Искусство возможного
Прежде всего - сакраментальный вопрос: сколько? Какова должна быть ставка налога на прибыль, чтобы у налогоплательщика желание ее, прибыль, спрятать не превышало страха перед карающей десницей налоговой инспекции? Украина проверила, к сожалению, на собственном опыте, что поползновения государства обложить налогом абсолютно все и еще что-нибудь сверх того владельцы прибыли встречают лозунгом «Все в тень!» и полностью утрачивают интерес к легальному бизнесу. Таким образом, базовая ставка налога - это точка равновесия между государством, его бюджетом, социальными издержками и экономической эффективностью предприятия. В новом законе базовая ставка налогообложения прибыли 30 %. Это очень небольшая ставка - самая низкая в Европе, где обычный минимум - 40%. Чтобы понять, почему именно так, необходимо вернуться на три месяца назад - когда Кабинет министров внес свой законопроект, в котором ставка налога тоже была 30%, но не на прибыль, а на доход. «На себестоимость не списывалась заработная плата, не списывались кредиты, - рассказывает один из авторов Закона о налогообложении прибыли предприятий Сергей Терехин. - Мы сказали: нет, должна облагаться прибыль. Но поднять ставку сейчас просто политически нереально. Хотя это надо сделать. Думаю, на следующий год мы введем какой-нибудь стабилизирующий налог на два-три года. Скажем, плюс 5% прибыли на три года, на период стабилизации экономики.
К ставкам налога мы еще вернемся, а сейчас - несколько концептуальных замечаний.
До последнего времени налог на прибыль предприятий был главным налогом для пополнения бюджета и составлял более 10% ВНП (валового национального продукта). Налог на прибыль, по самой идее своей, - налог регулирующий, который заставляет предприятия искать и находить более рациональные формы хозяйствования - не «проедать» прибыль, а вкладывать ее в инвестиции. А главным источником поступлений в бюджет должно стать то, что налоговый пресс сможет выжать из потребления: акциз, НДС, подоходный налог.
Несколько принципов, которые должны быть аксиомой для любого законодателя: налогообложение должно быть разным для всех, недискриминационным и неизменным. Хотя бы относительно неизменным. «Об абсолютной неизменности, - считает Сергей Терехин, - сейчас сложно говорить, слишком быстро у нас развивается экономическая жизнь, надо регулировать новые формы хозяйствования. Но относительная обязательно должна быть, должна быть формула, которая не позволяет каждый день изменять принципиальные, существенные нормы налогового законодательства».
Итак, по решению Верховного Совета прибыль предприятий будет облагаться по ставке налога 30%, прибыль от посреднических услуг - 45% (чистая политика, поскольку оказывать посреднические услуги можно отнюдь не декларируя этого) и прибыль от игорного бизнеса - 60% (учитывая, что в игорном бизнесе основной оборот идет в наличке, не спешите жалеть владельцев казино). Закон или его отдельные статьи могут быть изменены не ранее чем через 1,5 года.
Одно из главнейших достижений авторов нового закона - появление поправки на инфляцию. Это как поправка на ветер, не учитывая которой, рискуешь, простите, плюнуть против него. У предприятий облагалась «дутая» инфляционная прибыль и после выплаты налога просто не оставалось средств для пополнения оборотных средств. Отныне на индекс инфляции будут умножаться не только прибыли, но и ЗАТРАТЫ, что очень важно для установления реальной цены. Как было? Предприятие потратилось на изготовление продукции, реализовало ее через месяц. Затраты - по старым ценам, а за месяц - 70 процентов инфляции, издержки на производство соответственно выросли. Выросла, конечно, и цена реализации. Необходим ресурс, чтобы повторить процедуру производства, а ресурса у предприятий как раз и нет. Новый закон предусматривает систему адаптации налогов к инфляции, автоматического индексирования затрат предприятий: через амортизацию, через автоматическое индексирование основных фондов и товарно-материальных ценностей. По сути, облагается налогом разница между накопленными издержками и валовой прибылью.
Еще одна особенность. Налог на прибыль предприятий является налогом базового уровня. То есть поступления от него собирают местные - городские и районные - бюджеты. Политически это очень интересно: во-первых, это способ формирования реального бюджета «снизу - вверх» (попробуйте сказать, что бюджет - дело не политическое), во-вторых, появляются вполне материальные предпосылки для организации местного самоуправления на президентский, несоветский манер.
И вот все эти принципы и новинки неожиданно проходят через «сито» Верховного Совета почти без потерь. Воистину, политика, особенно налоговая, - это искусство. Как видим, иногда даже - искусство невозможного...
Наука побеждать
Когда речь идет о прибыли, народ обычно интересуется: а что будем относить на себестоимость? Премьер Виталий Масол и еще кто-то из кабминовского народа имеет на этот счет свое особое мнение. Настолько особое, что по примеру своего шефа - Президента, Виталий Андреевич перешел на эпистолярный жанр в общении с Президиумом Верховного Совета: написал последнему по поводу способов определения затрат, относимых на себестоимость. В письме говорится, что закон противоречит ноябрьскому постановлению Кабинета министров, поскольку самостоятельно расписывает структуру себестоимости продукции, то есть те затраты, на которые уменьшается налоговая база. Премьер же хочет регулировать себестоимость подзаконными актами Минфина, отраслевых министерств - как это делалось 70 лет и давало больший простор для маневра разнообразным лоббистским группам.
Дополнительную пикантность ситуации придает то, что Кабмин вообще не торопился менять налоговую систему - инициативу пришлось проявить Президенту. Противоречия между кабминовской и президентской командами замечены уже давно, но вряд ли премьеру стоило пытаться блокировать принятие президентского проекта закона. В нормальном обществе после такого письма премьер должен подать в отставку.
Что же говорится по поводу затрат на себестоимость в новом законе? Поясняет Сергей Терехин: «Издержки - это все, что связано с производством продукции, зарплатой, и все, что связано с реализацией, передпродажной подготовкой, рекламой. Мы переходим к другому принципу, другой психологии - предприятию главное не произвести, а реализовать. Все издержки списываются на себестоимость, как впрочем, и любой реальный процент по кредиту. Раньше на себестоимость относились только проценты по краткосрочным кредитам, которые идут на финансирование текущей деятельности, причем - по половинной ставке рефинансирования НБУ. Тем самым у предприятия забирали необходимые для воспроизводства ресурсы, хотя плата за кредит - нормальная бизнесовая трата, как трата за покупку сырья. Мы предлагаем другой метод. Если мы индексируем пассивы, то нужно индексировать и активы. Если мы индексируем задолженность, надо индексировать и кредит. На себестоимость относятся все реальные проценты за кредит минус уровень инфляции. Такая система адаптации налогов к инфляции приведет к тому, что у нас будет очень четкое налоговое поле, мы сможем планировать поступления в бюджет».
Кстати, коль уж речь зашла о бюджете: благодаря неувязкам и «неутряскам» налоговая система в первом квартале 1995 года будет представлять собой этакого кентавра: половина - новая, половина - старая. Закон о налогообложении прибыли уже принят и начнет действовать. Остальные налоги - на добавленную стоимость, подоходный и т.д. - будут взиматься по старым законам.
Как будет выглядеть в этом случае бюджет, не совсем ясно. Если правительство собирается снова повторить славный путь к провалу образца 94-го, то схема действий такова: собираются заявки министерств, верстается расходная часть бюджета (строго между нами заявок получено на 4,5 квадриллиона карбованцев). Эта сумма должна найти отражение в доходной части бюджета - понятно, формируемой за счет налогов. Обычно на этой стадии начинались разнообразные изменения в существующих законах о налогах: цифру мнимых доходов приводили в соответствие с цифрой заявленных расходов. Реальная дыра в бюджете начинала нервировать правительство только к концу года.
Ввиду того, что новые налоговые законы защищены от стремительных и неожиданных изменений, рекомендуется бюджет-95 попробовать сверстать по-людски: формируя расходную часть не из заявок предприятий, а исходя из реальных доходов бюджета, распределенного на 52 млн. душ в нашей стране.
Коротко о льготах и способе взимания налога. Если учесть, что, по мнению авторов закона, он не имеет социальной окраски, а является налогом на производственную деятельность, то и льготы там предусмотрены минимальные. «Если мы хотим давать льготы, поощрять потребление либо каких-то отдельных слоев населения, либо потребление каких-либо товаров, мы должны использовать другие налоги: НДС и подоходный налог с граждан. Налог на прибыль не для этого создан, - считает Сергей Терехин. - Сегодня налог будет взиматься по факту: есть прибыль - заплатил, нет прибыли - не платишь. Называется это по-старому - чтобы никто не путался - авансовый взнос на базе прошлого месяца, хотя это фактически уплата налога за прошлый месяц. Почему называется авансовым? Я думаю, что это дань и кивок в сторону нашего уважаемого правительства, которое любит, чтобы все платили авансом.
Мы вводим также базовую ставку налогообложения страховых компаний, банков, страховых компаний, бирж и т.д. Пора всем понять: банки имеют очень маленькую рентабельность, они прокачивают большие суммы, так как обслуживают денежный оборот. Кроме того, драконовский налог на банковскую деятельность всегда отражается на конечной цене кредита. Дилемма: платить большие ставки за кредит либо облагать банки налогом наравне со всеми. Мы выбрали второе. Точно так же и с брокерскими конторами, биржевой торговлей».
ЭЛЬДОРАДО ДЛЯ СЕЛА
Новый закон расколол фракцию аграриев в Верховном Совете. Авторы проекта исходили из того, что основные затраты села - обработка земли, и налог, который фактически будет платить село, - это налог на землю. Но и налог на прибыль для села должен существовать - хотя бы только для того, чтобы индексировать его затраты, для того, чтобы узнать, наконец, реальную цену на его продукцию. Пусть «самым главным» налогом на селе будет налог на землю и основные фонды, у села прибыли вряд ли получатся - и подтвердить это можно одним глубокомысленным макроэкономическим расчетом. Если проиндексировать убытки села за 1994 год, их будет больше, чем полученных кредитов. По новому закону, налог на прибыль будет взиматься, только если абсолютная сумма начисленного налога на прибыль больше, чем абсолютная сумма начисленного налога на землю, плюс плата за землю, плюс налог на основные фонды. Но для того чтобы установить, какой из налогов больше, их надо подсчитать, а значит, как и было сказано, проиндексировать, хотя бы на бумаге, затраты и доходы, что дает возможность устанавливать реальные закупочные цены. Больше всего против этого возражает Минсельхозпрод, от века привыкший вертеть закупочными ценами, как цыган солнцем. Зато даже колхозно-совхозное начальство согласно с тем, что индексация затрат, предусмотренная новым законом, - это эльдорадо для села.
Послесловие
Закон о налогообложении прибыли весьма обширен и наверняка несовершенен. Разъяснять его тонкости предоставим налоговой инспекции, а искать и исправлять недостатки - специалистам из Верховного Совета. Радует, что долгожданные изменения в такой серьезной области, как налоги, наконец начались. Беспокоит, что они начались с явным опозданием. Успеем ли наверстать упущенное?