Это загадка. Да, в четверг парламентарии почти конституционным большинством голосов высказались за поддержку во втором чтении и в целом закона о внесении изменений в законы по вопросам налогообложения в связи с принятием госбюджета на 2004 год (больше известного под своим № 4000-1). Но поскольку голосовались сразу три сравнительные таблицы (последняя из которых была роздана примерно за час до принятия решения), а в таблицах поправки делались к еще не утвержденным поправкам, да вдобавок «главный налоговик» ВР Сергей Терехин уже по ходу сессионного заседания просил помощи у юридического управления парламента в более точном формулировании одного из положений, сказать, что конкретно приняли, пока очень сложно. Подождем до опубликования уже подписанного Президентом документа в прессе...
Однако некоторые законодательные моменты нам показались весьма любопытными. С ходу так и не вспомнишь, случалось ли когда-нибудь в новейшей истории Украины, чтобы налоговым законом изменяли нормы… действующего госбюджета. На наш взгляд, событие невиданное. Прямое следствие издержек при принятии главной финансовой сметы страны на 2004-й — действа, беспрецедентного по непрофессионализму и неуважению к Бюджетному кодексу и Регламенту ВР.
Нынче изменения внесены сразу в четыре статьи госбюджета-04 —12-ю (реструктуризация просроченной бюджетной задолженности по НДС), 71-ю (запрет расчетов в неденежной форме), 80-ю (приостановление госбюджетным законом действия отдельных статей других законов), 83-ю (порядок уплаты налога на прибыль). Вероятно, это — только начало, и от скверного вкуса широко разрекламированной ягодки совместного бюджетного творчества парламентского большинства и коалиционного правительства не раз еще скривится вся страна…
Законом № 4000-1 парламентарии устранили только некоторые из наиболее вопиющих проблем отечественного законодательства, созданных их же руками. Никто никого, помнится, не принуждал в мае 2003-го с кондачка, без обсуждения принимать архиважный закон о налоге на доходы физических лиц. Приняли. И вот только теперь, в феврале 2004-го, удалось отменить, мягко говоря, странную норму, предписывающую облагать по ставке 13% все выращенное на подворьях крестьян и в личных подсобных хозяйствах. Отныне не подлежат налогообложению все доходы от продажи сельхозпродукции, выращенной на личных подворьях площадью не более 2 га, приусадебных участках (не более 0,25 га — в селах, 0,15 га — в поселках и 0,10 га — в городах), а также на садоводческих и гаражных участках определенной площади. Как будут исчисляться суммы налогов, если участок оказался «переростком» — скажем, приусадебный (в городе) площадью 0,15 га, — до принятия под язык валидола лучше не думать...
Кстати, для сведения бухгалтеров, поспешивших воспользоваться преимуществами новой 13-процентной ставки налога на доходы физлиц: рано обрадовались! Согласно внесенным в законодательство изменениям, доходы налогоплательщика, начисленные по результатам налоговых периодов до 1 января 2004 года, облагаются по ставкам, которые действовали до указанной даты, независимо от времени фактической выплаты этих доходов.
Зато в вопросах урегулирования отношений между плательщиками единого (фиксированного) налога и Пенсионным фондом вновь вроде бы забрезжила надежда. В законе № 4000-1 записано, что в связи со вступлением в силу с 1 января с.г. закона об общеобязательном государственном пенсионном страховании Кабмину надлежит «в месячный срок подготовить текст закона, предусматривающего снижение ставок единого и фиксированного налогов с целью компенсации дополнительных потерь субъектов предпринимательской деятельности — плательщиков единого и фиксированного налогов, связанных с уплатой взносов в Пенсионный фонд Украины».
Как все будет на деле — сказать очень трудно. Еще труднее предположить, когда именно это произойдет — правительство почему-то не очень трепетно соблюдает установленные законодателем сроки. Однако позиция парламентариев, на наш взгляд, однозначна: предприниматель не должен делать взносов в Пенсионный фонд дважды — целевым платежом в ПФ и в составе единого (фиксированного) налога.
Вот пока и все из положительных налоговых новостей. О негативе — если таковой в законе № 4000-1 имеется — у нас еще будет возможность поговорить. Чует сердце — таки имеется. Неспроста ведь в последнее время и депутаты, и правительство избегают постатейного обсуждения в ВР важнейших для экономики страны документов...