, дата и место рождения каждого контролирующего лица;
2) номер счета;
3) название и идентификационный номер (при наличии) финансового учреждения;
4) остаток или стоимость счета по состоянию на 31 декабря соответствующего календарного года либо другого отчетного периода или, если счет был закрыт на протяжении такого года или периода, на дату закрытия счета;
5) дополнительно к вышеуказанным (универсальным) данным добавляется информация, специфическая для определенного типа счета, за период календарного года:
- для кастодиальных счетов — общая валовая сумма процентов, дивидендов и другого дохода, сгенерированного относительно активов на счету, которые выплачены или зачислены на счет, и общая валовая сумма поступлений от продажи или выкупа финансовых активов, уплаченных или зачисленных на счет;
- для депозитных — общая валовая сумма процентов, уплаченных или зачисленных на счет;
- для других — общая валовая сумма, уплаченная или зачисленная владельцу счета по такому счету.
Порог в 250 000 долларов США
Согласно общему правилу, в рамках CRS финансовые учреждения отчитываются обо всех подотчетных счетах физических лиц, независимо от остатка или стоимости счетов по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В Украине на время действия военного положения действует специальное исключение: если общая стоимость активов на всех счетах физического лица не превышает эквивалент 250 000 долл. США по состоянию на 31 декабря календарного года, в котором действует военное положение в Украине, налоговая не может использовать информацию о таких счетах для начисления налоговых обязательств. ГНС получит информацию о таких счетах в рамках обмена с другими странами, но использовать ее для начисления налоговых обязательств она не имеет права.
КИК и CRS: как это связано?
CRS открывает завесу для налоговых органов по поводу иностранных финансовых активов резидентов Украины. Раньше налоговая должна была направлять запросы в другие страны для получения такой информации. С сентября 2024 года ГНС автоматически получает данные о счетах украинцев в странах — участницах Соглашения CRS. Благодаря такому обмену ГНС будет иметь информацию о подавляющем большинстве иностранных счетов украинских резидентов и контролируемых ими иностранных компаний.
В январе 2025-го ГНС опубликовала результаты отчета о КИК за 2022–2023 годы. Украинские резиденты подали 39 тыс. отчетов по 23,6 тыс. КИК в 119 странах. Четыре самые популярные европейские юрисдикции, в которых украинские резиденты имеют свои КИК: Польша — 23,2%; Кипр — 11; Великобритания — 9,1; Эстония — 7,5%.
Со всеми этими странами Украина автоматически будет обмениваться информацией в рамках CRS.
Еще 9,4% КИК украинских резидентов зарегистрированы в США, которые не являются стороной Соглашения CRS. В то же время страна имеет свой стандарт обмена информацией — FATCA.
Отчеты CRS позволят ГНС сопоставлять полученную в рамках CRS информацию с данными налоговых деклараций и отчетов, направлять запросы о предоставлении дополнительных объяснений и, при наличии оснований, доначислять налоговые обязательства. Таким образом, у ГНС будет дополнительный источник объективной информации о доходах КИК украинских резидентов.
Вывод и совет
Автоматический обмен информацией в рамках CRS между более чем 100 странами существенно повышает прозрачность для целей налогообложения. Некоторые страны уже сейчас требуют от финансовых учреждений предоставлять информацию о среднем остатке или стоимости счета на протяжении календарного года или другого отчетного периода (а не только по состоянию на один день — 31 декабря). Эта тенденция свидетельствует об усилении требований к отчетности и контролю над финансовыми операциями.
Украинские налоговые резиденты обязаны подавать отчет о КИК:
- физические лица — до 1 мая вместе с налоговой декларацией об имущественном положении и доходах;
- юридические лица — до 3 марта вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль.
Тем, кто сомневается, отчитываться ли о своих КИК, советуем не медлить. Ведь это только вопрос времени, причем довольно короткого, когда налоговые органы узнают о КИК украинских резидентов и их финансовых активах за границей.